Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:09, контрольная работа
В течение многих веков человечество ищет разгадку тайн мозга и его важнейшей функции-памяти. Возникло множество мифов и фантастических представлений о природе психики, сквозь дебри которых прокладывало путь подлинно научное знание. Долгое время единственным средством для понимания деятельности мозга и механизмов памяти оставалась аналогия.
1. Введение.
2. Что такое память.
3. Виды памяти.
4. Особенности памяти.
а). Развитие памяти.
б). Диагностика уровня развития памяти.
в).Игры, задания,
г).Руководство развитием.
5. Заключение.
6. Литература.
СОДЕРЖАНИЕ.
б). Диагностика уровня развития памяти.
в).Игры, задания,
г).Руководство развитием.
Введение
В течение многих веков человечество ищет разгадку тайн мозга и его важнейшей функции-памяти. Возникло множество мифов и фантастических представлений о природе психики, сквозь дебри которых прокладывало путь подлинно научное знание. Долгое время единственным средством для понимания деятельности мозга и механизмов памяти оставалась аналогия. Нервную систему сравнивали с восковой табличкой, на которой опыт оставляет следы, с центральным резервуаром сложной гидравлической машины, обеспечивающей периодический приток «жизненных духов» в мышцы, с телефонной станцией, собранной из неподвижно соединенных проводов и подвижных переключателей. Как мы видим, на протяжении веков аналогии менялись, но загадка памяти до сих пор остается неразрешимой. И.М. Сеченов считал память «едва ли не самым великим чудом человеческой организации». Можно смело сказать, что память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Она включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, т. е. опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.
Что такое память.
« Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент ее воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле слова.» ( Выгодский Л. С. Педагогическая психология. М. 1926г.) В этом определении памяти, сформулированном еще в 20- х годах, содержатся в явном или скрытном виде основные составляющие, свойства, признаки и характеристики памяти человека, являющиеся фундаментальными и для современного знания о памяти. Память- процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание - процесс противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможно без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки. Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав мышления.
Виды памяти.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно различаются такие виды памяти, как образная, словесно- логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;
3) длительность
сохранения в памяти. В данном
случае имеют в виду кратковрем
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти- зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности.
Словесно - логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно- логическая память у них отсутствует. Не всякий материал, хранимый памятью, человек одинаково осмысливает. В зависимости от степени осмысления информации, память делят на механическую и логическую. Примером механической памяти может быть запоминание и припоминание телефонных номеров, заучивание иностранных слов и все те случаи, когда кто-либо заучивает смысловой материал, не понимая его смысла. Логическая память, наоборот, основана на понимании смысловых связей между объектами памяти.
Двигательная (моторная ) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработке и формировании двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д. ).
Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни. Вначале дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все больший круг все более сложных движений.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства и эмоции. О ее существовании выдающийся русский актер и режиссер К. С. Станиславский писал следующее: « Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования. Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой- то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания. Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов без волевых усилий, то это память непроизвольная. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемическме приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.
Кратковременная, долговременная и оперативная память. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут ), но достаточной для воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Это знания которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не
осознает, что хранится в его Д. П. - своеобразной «кладовой» его знаний. Оперативной памятью называют запоминание каких- то сведений на время, необходимое для выполнения операции. Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо для получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Развитие памяти начинается с первых дней жизни ребенка. В возрасте 1,5 месяца ребенок запоминает положение своего тела при кормлении, несколько позже узнает лицо матери, а затем и лица других близких к нему людей, узнает игрушки, которыми он играл. Период времени, отделяющий момент узнавания предмета от момента его первого восприятия, все увеличивается; однако длительность его определяется не только возрастом ребенка но и значимостью предмета для ребенка. К концу первого года жизни появляются воспоминания ( воспроизведение ). Ребенок живо реагирует на название знакомого предмета или человека. ( «Где мама ?», «Где киска9» - эти вопросы вызывают активные поиски ребенком названного объекта.) По мере овладения речью воспоминания становятся все более полными и точными. Речь способствует уточнению и закреплению связей, образовавшихся при восприятии.
Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предмета руками, а затем бег. прыжки и т. д. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того что он увидел, сделал, получил. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, т. к. и сами чувства и причины их вызывающие, у дошкольника и подростка различны. Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, цветам и т. д.) а так же и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у одного дома, у одного дерева и т. д. Иногда какая -нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда характерна « детская ложь». «Рассказы о детях» В. Вересаева содержат множество подобных примеров. Вот один из них. Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». «Причем листья и косточки?»- спрашивает писатель. А затем сам отвечает: «Вор- воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайным признакам далеких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство-это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая, сказку отклоняется от первоначального текста, то ребенок сейчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. В этот период память по скорости развития опережает другие способности развития. Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего личного опыта. Легкость с какой дети запоминают стихи, загадки и т. д, объясняется развитием непроизвольной памяти. Ребенок запоминает непроизвольно, он не заботится о том, чтобы все что мог легко и точно вспомнить впоследствии.
«Память ребенка - его интерес»,- говорят психологи. Ребенок действительно легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, динамизмом; запоминает лучше то с чем он активно действовал ( играл, конструировал, перекладывал и т. д. ). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.
Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность запоминания увеличивается в том случае если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций ( например, придумывание слов, установление конкретных связей и т. д. ).
К шестилетнему возрасту в психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственной мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.
В исследовании 3. М. Истоминой памяти детей 3-7 лет выявились три мнемических уровня ее развития. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать; для второго- наличие данной цели, но без применения каких либо способов, направленных на ее осуществление, для третьего- наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.
Дети шестилетнего возраста достигают второго и третьего уровня развития памяти, причем они составляют большую часть детей, отнесенных к группе с третьим уровнем развития памяти. Итак, ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Экспериментальным путем выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности.
Важным показателем развития произвольной памяти ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т. е. осуществить самоконтроль. Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения. В исследовании Н. М. Гнедовой были выявлены несколько уровней самоконтроля детей в зависимости от полноты самоотчета.
Для детей, отнесенных к первому уровню, характерно то, что они совсем не могли осуществить самоконтроль одновременно с задачей возможно лучшего запоминания пропущенного ( во время повторного восприятия) материала.
Для детей, отнесенных ко второму уровню, характерно то, что они во время второго просмотра картинок давали отчет лишь о некоторых элементах ряда, воспроизведенных в первый раз.
Для третьего уровня развития самоконтроля характерно одновременное выполнение самоотчета и мнемической задачи.
В целом возможности самоконтроля в процессе запоминания к 6 годам значительно увеличиваются. Подавляющее большинство детей этого возраста успешно используют самоконтроль как при запоминании наглядного, так и словесного материала.
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют и о положительном влиянии даже самой задачи самоконтроля на обучение мнемическому приему. Самоконтроль, выступая в наглядно-действенной форме, стимулировал овладение детьми логическим приемом запоминания.
Багаж памяти ребенка можно увеличить, включая можно увеличить, включая специальный материал в игровые ситуации. Это касается и произвольного запоминания. В одном из исследований, проводившихся у детей дошкольников требовалось запомнить слова. В одном случае ребенку просто говорили « Запомни», в другом же предполагалось играть в магазин и при этом требовалось запомнить слова, необходимые для того, чтобы сделать в магазине покупки. В последнем случае результат воспроизведения был существенно лучше. Дело не только в том, что запоминание было включено в игру, как это кажется на первый взгляд. Причина улучшения воспроизведения и не в том лишь, что запоминание было включено в деятельность ребенка, оно мотивированно выполнением роли, которую ребенок принимает в игре. Игровая ситуация, в отличие от просто « Запомни» придает акту запоминания у дошкольников особый смысл, задает ей более сильную ситуацию.
Логический вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так, по данным Н. А. Корниенко, ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем 4-8 хорошо знакомых слов и всего 1 -2 незнакомых.
Прислушаемся к детским пересказам знакомых им сказок, рассказов. Малознакомые слова шестилетний ребенок заменяет более знакомыми. Иногда они произвольно меняют последовательность событий в сказке, не нарушая, однако, основной логики изложения; могут упускать подробности либо добавлять что-то свое А вот что именно упустит или добавит ребенок, во многом зависит от его отношения к героям сказки. При положительном отношении многое «плохое», связанное с героем, забывается ими, зато вводятся подробности, усиливающие положительные стороны. Противоположная картина наблюдается при отрицательном отношении к герою.