Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по межличностным отношениям детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Опираясь на наблюдения за детьми с ЗПР, следует отметить и учитывать в своей работе каждому педагогу следующие черты своеобразия взаимоотношений:
1.Психологическая база для
2.Эмоциональная незрелость
3.Расторможенность
4.Общая незрелость определяет
тенденцию данных детей к
5.У детей с ЗПР нет развитой
самооценки, устойчивости и критичности,
что обусловливает у них
6.Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы;
7.Адаптивные механизмы также
своеобразны. Он не имеет достаточно
развитых интеллектуальных и
эмоционально - волевых возможностей
для самостоятельного и продукт
Педагог, работающий с детьми с ЗПР, сталкиваются с рядом серьёзных психологических проблем.[5, с 52]
И поэтому, планируя учебно - воспитательную, диагностическую работу, педагог должен знать и учитывать все особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для улучшения межличностных отношений педагог должен использовать различные индивидуальные и групповые формы работы. Как показывает практика, наиболее эффективными являются диалоговые формы, а также игровые, коммуникативные тренинги.
Занятия проводить не менее двух раз в неделю. Психолого педагогические средства должны включать в себя момент новизны, что позволяет поддерживать постоянный интерес у детей и снимать у них эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе общения.
Каждое занятие должно состоять из следующих элементов:
- разминка или обсуждение домашнего задания;
- основное содержание задания;
- ответы на вопросы или
- рефлексия.
Следует помнить, что эффективность работы с детьми, а соответственно и достигнутые результаты будут зависеть от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам, от умения излагать материал проблемно, включать в процесс работы самих детей, от умения изучить каждого ребенка и на этой основе включать его в групповую работу, а также применять следующие принципы:
- принцип эвристической среды
реализация предлагаемой
- принцип субъективности каждый член группы должен принимать активное участие в работе группы, проявлять заинтересованность, высказывать возникшие идеи и пути решения поставленных проблем.
- принцип сотрудничества в ходе
работы необходимо
- принцип интеграции
Особенно важно грамотно подходить к подбору наиболее эффективных диагностических методик, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
Для исследования межличностных отношений детей с ЗПР можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р.Желя, для выявления коммуникативных склонностей - методику, составленную Р.В.Овчаровой, а также тест Г. Айзенка Самооценка психических состояний личности для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. И на основе полученной информации о характере межличностных отношений, уровня коммуникативных склонностей, психических состояний личности каждого ребёнка педагог должен планировать воспитательную работу по двум основным направлениям: развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей; гуманизация социально - педагогической среды.
1. Для развития коммуникативно-
2. Для гуманизации социально - педагогической
среды необходимо: создавать условия
для формирования норм
На основе трёх основных критериев гуманистической психологии: безоценочного принятия человека, эмпатийного его слушания и конгруэнтного самовыражения в общении с ним (К. Роджерс) для модулирования жизненного пространства можно использовать программу Наука быть человеком: уроки общения.
Педагог должен:
- создавать ситуации успеха, атмосферу доверия, дружеского расположения, что даст возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка;
- вовлекать его во все
- учить слушать и слышать собеседника;
- формировать навыки
Ведь именно младший школьный возраст является базой для развития межличностных отношений, отправной точкой воспитания гуманного, партнерского взаимодействия со своими сверстниками и окружающими их людьми.
Все перечисленные в данной работе диагностические методики и программа Наука быть человеком: уроки общения несомненно, окажут помощь педагогам в решении вопросов межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение проблемы особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в последнее время приобрело большую значимость. Задача социального становления личности ребёнка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества сейчас, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. Для социализации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступать в беседу. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Одна из главных задач социальных институтов, в частности школ, состоит в том, чтобы из стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие навыками бесконфликтного общения, т.е. толерантностью как основой своей жизненной позиции. Так как толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Дети с ЗПР при специально организованном обучении и воспитании, главным образом в ходе доступной практической деятельности, способны овладеть навыками бесконфликтного общения, принципами толерантности: субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды. Развитие межличностных отношений является одним из главных факторов воспитания толерантной личности, одной из форм реализации социальной сущности и психологической базы каждого ребёнка. Всё это необходимо знать и учитывать в учебно-воспитательном процессе.
Целью нашей работы было изучить особенности
межличностных отношений у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического
развития.
В теоретической части данной работы мы
решили поставленные задачи. А именно, рассмотрели
психолого-педагогическую характеристику
детей ЗПР; особенности развития межличностных
отношений, у детей младшего школьного
возраста с ЗПР; проанализировали работы
ведущих педагогов и психологов по данному
вопросу. Выявили особенности и причины
нарушения межличностных отношений детей
младшего школьного возраста с задержкой
психического развития и пришли к выводу,
что на качестве межличностных отношений
среди младших школьников с ЗПР определённым
образом сказывается отсутствие коммуникативных
навыков, развитие которых происходит
при соблюдении определённых условий.
При благоприятных, специально созданных
психолого-педагогических условиях детьми
с ЗПР успешно усваиваются социальные
нормы поведения, происходит процесс общения
на основе гуманного, партнёрского взаимодействия
со сверстниками и взрослыми людьми, в
результате чего ребёнок приобретает
индивидуальность; вырабатывается понимание
основных принципов толерантности; формируются
нравственные личностные качества (самоубеждение,
самодисциплина, сострадание, гражданственность,
толерантность); исчезает межличностная
напряжённость.
В практической части нашей работы, основываясь
на исследовании самооценки психических
состояний, коммуникативных склонностей,
мы выяснили уровень межличностных отношений.
На основе проведённой диагностики мы
можем отметить неблагополучие большинства
детей групп в системе межличностных отношений,
их неудовлетворённость в общении, признании
сверстниками, они имеют высокие показатели
тревожности, агрессии, фрустрации и низкий
уровень коммуникативных навыков.
На основании этого мы предложили проведение
занятий по специально созданной программе
Наука быть человеком: уроки общения, направленной
на развитие нравственных, коммуникативных
качеств; повышение уровня межличностных
отношений; нормализацию самооценки психических
состояний детей младшего школьного возраста
с ЗПР.
Таким образом, в процессе исследования было выявлено, что развитие у детей таких черт как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость приводит к взаимопониманию, бесконфликтному общению, а, главное, к повышению уровня межличностных отношений; что младшие школьники с задержкой психического развития могут обладать высокими коммуникативными способностями, если они развиваются в определённых условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова.- М., 2011.- 408с.
2.Актуальные проблемы
3.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский.- М.: Медицина, 2011.-272с.
4.Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1-4 классы / И.С. Артюхова. - М.: Эксмо, 2013. - 432с.
5.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция
в образовании детей с
6.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2010.-464с.
7.Бух Е. Лесгафт П.Ф. и его теория
формирования нравственных
8.Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология.- М., 2009.-№6.
9.Власова Т.П. О детях с отклонениями в развитии / Т.П. Власова, М.С. Певзнер.- М., 2011.
10.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский.- М., 2012.
11.Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М., 2012.
12.Дети с задержкой
13. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова.- М., 2012.-174с.
14. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. –Н-Новгород: Аст, 2011.
15. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко // Дефектология.- М., 2011.-№4.
Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР