Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по межличностным отношениям детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для детей младшего школьного возраста
в качестве ведущих выступают два симтокомплекса
- тревога и враждебность.
Первый, отражающий беспокойство, неуверенность
ребёнка в том, интересуются ли им сверстники,
принимает ли его и любит учитель. Младшие
школьники безгранично доверяют взрослым,
подчиняются и подражают им. Авторитет
взрослого человека, его оценка действий
воспитанника являются безоговорочными.
Тревога проявляется в чрезмерном желании
здороваться с учителем, охотном выполнении
своих обязанностей.
Второй свидетельствует о различных формах
неприятия и может быть началом враждебности,
депрессии, агрессивности, асоциального
поведения-исключительно нетерпелив,
кроме тех случаев, когда находится в хорошем
настроении; иногда на приветствие может
выражать злость или подозрительность;
очень переменчив в поведении.
В последние годы психология младшего школьного возраста стала привлекать всё большее внимание. Разрабатываются проблемы - роли кооперации со сверстниками (Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов), психического развития детей младшего школьного возраста (Е.Е.Кравцова и др.), анализа кризисных возрастов (Е.Е. Кравцова, К.Н. Поливанова, О.А. Карабанова и др.), анализа социальных ситуаций развития (О.А. Карабанова и др.) и др. Большинство работ по проблеме формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста приходится на социологические и педагогические исследования (Брумер Дж. С.; Зыкова В.И.). В группу дезадаптированных индивидов включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками или педагогами, т. е. с нарушением социальных контактов - это особенно характерно для детей с задержкой психического развития, так как они испытывают наибольшие трудности, влияющие на личностное развитие [3].
По мнению психологов, именно в младшем
школьном возрасте формируются основы
нравственности и социальные установки,
складываются отношения к себе, людям,
обществу. В рассматриваемом нами аспекте
развитие межличностных отношений представляет
собой процесс перестройки поведения
и деятельности ребёнка в новых условиях.
Процесс этот многосторонний, активный,
включающий в себя формирование средств
и способов поведения, направленных на
овладение учебной деятельностью и эффективное
взаимодействие с новой социальной средой.
Важное значение в развитии межличностных
отношений детей с ЗПР придаётся анализу
эмоциональных проявлений. Новые требования,
подчас превосходящие возможности ребёнка,
изменяют состояние эмоциональной сферы,
вызывая неспецифическую, стрессовую
реакцию организма.
Психологи утверждают, что эмоции играют
важную роль в жизни детей с задержкой
психического развития, так как отсутствие
настоящего эмоционального общения делает
ребёнка неуверенным в себе. Эмоции помогают
воспринимать действительность и правильно
реагировать на неё. Они представляют
собой отражение реальной действительности
в форме переживаний. Различные формы
переживаний чувств (эмоции, аффекты, стрессы,
настроения) образуют в совокупности эмоциональную
сферу ребёнка. Тем не менее, мы считаем,
что у детей младшего школьного возраста
с ЗПР эти переживания ещё не являются
устойчивой чертой характера и относительно
обратимы при проведении соответствующих
психолого-педагогических мероприятий,
которые помогут ребёнку адаптироваться
и стать полноценным членом детского коллектива,
а в дальнейшем - членом общества, толерантной
личностью.
Разнообразие эмоций, которые испытывает ребёнок с ЗПР, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчаются или, наоборот, усложняются учебная деятельность и воспитательный процесс. Эмоциональное состояние не только зависит от успешности их выполнения, но влияет на их результат. Успех в учёбе создаёт особый подъём, вызывает ещё большие старания добиться похвалы, способствует формированию уверенности в своих силах. Ребёнок не испытывает состояния напряжённости, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и моральных качеств достаточно высок, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям.
Младший школьник впервые осознаёт отношения
между ним и окружающими, начинает разбираться
в общественных мотивах поведения, нравственных
оценках, значимости конфликтных ситуаций,
т.е. в этом возрасте формирование личности
вступает в сознательную фазу. Именно
в младшем школьном возрасте начинают
интенсивно формироваться моральные чувства.
На этой основе возможно формировать нравственные
и гражданские убеждения у детей младшего
школьного возраста, используя соответствующие
методики, адаптированные для детей данного
возраста.
Важную роль в развитии межличностных
отношений играет социально-психологическая
атмосфера в детском коллективе. Выделяют
два основных и разных по своей природе
пласта межличностных отношений.
Первый - формально извне организованные
ролевые отношения на основе делового
распределения ролей в совместной деятельности.
Второй - неформальные, эмоционально-личностные
отношения, основанные на личных предпочтениях,
симпатиях - антипатиях, взаимной привязанности.
Детский коллектив - достаточно активный субъект воспитательных отношений. Детская среда обучает ребёнка: общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает у ребёнка социально - психологические качества (социальный интеллект, умение понимать партнёра, тактичность, вежливость, умение вступать в контакт и поддерживать его, коллективистские качества, способность к кооперации и взаимодействию, к сопереживанию), навыки общественной дисциплины. Именно межличностные отношения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развить механизмы саморегуляции (самоконтроля, самообладания и т.д.). Духовное влияние коллектива и личности взаимно. Ребёнок, овладевая фондом духовного богатства группы, сам обогащает её. Высокий положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно, только из сущности сил ребёнка. Необходимо внешнее педагогическое влияние и руководство. В группе детей с ЗПР психологические ограничения более глубоки. Социальные возможности их личности значительно ослаблены. Педагог, работающий с детьми с ЗПР, сталкивается с рядом серьёзных психологических проблем. На занятиях детям должны даваться не только знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться умения по решению межличностных проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения, что способствует более успешной адаптации к самостоятельной жизни в современном мире[9].
Основными формами, применяемыми для развития межличностных отношений у детей с ЗПР, являются диалоговые (дискуссия, диспут, дебаты, игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, игровые программы). Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс общения. Единственный способ иметь друга научиться самому быть другом (амер.философ Э. Ральд). В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (и прежде всего мышления). Обучение умению вести диалог способствует последующему переходу от внешнего диалога к диалогу внутреннему (Л.С. Выготский), диалогу школьника с самим собой, который становится стимулом его духовного развития, побуждает к самовоспитанию и самообразованию. Диалог при его умелой, тактичной организации способствует активному формированию ценностно - смыслового и эмоционально - ценностного отношения школьника к объектам окружающего мира.
Также очень эффективно в работе по улучшению межличностных
отношений вести каждому ребёнку Дневник
моих достижений, с целью фиксации своих
достижений, повышения уровня самоотношения.
А также Ящик доверия, куда дети, которые
по какой - либо причине не идущие на вербальный
контакт, кладут свои письма с проблемами,
пожеланиями.
На практике именно эти формы, методы и
приёмы оказались наиболее эффективными.
В воспитании детей с ЗПР, как уже отмечалось, важен диагностический подход, который своевременно поможет уловить актуальное состояние и личности и коллектива, а также корреляция учителя с родителями, психологом и соцпедагогом [9].
Таким образом, в младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного воздействия, коллективистских отношений. Трудности общения в данном возрасте обусловлены неудовлетворительным уровнем межличностного общения с взрослыми и сверстниками, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации.
Нарушения в сфере межличностного общения сказываются на развитии личности ребёнка, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.
Благодаря использованию дифференцированного, синергетического,
комплексного, а не точечного подходов;
учёту индивидуальных, возрастных и типологических
особенностей детей с задержкой психического
развития; созданию необходимых условий
для раскрытия, развития личности каждого
ребёнка; применению в своей педагогической
деятельности основ гуманистической,
педоцентристской педагогики и использования
личностно-ориентированного подхода,
педагог, который для детей именно младшего
школьного возраста является центральной,
доминирующей фигурой, должен грамотно
подбирать мероприятия, их формы, методы
и приёмы проведения. Это приведёт к удовлетворённости
детьми учебно - воспитательным процессом
и положительным результатам: улучшится
коллективасоциально-
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Методики и организация исследования
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
- Нарушения конституционального
развития ребенка, из-за которы
- Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
- Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью изучения развития межличностных отношений.
Наше исследование проводилось в три
этапа.
На первом этапе мы выявили при помощи
различных методик уровень самооценки
психических состояний, межличностных
отношений, коммуникативных склонностей.
На втором этапе мы проводили в течение года занятия по программе Наука быть человеком: уроки общения (Приложение 1), включающие знакомство детей с ситуациями, направленных на развитие нравственных, коммуникативных качеств, формирование способности к самоанализу, их обсуждение и положительной рефлексии.
На третьем этапе мы провели повторную
диагностику.
В эксперименте принимали дети младшего
школьного возраста, учащиеся 2 - 4 классов,
с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского
дома. В экспериментальную группу входило
10 девочек, воспитанниц группы Солнышко:
Дина Акулова, Таня Чащина, Лера Хрущёва,
Саша Тимофеева, Люба Каптилова, Юля Пайзина,
Оля Щелканова, Алиса Оненко, Даша Щелканова,
Света Акулова. Контрольная группа включала
10 девочек, воспитанниц группы Алёнушки:
Настя Соляник, Настя Тетерина, Даша Кукса,
Марина Банных, Вика Акунка, Маша Свотина,
Таня Гальмуева, Ксюша Акунка, Настя Акунка,
Маша Самар.
Все дети имеют вторую группу здоровья, разные формы задержки психического развития. Большинство - педагогически запущенные дети, не посещавшие детские сады, воспитывались в неблагоприятных условиях, не получавшие должного внимания и развития со стороны родителей, в последствии лишённых родительских прав. У другой группы детей задержка психического развития обусловлена хроническими и инфекционными заболеваниями. Третья группа - дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
В качестве показателей уровня межличностных отношений у детей младшего школьного возраста в нашем исследовании выступили результаты теста Г. Айзенка Самооценка психических состояний личности, которые позволили получить картину изменения психического состояния (тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности) детей в течение года. В данной работе излагаются результаты, полученные с помощью методик: Р.Желя по выявлению уровня межличностных отношений, Р.В.Овчаровой - выявление коммуникативных склонностей.
Первый этап - первичная диагностика
Цель: выявить особенности психических состояний детей младшего школьного возраста с ЗПР, а именно тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности; а также характер отношений с другими детьми в системе межличностных отношений.
Для изучения психических состояний личности каждого ребёнка мы использовали тест английского психолога Г. Айзенка Самооценка психических состояний личности (Приложение 4), состоящий из сорока предложений. Он позволяет определить уровни тревожности (склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги), фрустрации (психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели), агрессии (повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путём применения силы по отношению к другим людям), ригидности (затруднённость в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки). Для выполнения теста каждому исследуемому ребёнку было предложено, внимательно читая, напротив каждого утверждения поставить цифру. Если утверждение подходит, то цифра 2, если не совсем подходит - цифру 1, если не подходит - 0. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
В результате проведённого исследования мы получили следующие данные, которые представили в таблице 1.
Таблица 1
Уровень выраженности психических состояний до эксперимента
Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР