Особенности памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшняя жизнь с её бурным информационным потоком требует от человека хорошо развитой памяти. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память является важнейшей психической функцией человека, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность требует хорошо развитой памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Недвигина.rtf

— 321.09 Кб (Скачать файл)

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых

видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти. 

      Память - один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком :чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность- основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты  к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память - это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. И.М. Сеченов указывал,что без памяти наши ощущения и восприятия,исчезая бесследно по мере их возникновения,оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.Основными процессами памяти являются  запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных виде : непроизвольную и произвольную. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание характеризуется наличием  сознательной  цели. Главное , что характеризует  качественное  изменение  в памяти ребенка  -  это переход  от  непроизвольных  к  произвольным  ее процессам. Произвольная   память обязательно предполагает использования  определенных способов  запоминания. Подготовка детей к развитию у них произвольной  памяти начинается  очень рано.

Первые  занятия по развитию  памяти  проводятся  с  детьми  в  возрасте  от  1 года  до 1 года  6 мес.Детей учат самостоятельно прятать  игрушки в мешочек и  после этого  сразу же  воспроизводить их названия; с детьми  второго года  жизни  организуются поиски спрятанных  игрушек , что также  способствует лучшему запоминанию. С  возрастом  дети  уже достаточно хорошо  могут выделить цель запоминания. Но  это происходит только в том случае  , когда ребенку  создаются  условия, требующие от него активного  запоминания.. Запоминание  должно быть чем - то мотивировано.Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной  памяти является игровая деятельность  и  выполнения ребенком  поручения  взрослого. 

С чего следует  начинать?

1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую   материал  для последующего произвольного  воспроизведения  (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать)

На  данном  этапе  это игры с картинками. Картинка - важное средство развития  речи , мышления, памяти, воображения. Организуя  игры детей  с картинками , мы обеспечиваем возможность  непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько  предметов смогут запомнить  непроизвольно дети , зависит от того , какую деятельность с картинками  они будут осуществлять.

В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки(раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков , они запоминают значительно небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания используются дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество  повторений на разном материале при сохранение эмоционально положительного отношения к заданию.

2. Побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, в дальнейшем и в процессе учебной деятельности.

Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация - это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них  и отраженных в слове - названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти :вначале дети овладевают простой ориентировкой . Ее можно назвать предварительной. Ее цель - поочередно выделить  и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого - либо целого. Чтобы  дети беспорядочно не называли картинки , необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос»А что это?» Совершенствуя операции обобщения формируем у детей познавательное действие. Прежде всего ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов , нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры «Чудесный мешочек « Это очень распространенная игра. Организуя игру « Чудесный мешочек «, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.)Вынимая по одному их них , воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка , а за ней другие животные. Далее , выясняется , какие животные пришли к детям .Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания. Можно использовать и другие дидактические игры, например, «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть .», «Магазин ,»- где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др.

3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности.

После определенного количества дидактических игр , в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови , что знаешь.», «Кто больше назовет?»,» Что вам нужно?», «Нужно- не нужно.»,» Что вы задумали ?» и др.

Известно , что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова : насекомые, инструменты, транспорт, деревья , мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей и процесс запоминания происходит значительно быстрее.

Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие , следует переходить к играм , где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры : « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Наведи порядок.» и др.

Однако, некоторые дети при выполнение заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», « Назови одним словом.», « Подбери пару.», «Кто быстрее разделит на группы.» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения.

4. Обучать детей различным способам запоминания.

Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений. Успех запоминания не от количества повторений , а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение ( с перерывом в несколько часов или даже через день ) более продуктивно , чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей , а в связи с этим мнемическая  деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен , выучен , и для того , чтобы сохранился в памяти, не был забыт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

1.4.Анализ педагогического опыта по проблеме развития памяти дошкольника с помощью игры.

Педагогический опыт2

Развитие внимания и памяти у детей с ОНР.

1. С каждым годом увеличивается  количество детей с тяжелой речевой патологией. Большинство детей, поступающих в школу, недостаточно владеют навыками связной речи, их словарь небогат. Кроме того у детей с речевой патологией идет отставание  в развитии и формировании других психических процессов(внимание, памяти, мышления, воображения)

2.Наличие интеллекта, т.е способности познавать внешний мир с помощью памяти, воображения, мышления, а так же речь-это важнейшие показатели развития личности человека. Роль памяти в развитии ребенка огромна систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной.

3.Наиболее чувствительным периодом для формирования произвольной, осмысленной памяти считаются дошкольное детство и младший школьный возраст. Важно не упустить этот момент.

Работая долгое время с детьми с ОНР, мы задумались над важностью поиска наиболее эффективных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

В результате поисков, мы пришли к выводу о необходимости создания системы дидактических игр и упражнений, позволяющих наиболее  эффективно способствовать развитию внимания и памяти, поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника. Во время  игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

Многообразие занимательного дидактического материала, его яркость, красочность, доступность и возможность активного оперирования увлекает детей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.

Целью нашей работы стало создание системы дидактических игр и упражнений и исследование влияния этой системы  на развитие внимания и памяти у детей с ОНР.Исходя из обозначенной цели, можно выделить следующие задачи:

1.Теоретический анализ литературы.

2.Проведение диагностики.

3.Исследование влияния системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти детей.

Исходя из обозначенной цели и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: Мы предполагаем, что посредством дидактических игр и упражнений в НОД можно способствовать развитию зрительной памяти у детей.

Объект и предмет исследования:

Влияние системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти у детей старшей- подготовительной группы логопедического детского сада №6 в количестве 15 человек(9 мальчиков и 6 девочек).

Информация о работе Особенности памяти у детей дошкольного возраста