Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:08, курсовая работа
Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Потребность осознать характер этой деятельности, форм общения, складывающихся в ней так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально - психологическими явлениями и каким-то образом пытались их использовать. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально - избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. Можно сказать, что чем больше нам нравится человек, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (речь не идет о патологической привязанности).
Аттракция значима и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность может действительно изменить отношение на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий увеличить объём информации о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Так, телевизионный ведущей, улыбающейся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. То есть здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Не меньше любопытен тот факт, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом не существующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например, с художественным образом (образом героя из книги или фильма).
Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Здесь имеет смысл говорить о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а так же особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.
Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним, в этом случае процесс познания другого пойдёт более успешно (конечно, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Как механизм межличностной перцепции, идентификация подобна эмпатии. Однако если эмпатия это, своего рода, эмоциональное отожествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого и настоящего опыта подобных переживаний, то идентификация в большей степени есть интеллектуальное отождествление. Результаты такого отождествления тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.
Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, например, работа следователя или педагога. Ошибка идентификации у этих специалистов при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения, верно, оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.
Таким образом, идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видеиия другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.
Воспринимая и интерпретируя окружающей мир и других людей, человек так же воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Она означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Однако не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или видеосъёмках, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.
Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции не однозначны. Каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается образ, точнее часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей.
Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем. Он возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д.
Имидж имеет две стороны:
Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть выше названное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа:
Таким образом, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаем. Если образ человека не воспринимается окружающими или носят отрицательный характер с точки зрения большинства, то либо индивид пренебрегает общепринятыми обычаями, либо утверждает собственное Я, пренебрегая социальными нормами. Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров - специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.
2.2 Эффекты восприятия и
Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический - предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический - предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный - включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия. С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). Кроме того, большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации.
Говоря о многообразных искажениях восприятия. Невозможно игнорировать одно из самых распространенных - стереотипы. В широком смысле, стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д. Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. Она несет в себе не только негативные явления, включая в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми, стереотипизация необходима любому человеку. Однако, стереотипное поведение препятствует принятию новых решений, умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
В результате стереотипизации формируется социальная установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установка лежит в основе избирательной активности человека, являясь показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом. Целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида.
Целевые установки связаны обычно с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца.
На операциональном уровне установка обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.
В процессе восприятия и интерпретации другого человека не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутниками межличностной перцепции.
2.3
Точность межличностной
Этот вопрос связан с решением проблемы, что вообще означает «точность» восприятия социальных объектов. При восприятии физических объектов существует возможность проверки путем сопоставления результатов восприятия с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов.
В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сравнить, сопоставить.
Вообще, для оценки многочисленных качеств личности можно использовать различные личностные тесты. Но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.
Аналогичные проблемы характерны и для метода экспертных оценок личности, хотя по сравнению с тестами этот критерий практически не лимитирует выбор параметров межличностного восприятия.
Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.
В последнее время для развития перцептивной способности людей и повышения точности перцепции используют различные социально-психологические тренинги. На этих тренингах обучают искусству общения в целом и перцептивной компетентности в частности. Такие тренинги необходимы для лиц у которых точность восприятия других людей особенно значима (врачи, учителя, руководителя различных рангов и т.д.).
Видеотренинги помогают увидеть себя со стороны, сопоставить представление о себе с тем как личность воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий и категорий, при помощи которых даются описания его самим субъектом и другими людьми. Это сближение собственных и чужих представлений о себе в определенной степени служит повышению точности восприятия.
Заключение
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что конкретные формы могут быть весьма различны. Вычленить «чистые» модели общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение исследований бесспорно, но также бесспорно и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, то есть форму, в которой организуется этот процесс. Между тем, как содержательные аспекты общения остаются по существу за бортом интереса исследователя.