Особенности мотивации в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Существует множество подходов к определению границ юношеского возраста. А. Гезелл считал, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). Согласно Э.Шпрангеру, юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мотивации в юношеском возрасте.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

     По  данным Н.А.Курдюковой (1997), имеется  определенная связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отметок. Так, в средних и старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отметку может быть выражен больше, чем на получение знаний, причем это касается не только мальчиков, но и девочек. Превалирование мотива знаний над мотивом отметки имеется только у отличников и «хорошистов» и то в значительно меньшей степени, чем в младших классах [Ильин 2000: 260-261]

     Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся мотивы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.

     Выводы:

     1) существуют различные периодизации  юношеского возраста, но все их  объединяет одно: юность – это  возраст, связанный с переходом  ко взрослой жизни, формированием  мировоззрения, профессиональным  выбором;

     2) в юношеском возрасте главным  видом деятельности является учебно-профессиональная, мотивы учения юношей значительно отличаются от мотивов подростков. Главным регулятором направленности мотивов становится «внутренний фильтр», юноши и девушки определяют для себя соответствующую шкалу ценностей, задумываются о будущей жизни, этот период связан с формированием мировоззрения. Интерес вызывают те предметы, которые пригодятся для поступления в вуз, в будущей профессиональной деятельности;

     3) меняется отношение к оценкам:  теперь оценка – показатель  знаний, она утрачивает свою побудительную силу, на первом месте становится тяга к знаиям. 
 
 

     2. Цели образования в юношеском возрасте.

     В старшем школьном возрасте преобладают  мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Знания рассматривают не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз).

     Второе  по значимости место у старшеклассников, по данным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности, расширение кругозора и др.).

     Также юноши и девушки стремятся  проникнуть в свой внутренний мир, сформировать личную идентичность.

     Многочисленные  исследования показывают, что для развития познавательного интереса к предмету имеет значение качество преподавания, особенно в старших классах. Отношение к предмету складывается через отношение к личности учителя, качество его преподавания. Учитель выступает как наставник в интеллектуальном пробуждении, в приобретении навыков познавательной деятельности и развитии интереса к науке.

     Расширяются возможности познания (появляются новые  дисциплины – теоретические и практические). Развиваются способности к деятельности в различных областях (производство, художественная деятельность, спорт), складываются новые связи с окружающим миром.

     К концу школьного обучения познавательные процессы в юности достигают такого уровня, что молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека. Отмечается, что развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие юношей.

     Мотив достижения цели становится все более значимым к старшему школьному возрасту, чем «избегание неудач». В развитии этого мотива большая роль принадлежит учителю [Волков 2006: 15-17[.

     Характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становлении устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

     Из  мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее  реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

     Жизненный план – явление одновременно социального  и этического порядка. Вопросы кем  быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью.

     Подросток пытается предвосхитить сове будущее, не задумываясь о средствах его  достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать.

     Жизненный план в точном смысле этого слова  возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

     П.Герстманн  указывает на принципиальное различие в природе элементов представления  человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач. Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

     Как мы видим, представление о собственном  будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

     Самоопределение есть самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Выбор специальности делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто [Кон 1980: 143

     Профессиональное  самоопределение - это осознание  себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и  совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.

     Профессиональное  самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей общества – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

     В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых, разумеется, варьируется.

     Первый  этап- детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

     Второй  этап – подростковая фантазия, когда  подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной  для него профессии.

     Третий  этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются  и оцениваются сначала с точки  зрения интересов ребенка, затем  – с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

     Разумеется, интересы, способности, ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание  социальной ценности той или иной профессии) или личные (система личных ценностей, т.е. чего индивид хочет от себя), как боле обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности , повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь, подкрепляют интерес.

     Четвертый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности [Кон 1980: 144-145]

     Профессиональное  самоопределение кардинально влияет на дальнейшее течение жизни человека и не только на ее профессиональную составляющую, но и на перспективы создания семьи, и на материальное состояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, одним словом - на весь образ жизни человека. Профессиональное самоопределение - важнейший этап социализации личности.

     Содержанием активного профессионального самоопределения  выступают процессы самопознания (осознание  собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера  и темперамента), самооценивания (сравнение  результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). На основе выявления того, что доминирует в актуальной деятельности человека - условия ситуации или его собственные цели, - можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения. Пассивная позиция личности проявляется, когда человек "идет на поводу" обстоятельств или целей других людей. Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает стремление к достижению поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями. Высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений.

     Анализируя  процесс профессионального становления  личности, Э.Ф. Зеер выделяет основные моменты профессионального самоопределения:

         - профессиональное самоопределение  - это избирательное отношение  к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

         - ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей  и возможностей, требований профессиональной  деятельности и социально-экономических  условий; 

         - профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;

         - актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется  разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.;

         - профессиональное самоопределение  является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации.

Информация о работе Особенности мотивации в юношеском возрасте