Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

! ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Интерпретация методики

Положение рисунка на листе: норма - рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - голова: голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения  и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей -только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, возит карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка  характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, островки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, запачкивание, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение  к собственной персоне и к  своему Я, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие  возможности выражены обычно количеством  сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают  форму "готового", существующего  животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегекот, мухожер и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (ратолетиус и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (лялие, лиошана, гратекер и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (риночурка, пузыренд и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру, лю-лю, кус-кус и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (аберосинотиклирон, гулобарниклета-миешиния и т.п.).

 

Приложение 7

 

Психолого-педагогические характеристики дошкольников, участвующих  в эксперименте

 

ТИМУР Р., 16.12.02 г.р.

Контакту доступен. В контакт вступает легко и  охотно.

Внешний вид вполне благоприятный.

Запас общих  представлений о себе и окружающем в пределах нормы.

Имеется активная речь, аграмматичная, косноязычная, использует в речи простые предложения.

Подвижный, в  группе проявляет агрессию, непослушание.

ВИКТОР З., 22.11.03 г.р.

В контакт со взрослыми вступает, но не проявляет  особой заинтересованности в контакте. Обращенную речь понимает ограниченно.

Отставание  от возрастной нормы развития.

Внешний вид  вполне благоприятный.

Внимание удается  привлечь на короткий промежуток времени, объем его невелик.

Двигательно расторможен. Реакция на одобрение и замечание  адекватная. Неудачу самостоятельно не оценивает.

АРТЕМ Т., 27.12.03 г.р.

Особенности контакта: контакту доступен, но проявляет негативизм.

Особенности эмоционально-волевой  сферы: неадекватен, громко кричит, топает ногами.

Ранее посещал  д/с №73, откуда был выведен из-за поведения, агрессии по отношению к  другим детям.

Инструкцию  понимает, но не всегда выполняет. Не всегда реагирует на слова взрослых. Неадекватен, может улыбаясь кусать за руку. С детьми не играет, мало общается.

Внимание неустойчивое, двигательно расторможен.

КСЕНИЯ С., 06.02.02 г.р.

Ксюша в контакт  вошла охотно, общительна, заинтересована в контакте.

Мелкая и  общая моторика развиты неплохо (навыки самообслуживания, нанизывание колец пирамидки на стержень).

Сведения о  себе и окружающем ограниченные: называет имя и фамилию, возраст неверно, родственные связи не устанавливает, знания об окружающем поверхностные.

Особенности речи: наблюдается нарушение звукопроизношения, словарный запас не соответствует  возрасту, аграмматизмы, развита бытовая  речь.

Предметно-игровая  деятельность: проявляет интерес  к игрушкам, выполняет с ними интерес  к игрушкам, выполняет с ними самостоятельные процессуальные действия, включается в совместную игру.

Эмоционально-волевая  сфера нарушена, в контакт со взрослыми  вступает сразу, в о время обследования отвлекается, внимание кратковременное, необходима смена видов деятельность после выполнения задания. Дистанцию соблюдает слабо, капризна, к заданию интерес избирательный, нестойкий. Неусидчива. Деятельность нецеленаправленна, инструкцию не всегда понимает сразу и не удерживает, требует постоянной организующей помощи.

 

Приложение 8

 

Упражнения на развитие устойчивости к стрессу

Упражнение 1. Расхождение рук

Руки встряхнуть, опустить, передохнуть.

Вытянуть руки вперёд, развести в стороны, опустить.

Для большего эффекта от выполнения упражнений детей надо убедить  в том, что руки сами отталкиваются друг от друга.

Упражнение 2. Схождение рук

Руки в стороны, вперёд, опустить.

Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим  собой.

Упражнение 3. Всплывание рук

Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать.

Когда рука начинает всплывать, возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности без труда вытянуть рыбку из пруда настолько неожиданное, что вызывает улыбку.

Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы  движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям нужно запомнить ниточку, связывающую волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.

Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста