Особенности невербального общения в организациях различного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать понятие невербальной коммуникации;
2. проанализировать и объяснить значение основных элементов
невербальной коммуникации;
3. выделить сущность процесса невербальной коммуникации;
4. объяснить роль невербальной коммуникации в ПР.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1. Невербальные средства коммуникации...................................................7
1.1 Специфика невербальной коммуникации..............................................7
1.2 Невербальные элементы коммуникации................................................8
1.3 Виды коммуникации……………………………………………………8
2. Наблюдение над испытуемыми………………………………………. .25
Заключение....................................................................................................25
Список используемых источников.............................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (2).docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СМОЛЕНСКИЙ  ПРОМЫШЛЕННО –  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Курсовая работа 

по дисциплине "Управленческая Психология" 

на тему: 

"Особенности  невербального общения  в организациях  различного типа" 
 
 

   Выполнила студентка группы 813-м

   Титкова Евгения Александровна 

   Преподаватель: Сальникова Наталья Юрьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск 2011 

Содержание 

Введение..........................................................................................................3

1. Невербальные  средства коммуникации...................................................7

1.1 Специфика  невербальной коммуникации..............................................7

1.2 Невербальные  элементы коммуникации................................................8

1.3 Виды коммуникации……………………………………………………8

2. Наблюдение  над испытуемыми………………………………………. .25

Заключение....................................................................................................25

Список используемых источников.............................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.

   Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

   Невербальная коммуникация - не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.

   Иллюзия важности слов связана с тем, что слова проще анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. Да и наша культура устроена так, что нас учат больше обращать внимание на содержание.

   Условно, можно разделить всю невербальную коммуникацию на две большие части: это то, что мы передаем телом и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д.

   Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми. А для специалиста в области ПР это важно вдвойне, так как мы должны уметь управлять своим невербальным языком для достижения желаемого результата. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит.

   Проблемы невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным.

   Наиболее влиятельной работой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

   Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

   Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.). Изучались различные средства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации. К началу нынешнего века появляется новая научная дисциплина "невербальная семиотика", которая нацелена на систематическое изучение невербального поведения человека.

   Объектом курсовой работы является процесс невербального общения между людьми, а предметом - содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

   Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения.

   Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. дать понятие  невербальной коммуникации;

2. проанализировать  и объяснить значение основных  элементов

невербальной  коммуникации;

3. выделить сущность  процесса невербальной коммуникации;

4. объяснить  роль невербальной коммуникации  в ПР.

В данной курсовой работе использованы общенаучные и  частнонаучные методы. Общенаучными методами является совокупность исследовательских приёмов и процедур, которые широко применяются в социально-гуманитарных и естественнонаучных областях научного знания. Частнонаучные методы - это способы, исследовательские приёмы и процедуры познания, применяемые в той или иной отрасли науки - механике, физике, а в данном случае в социально-гуманитарных науках.

        Невербальное общение, как правило,  спонтанно и непреднамеренно.  Его нам

подарила  природа как продукт многих тысячелетий  естественного отбора. Поэтому

невербальное  общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального

общения, мы приобретаем эффективный и  экономичный язык. Моргнув глазом,

кивнув  головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем

сделали бы это при помощи слов.

   Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык

используется  и при словесном общении. При  его помощи мы:

       • подтверждаем, поясняем или  опровергаем передаваемую словесным путем

информацию;

      •  передаем информацию сознательно  или бессознательно;

      •  выражаем свои эмоции  и чувства;

      •  регулируем ход разговора;

      •  контролируем и воздействуем  на других лиц;

      •  восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на  велосипеде.

      Разговаривая с партнером, мы  видим его мимику, жесты, которые  нам говорят,

что действительно  думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник,

подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же

назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок

свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы.

Если  же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в

позиции силы.

    Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ.

Выступая  перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ

компетентного, уверенного в себе специалиста. В  противном случае нашему

мнению  никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория

составит  в первые несколько секунд нашего выступления.

   Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова

окажутся  скомканными, то нам вряд ли удастся  убедить присутствующих принять

наши  предложения, если только аудитория  не будет нас считать заранее

первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

   Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о

партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуем о нервном

напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи

– о  преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем

“лирик”. 

Глава 1. Невербальные средства коммуникации 

1.1 Специфика  невербальной коммуникации

   Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

   Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

   Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

   Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.

Информация о работе Особенности невербального общения в организациях различного типа