Особенности общения подростка со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Степень разработанности темы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
II. Глава 1 Общая характеристика общения……………………………. 5
1.1. Понятие и виды общения…………………………………………… 5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека………………….. 8
III. Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми ……….. 12
2.1. Общение подростка со взрослыми………………………………… .12
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………... 17
IV. Глава 3. Особенности общения подростка со сверстниками……………………………………………………………….20
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками………………………………………….......................... ..20
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………… .27
V. Заключение……………………………………………………………. 31
VI. Список использованной литературы…………………………… . . .33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лето-12 психология.docx

— 88.10 Кб (Скачать файл)

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Подростковая дружба, начавшись в 11-13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

 

3.2. Общение со сверстниками противоположного  пола

 

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения

К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», « Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников  тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики  в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V – VI  классах. В это время  девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.

Диспропорции  в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело  переживаются рост, полнота, худоба.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.[ 19,  с. 167  ]

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. [  4, C .45]

На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.

Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола. [  1, с 156  ]

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать  друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении театров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Другой становиться предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!».

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Романтическое отношение к представителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии. [2,с. 290   ]

Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных иллюзий. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Первые чувства оказывают столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи:

- исследовать  общую характеристику общения;

- раскрыть  особенности общения подростков  со взрослыми;

- изучить  особенности общения подростков  со сверстниками.

Первая глава курсовой посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.

Третья глава посвящена раскрытию особенностей общения подростка со сверстниками.  В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

 

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2000
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 2005
  3. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 2009
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 2005
  5. Л. П. Буева Методологические проблемы общественной детерминации развития личности. М., 2009
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.  М.,1979
  7. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2010
  8. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 2004
  9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008
  10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М., 2007
  11. Кон И.С. Психология дружбы. М., 2003
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.  М., 2007
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2006
  14. Немов Р.С. Психология Кн. 2. М., 2008
  15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.  . Основы теоретической психологии http://psyworld.in.ua/load/57-1-0-212
  16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2004
  17. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,2009
  18. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 2005
  19. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.         М., 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Приложение

 

 

Родительское собрание

 

тема:

            

 

Цель: Способствовать пониманию родителей важности проблем суицида  среди подростков.

Задачи: показать актуальность обсуждаемой проблемы на примере статистики; обсудить с родителями пути оказания помощи таким подросткам; дать рекомендации родителям по обсуждаемой проблеме; разработать меры профилактики суицида среди детей и подростков.

Форма проведения: беседа-диалог

Участники: классный руководитель, родители учащихся,заместитель директора по ВР, медицинский работник.

На доске: « Нет ничего более страшного для человека , чем другой человек, которому нет до него никакого дела» ( О. Мандельштам).

 

Ход собрания

    1. Вступительное слово классного руководителя

   « Мой сын хотел покончить  жизнь самоубийством…», « Моя  дочь напилась таблеток…», « Я  боюсь оставлять сына одного, он говорит, что не хочет жить…»

   Долгие годы проблема юношеских  самоубийств замалчивалась и  была под запретом. Смерть в  подростковом периоде! Страшно, когда  ребёнок уходит из жизни.  Чувство  вины преследует родителей всю  оставшуюся жизнь.

    1. Выступление медработника

  Суицид-это умышленное самоповреждение  со смертельным исходом, лишение  себя жизни. Психологический смысл  суицида чаще всего заключается  в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой  вольно - невольно оказывается  этот  человек. Суицид – исключительно  человеческий акт. Люди, совершающие  суицид, обычно страдают от сильной  душевной боли, находятся в  состоянии  стресса, а также чувствуют невозможность  справиться  со своими проблемами. Они часто страдают эмоциональными  нарушениями, особенно депрессиями, и смотрят в будущее без  надежды. Статистика показывает, что  частота суицидальных действий  среди молодёжи в  течение последних 20 лет удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей  и 10% девушек совершают  суицидальные действия. Из общего  количества суицидов 90% совершаются  людьми с психосоматическими  состояниями и лишь 10%- без психосоматических  расстройств. Некоторые специалисты  пишут о том, что в 10% суицидальное  поведение имеет цель покончить  с собой, а в 90% суицидальное поведение  подростка- это привлечение к  себе внимания. По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7 % от общего числа умерших от неестественных причин. За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних.

Информация о работе Особенности общения подростка со сверстниками