Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма - рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры - голова: голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку
переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой
радужки.Обратить внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно
- демонстративные манеры поведения; для
мужчин: женственные черты характера с
прорисовкой зрачка и радужки совпадают
редко. Ресницы - также заинтересованность
в восхищении окружающих внешней красотой
и манерой одеваться, придание этому большого
значения. Увеличенный (
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры
фигуры: анализируются по наличию или
отсутствию выступов (типа щитов, панцирей,
игл), прорисовки и затемнения линии контура.
Это защита от окружающих, агрессивная
- если она выполнена в острых углах; со
страхом и тревогой - если имеет место
затемнение, запачкивание
Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей -только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, возит карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, островки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, запачкивание, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные
делятся на угрожаемых, угрожающих
и нейтральных (подобия льва, бегемота,
волка или птицы, улитки, муравья,
либо белки, собаки, кошки). Это отношение
к собственной персоне и к
своему Я, представление о собственном положении в мире, как бы
идентификация себя по значимости (с зайцем,
букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном
случае рисуемое животное - представитель
самого рисующего.Уподобление рисуемого
животного человеку, начиная с постановки
животного в положение прямохождения
на две лапы, вместо четырех или более,
и заканчивая одеванием животного в человеческую
одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье),
включая похожесть морды на лицо, ног и
лап на руки, свидетельствует об инфантильности,
эмоциональной незрелости, соответственно
степени выраженности очеловечивания
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие
возможности выражены обычно количеством
сочетающихся в фигуре элементов: банальность,
отсутствие творческого начала принимают
форму "готового", существующего
животного (люди, лошади, собаки, свиньи,
рыбы), к которому лишь приделывается готовая
Название может выражать рациональное
соединение смысловых частей (летающий
заяц, бегекот, мухожер и т.п.). Другой вариант
- словообразование с книжно-научным, иногда
латинским суффиксом или окончанием (ратолетиус и
т.п.). Первое - рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации;
второе - демонстративность, направленная
главным образом на демонстрацию собственного
разума, эрудиции, знаний. Встречаются
названия поверхностно-звуковые без всякого
осмысления (лялие, лиошана, гратекер и т.п.),
знаменующие легкомысленное отношение
к окружающим, неумение учитывать сигнал
опасности, наличие аффективных критериев
в основе мышления, перевес эстетических
элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-
Приложение 7
Психолого-педагогические характеристики дошкольников, участвующих в эксперименте
ТИМУР Р., 16.12.02 г.р.
Контакту доступен. В контакт вступает легко и охотно.
Внешний вид вполне благоприятный.
Запас общих представлений о себе и окружающем в пределах нормы.
Имеется активная речь, аграмматичная, косноязычная, использует в речи простые предложения.
Подвижный, в группе проявляет агрессию, непослушание.
ВИКТОР З., 22.11.03 г.р.
В контакт со взрослыми вступает, но не проявляет особой заинтересованности в контакте. Обращенную речь понимает ограниченно.
Отставание от возрастной нормы развития.
Внешний вид вполне благоприятный.
Внимание удается привлечь на короткий промежуток времени, объем его невелик.
Двигательно расторможен. Реакция на одобрение и замечание адекватная. Неудачу самостоятельно не оценивает.
АРТЕМ Т., 27.12.03 г.р.
Особенности контакта: контакту доступен, но проявляет негативизм.
Особенности эмоционально-волевой сферы: неадекватен, громко кричит, топает ногами.
Ранее посещал д/с №73, откуда был выведен из-за поведения, агрессии по отношению к другим детям.
Инструкцию понимает, но не всегда выполняет. Не всегда реагирует на слова взрослых. Неадекватен, может улыбаясь кусать за руку. С детьми не играет, мало общается.
Внимание неустойчивое, двигательно расторможен.
КСЕНИЯ С., 06.02.02 г.р.
Ксюша в контакт вошла охотно, общительна, заинтересована в контакте.
Мелкая и общая моторика развиты неплохо (навыки самообслуживания, нанизывание колец пирамидки на стержень).
Сведения о себе и окружающем ограниченные: называет имя и фамилию, возраст неверно, родственные связи не устанавливает, знания об окружающем поверхностные.
Особенности речи:
наблюдается нарушение
Предметно-игровая деятельность: проявляет интерес к игрушкам, выполняет с ними интерес к игрушкам, выполняет с ними самостоятельные процессуальные действия, включается в совместную игру.
Эмоционально-волевая сфера нарушена, в контакт со взрослыми вступает сразу, в о время обследования отвлекается, внимание кратковременное, необходима смена видов деятельность после выполнения задания. Дистанцию соблюдает слабо, капризна, к заданию интерес избирательный, нестойкий. Неусидчива. Деятельность нецеленаправленна, инструкцию не всегда понимает сразу и не удерживает, требует постоянной организующей помощи.
Приложение 8
Упражнения на развитие устойчивости к стрессу
Упражнение 1. Расхождение рук
Руки встряхнуть, опустить, передохнуть.
Вытянуть руки вперёд, развести в стороны, опустить.
Для большего эффекта от выполнения упражнений детей надо убедить в том, что руки сами отталкиваются друг от друга.
Упражнение 2. Схождение рук
Руки в стороны, вперёд, опустить.
Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.
Упражнение 3. Всплывание рук
Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать.
Когда рука начинает всплывать, возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности без труда вытянуть рыбку из пруда настолько неожиданное, что вызывает улыбку.
Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям нужно запомнить ниточку, связывающую волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.
Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста