Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

! ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

. Бодалев, Л.А.  Восприятие человека человеком  [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во ЛГУ, 1965.

. Божович, Л.И.  Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1995.

. Бреслав, Г.М.  Эмоциональные особенности формирования  личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995.

. Бютнер, К. Жить  с агрессивными детьми [Текст] / К.  Бютнер. - М., 1991. - 88 с.

. Буянов, М.И.  Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с.

. Буянов, М.И.  Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 207 с.

. Василькова, Ю.В.  Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский  центр «Академия», 2009.

. Ватова, Л. Как  снизить агрессивность детей  [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.

. Волкова, Е.В.  Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.

. Выготский,  Л.С. Проблема возрастной периодизации  детского развития [Текст] // Вопросы  психологии. - 1972. - №2.

. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1.

. Давыдов, В.В.  Принципы развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во АНН  СССР, 1987.

. Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на Дону, 2008.

. Дьяченко, М.И.  Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2007.

. Зотова, О.И.  Проблемы отклоняющегося поведения:  Психологические проблемы социальной  регуляции поведения [Текст] / О.И.  Зотова. - М.: Наука, 1996.

. Иванова, Л.Ю.  Агрессивность, жестокость и отношение  к их проявлениям [Текст] / Л.Ю.  Иванова. - М., 1993.

. Исследования  по проблемам возрастной и  педагогической науки [Текст] / Под  ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.

. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.

. Колосова, С.Л.  Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

. Кон, И.С.  Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.

. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.

. Корнеева, Е.Н.  Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия  развития: Академия холдинг, 2007.

. Краткий психологический  словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990.

. Крюкова, С.В.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь. Программы эмоционального  развития детей дошкольного и  младшего школьного возраста: практическое  пособие [Текст] / С.В. Крюкова,  Н.П.Слободяник.- М.: Генезис, 2003.

. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы  психологии. - 1992. - №112.

. Куликов, Л.В.  Психические состояния [Текст] / Л.В.  Куликов. - М.: Просвещение, 1990.

. Лазурс, Р.С.  Теория стресса и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. - Л., 1990.

. Левитов, Н.Д.  Фрустрации как один из видов  психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.

. Левитов, Н.Д.  Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6.

. Леонтьев, А.Н.  Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: Просвещение, 1989.

. Лютова, Е.К.  Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная  работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.

. Майерс, Д. Социальная  психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.

. Минаева, В.М.  Развитие эмоций дошкольников. Занятия.  Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.

. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2.

. Обухова, Л.Ф.  Детская психология: теория, факты,  проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Тривола, 1995.

. Психологические  механизмы регуляции социального  поведения. Сб. статей [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1989.

. Психология  формирования и развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1981.

. Паренс, Р. Агрессия  наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.

. Румянцева,  Т.Р. Понятие агрессивности в  современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

. Смирнова, Е.О.  Психологические особенности и  варианты детской агрессивности  [Текст] // Вопросы психологии.- 2008.- №1.

. Смирнова, Е.О.  Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.

. Фрейд, А.  Психология «Я» и защитные  механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.

. Фурманов, И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика  и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин, 2006.

. Чижова, С.Ю.  Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль, 2007. - 49 с.

. Эльконин, Д.Б.  Избранные психологические труды  [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1986.

. Эмоциональное  здоровье вашего ребенка [Текст] / Под ред. Жилина К.Д. - М., 2008. - 257 с.

 

Приложение 1

 

Понимание агрессивности старшими дошкольниками

 

ВОПРОСОТВЕТЫ  агрессивных детейОТВЕТЫ неагрессивных  детей1.Каких людей ты считаешь агрессивными?Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей)Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек)2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?Дрался, ударил бы (83% мальчиков, 27% девочек), Обрызгала, испачкала (36% девочек)Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек) Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек)3.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком(девочкой)?Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек) Убежала бы(36% девочек)Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек)4.Считаешь ли ты себя агрессивным?Нет - 88% мальчиков, 54% девочек Да - 12% мальчиков, 46% девочекНет - 92% мальчиков, 100% девочек Да - 8% мальчиков

Приложение 2

 

Стили родительского воспитания (в ответ  на агрессивные действия ребёнка)

 

Стратегия воспитанияКонкретные примеры стратегииСтиль поведения  ребёнкаПочему ребёнок так поступаетРезкое  подавление агрессивного поведения  ребёнка«Прекрати!» «Не смей так  говорить». Родители наказывают ребёнка.Агрессивный  ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время.Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.Игнорирование агрессивных вспышек ребёнкаРодители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал.Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях.Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.

Приложение 3

 

Анкета  для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1.Временами  кажется, что в него вселился  злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

.Он не может  промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.  
Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

.Иногда ему  без всякой причины хочется  выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

. Бывает, что  он с удовольствием ломает  игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

.Иногда он  так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь  подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить  его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то  над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у  него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ  на обычные распоряжения стремится  сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не  по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

. Любит быть  первым, командовать, подчинять себе  других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают  у него сильное раздражение,  желание найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.  
Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.  
Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________ 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.  
Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.  
Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

 

Приложение 4

 

Беседа  с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1)Тебе  предложили на выбор посмотреть  по телевизору:

а) Мультфильм «Вини  Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек - Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую  взрослую передачу по телевизору  ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная  хроника»;

г) свой вариант.

3) В  каком телевизионном фильме ты  хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки  между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

 

Приложение 5

 

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

Фрагменты:

  1. Рассерженный «впадает в бешенство».
  2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
  3. Ведет себя подобно «настороженному животному».
  4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
  5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
  6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
  7. Портит общественную и личную собственность.
  8. Негативно относится к замечаниям.
  9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
  10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
  11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
  12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
  13. Ведет себя непристойно.
  14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
  15. Подражает хулиганским проделкам других.
  16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
  17. Пристает к более слабым.
  18. Дерется не соответствующим образом

 

Приложение 6

 

Методика Рисунок несуществующего животного (автор Колосова С.Л.)

Инструкция: Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

 

Таблица 1 Симптомокомплексы  теста для оценки агрессивности  детей

Симпто-комплексСимптомБалл1Сильная, уверенная линия рисунка0,12Неаккуратность рисунка0,13Большое количество острых углов0,14Верхнее размещение углов0,15Крупное изображение0,16Голова обращена вправо или анфас0,17Хвост поднят вверх, пышный0,18Угрожающее выражение0,19Угрожающая поза0,110Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)0,111Хищник0,112Вожак или одинокий0,113При нападении дерется традиционным способом0,114Ночное животное0,115Другие признаки0,1

Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста