Особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по межличностным отношениям детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Опираясь на наблюдения за детьми с ЗПР, следует отметить и учитывать в своей работе каждому педагогу следующие черты своеобразия взаимоотношений:

1.Психологическая база для активного  полноценного обучения и воспитания  детей с ЗПР дефицитно ослаблена;

2.Эмоциональная незрелость детей  с ЗПР ведёт к эмоциональной  поверхности контактов, слабому  поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолётны, ситуативны, неустойчивы;

3.Расторможенность психических  процессов, повышенная возбудимость  ведёт к тому, что импульсивное  поведение чаще всего превращается  в цепочку реакций и неадекватных  способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов;

4.Общая незрелость определяет  тенденцию данных детей к примитивной  зависимости от более зрелых  и активных членов коллектива, подчинённости им;

5.У детей с ЗПР нет развитой  самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них проявление  склонности к преувеличению своих  возможностей, к переоценке своего обаяния и влияния.

6.Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы;

7.Адаптивные механизмы также  своеобразны. Он не имеет достаточно  развитых интеллектуальных и  эмоционально - волевых возможностей  для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.

Педагог, работающий с детьми с ЗПР, сталкиваются с рядом серьёзных психологических проблем.[5, с 52]

И поэтому, планируя учебно - воспитательную, диагностическую работу, педагог должен знать и учитывать все особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Для улучшения межличностных отношений педагог должен использовать различные индивидуальные и групповые формы работы. Как показывает практика, наиболее эффективными являются диалоговые формы, а также игровые, коммуникативные тренинги. 

Занятия проводить не менее двух раз в неделю. Психолого педагогические средства должны включать в себя момент новизны, что позволяет поддерживать постоянный интерес у детей и снимать у них эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе общения.

Каждое занятие должно состоять из следующих элементов:

- разминка или обсуждение домашнего задания;

- основное содержание задания;

- ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем;

- рефлексия.

Следует помнить, что эффективность работы с детьми, а соответственно и достигнутые результаты будут зависеть от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам, от умения излагать материал проблемно, включать в процесс работы самих детей, от умения изучить каждого ребенка и на этой основе включать его в групповую работу, а также применять следующие принципы:

- принцип эвристической среды  реализация предлагаемой программы  должна происходить в творческой  форме, ориентироваться на потенциальные возможности детей.

- принцип субъективности каждый член группы должен принимать активное участие в работе группы, проявлять заинтересованность, высказывать возникшие идеи и пути решения поставленных проблем.

- принцип сотрудничества в ходе  работы необходимо заинтересованное  взаимодействие педагога с группой в целом и с каждым отдельным ребенком.

- принцип интеграции результатов  выражается в прогностической  оценки воздействий педагога  на группу и коррекции своих  воздействий в соответствии с результатами оценки.

Особенно важно грамотно подходить к подбору наиболее эффективных диагностических методик, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

Для исследования межличностных отношений детей с ЗПР можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р.Желя, для выявления коммуникативных склонностей - методику, составленную Р.В.Овчаровой, а также тест Г. Айзенка Самооценка психических состояний личности для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. И на основе полученной информации о характере межличностных отношений, уровня коммуникативных склонностей, психических состояний личности каждого ребёнка педагог должен планировать воспитательную работу по двум основным направлениям: развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей; гуманизация социально - педагогической среды.

1. Для развития коммуникативно-адаптивных  механизмов личности необходимо: совместно с медиками обеспечить  систематическую реабилитацию психического  здоровья детей с ЗПР с целью  снятия или снижения аффективности состояний, повышенной возбудимости; развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать правильному пониманию окружающих, сопереживать другому, адекватно оценивать себя; обучать навыкам бесконфликтного общения, терпимости, компромиссу, т.е. воспитывать черты толерантной личности, а также прививать потребность в общении, снимать коммуникативную тревожность.

2. Для гуманизации социально - педагогической  среды необходимо: создавать условия  для формирования норм гуманного  отношения, миролюбия через организацию ситуаций взаимопомощи; анализировать собственный стиль общения с точки зрения безоценочного принятия ребёнка; целенаправленно повышать привлекательность каждого ребёнка через создание ситуации успеха; обеспечить каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку; одобрять, обсуждать в классе любые, даже самые незначительные проявления доброго отношения к сверстникам.[5, с56]

На основе трёх основных критериев гуманистической психологии: безоценочного принятия человека, эмпатийного его слушания и конгруэнтного самовыражения в общении с ним (К. Роджерс) для модулирования жизненного пространства можно использовать программу Наука быть человеком: уроки общения.

Педагог должен: 

- создавать ситуации успеха, атмосферу  доверия, дружеского расположения, что даст возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка;

- вовлекать его во все мероприятия; 

- учить слушать и слышать собеседника;

- формировать навыки бесконфликтного  общения, тем самым, повышая уровень  межличностных отношений в классе, группе. 

Ведь именно младший школьный возраст является базой для развития межличностных отношений, отправной точкой воспитания гуманного, партнерского взаимодействия со своими сверстниками и окружающими их людьми. 

Все перечисленные в данной работе диагностические методики и программа Наука быть человеком: уроки общения несомненно, окажут помощь педагогам в решении вопросов межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблемы особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в последнее время приобрело большую значимость. Задача социального становления личности ребёнка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества сейчас, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. Для социализации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступать в беседу. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. 

Одна из главных задач социальных институтов, в частности школ, состоит в том, чтобы из стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие навыками бесконфликтного общения, т.е. толерантностью как основой своей жизненной позиции. Так как толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Дети с ЗПР при специально организованном обучении и воспитании, главным образом в ходе доступной практической деятельности, способны овладеть навыками бесконфликтного общения, принципами толерантности: субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды. Развитие межличностных отношений является одним из главных факторов воспитания толерантной личности, одной из форм реализации социальной сущности и психологической базы каждого ребёнка. Всё это необходимо знать и учитывать в учебно-воспитательном процессе. 

Целью нашей работы было изучить особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 
В теоретической части данной работы мы решили поставленные задачи. А именно, рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей ЗПР; особенности развития межличностных отношений, у детей младшего школьного возраста с ЗПР; проанализировали работы ведущих педагогов и психологов по данному вопросу. Выявили особенности и причины нарушения межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и пришли к выводу, что на качестве межличностных отношений среди младших школьников с ЗПР определённым образом сказывается отсутствие коммуникативных навыков, развитие которых происходит при соблюдении определённых условий. При благоприятных, специально созданных психолого-педагогических условиях детьми с ЗПР успешно усваиваются социальные нормы поведения, происходит процесс общения на основе гуманного, партнёрского взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, в результате чего ребёнок приобретает индивидуальность; вырабатывается понимание основных принципов толерантности; формируются нравственные личностные качества (самоубеждение, самодисциплина, сострадание, гражданственность, толерантность); исчезает межличностная напряжённость. 
В практической части нашей работы, основываясь на исследовании самооценки психических состояний, коммуникативных склонностей, мы выяснили уровень межличностных отношений. На основе проведённой диагностики мы можем отметить неблагополучие большинства детей групп в системе межличностных отношений, их неудовлетворённость в общении, признании сверстниками, они имеют высокие показатели тревожности, агрессии, фрустрации и низкий уровень коммуникативных навыков. 
На основании этого мы предложили проведение занятий по специально созданной программе Наука быть человеком: уроки общения, направленной на развитие нравственных, коммуникативных качеств; повышение уровня межличностных отношений; нормализацию самооценки психических состояний детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Таким образом, в процессе исследования было выявлено, что развитие у детей таких черт как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость приводит к взаимопониманию, бесконфликтному общению, а, главное, к повышению уровня межличностных отношений; что младшие школьники с задержкой психического развития могут обладать высокими коммуникативными способностями, если они развиваются в определённых условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абраменкова В.В. Социальная психология  детства: развитие отношений ребёнка  в детской субкультуре / В.В. Абраменкова.- М., 2011.- 408с.

2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской.- М.,2009.-243с.

3.Александровский Ю.А. Состояния  психической дезадаптации и их  компенсация / Ю.А. Александровский.- М.: Медицина, 2011.-272с.

4.Артюхова И.С. Настольная книга  классного руководителя: 1-4 классы / И.С. Артюхова. - М.: Эксмо, 2013. - 432с.

5.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция  в образовании детей с задержкой  психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2012.-136с.

6.Божович Л.И. Личность и её  формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2010.-464с.

7.Бух Е. Лесгафт П.Ф. и его теория  формирования нравственных основ  личности / Е.Бух // Воспитание школьников.- М., 2012.- №4.

8.Власова Т.А. Актуальные проблемы  клинического изучения задержки психического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология.- М., 2009.-№6.

9.Власова Т.П. О детях с отклонениями  в развитии / Т.П. Власова, М.С. Певзнер.- М., 2011.

10.Выготский Л.С. Развитие высших  психических функций / Л.С. Выготский.- М., 2012.

11.Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М., 2012.

12.Дети с задержкой психического  развития / под ред. Т.В. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.: Просвещение, 2011.

13. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь/ Г.М. Коджаспирова.- М., 2012.-174с.

14. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. –Н-Новгород: Аст, 2011.

15. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко // Дефектология.- М., 2011.-№4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР