Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа
Существует множество подходов к определению границ юношеского возраста. А. Гезелл считал, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). Согласно Э.Шпрангеру, юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет.
1.
Особенности мотивации в
Существует множество подходов к определению границ юношеского возраста. А. Гезелл считал, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). Согласно Э.Шпрангеру, юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет. Отличие между подходами заключается в том, что одни психологи относят подростковый период к юности, а другие – нет. Однако, согласно, всем подходам к периодизации юношеского возраста, данный период отличает переход к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, формирование мировоззрения.
В юношеском возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
Проблема мотивации привлекает внимание психологов на протяжении всего XX столетия. Традиционно мотивации в психологии исследовалась в контексте личностной проблематики и изучения целенаправленной активности субъекта-деятельности.
Приоритетное место в работах по психологии мотивации занимают положения подчеркивающие роль мотивации как в организации внутренней и внешней активности субъекта, так и ее место в структуре личности. Мотивация составляет ядро личности. Ключ к пониманию психологии личности лежит в мотивационной сфере, в системе ее доминирующих мотивов (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, П.М.Якобсон). С другой стороны, личность - динамическая система смысловых образований, опосредующих ее главные мотивы и способы их реализации.
Содержание
индивидуальной мотивации вырастает
из специфики взаимоотношений
Понятие мотивации включает в себя следующие виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели и т.д. В современной зарубежной психологии термином «мотивация» обозначается совокупность «всех детерминант поведения». К мотивационной структуре относят внешние и внутренние побуждения (стимулы, подкрепления, валентности, потребности и т.п., влечения, мотивы и т.п.); социальные и биологические побуждения (жизненные цели, идеалы, ценности и т.п., голод, жажда, самосохранение и т.п.); собственно побуждения и различные когнитивные направляющие переменные (мотивы достижения успеха и избегания неуспеха).
Таким образом, мотивация - это «система мотивов», «иерархическая организация всей системы побуждений», стержневое свойство личности, которое определяет целостный облик человека, его активность, осуществляет побудительную и направляющую функции.
В мотивационной сфере подростка, как отмечает Л.И.Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.
У подростков интерес к чему-нибудь часто приобретает характер увлечения. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Увлечения подростка – сильные и часто сменяют друг друга, но иногда принимают «запойный» характер; как правило, они не связаны с учебной деятельностью.
Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива лока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших [Ильин 2000: 196]
В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.
Прежде
всего это проявляется в
При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни.
Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку.
Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений.
В
средних классах у школьников
возникает интерес к
Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний – уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна – происходит заучивание без понимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто они относятся к знаниям, как к чему-то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности.
Даже в том случае, когда школьник добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, больше того, не хочет ими пользоваться в обыденной жизни. При объяснении каких-то явлений он старается больше использовать здравый смысл, чем полученные знания.
Все это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них – тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее. Л.И.Божович полагает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися потребностью оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество. Бросить школу, перестать быть учеником значит для них потерять свое общественное лицо.
Главным
мотивом поведения и
Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большее значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.
Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок (моральных взглядов, суждений, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны – поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой.
В то же время моральные установки подростка не имеют опоры в подлинных моральных убеждениях, поэтому он их легко меняет при переходе в другой коллектив. Например, шалопай, не привыкший подчиняться дисциплине, попадая в дисциплинированный класс, исправляет свое поведение, подчиняясь требованиям коллектива.
Основным
мотивом учения старшеклассников является
подготовка к поступлению в
Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники особенно начинают интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л.И.Божович).
Степень
адекватности самооценки учебных способностей
старшеклассников в значительной степени
влияет на мотивацию учения. У учащихся
с адекватной самооценкой наблюдаются
высокоразвитые познавательные интересы
и положительная мотивация
Мотивы,
связанные со стремлением посредством
хороших отметок завоевать
Информация о работе Особенности мотивации в юношеском возрасте