Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
. Бодалев, Л.А. Восприятие человека человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во ЛГУ, 1965.
. Божович, Л.И.
Психология формирования
. Бреслав, Г.М.
Эмоциональные особенности
. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 88 с.
. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с.
. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 207 с.
. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.
. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.
. Выготский,
Л.С. Проблема возрастной
. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1.
. Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во АНН СССР, 1987.
. Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на Дону, 2008.
. Дьяченко, М.И.
Психологический словарь-
. Зотова, О.И.
Проблемы отклоняющегося
. Иванова, Л.Ю.
Агрессивность, жестокость и
. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.
. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.
. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.
. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.
. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2007.
. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990.
. Крюкова, С.В.
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112.
. Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: Просвещение, 1990.
. Лазурс, Р.С.
Теория стресса и психологическ
. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.
. Левитов, Н.Д.
Психологическое состояние
. Леонтьев, А.Н.
Избранные психологические
. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.
. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.
. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.
. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2.
. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Тривола, 1995.
. Психологические
механизмы регуляции
. Психология
формирования и развития
. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.
. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.
. Смирнова, Е.О.
Психологические особенности и
варианты детской
. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.
. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.
. Фурманов, И.А.
Детская агрессивность:
. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль, 2007. - 49 с.
. Эльконин, Д.Б.
Избранные психологические
. Эмоциональное
здоровье вашего ребенка [
Приложение 1
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
ВОПРОСОТВЕТЫ
агрессивных детейОТВЕТЫ
Приложение 2
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия воспитанияКонкретные
примеры стратегииСтиль поведения
ребёнкаПочему ребёнок так
Приложение 3
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1.Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да____________________________
Нет___________________________
. Бывает, что
он с удовольствием ломает
игрушки, что-то разбивает,
Да____________________________
Нет___________________________
.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да____________________________
Нет___________________________
11. В ответ
на обычные распоряжения
Да____________________________
Нет___________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да____________________________
Нет___________________________
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Да____________________________
Нет___________________________
. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да____________________________
Нет___________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да____________________________
Нет___________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да____________________________
Нет___________________________
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да____________________________
Нет___________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да____________________________
Нет___________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
Да____________________________
Нет___________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит
лучше всех.
Да____________________________
Нет___________________________
Приложение 4
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1)Тебе
предложили на выбор
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек - Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую
взрослую передачу по
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой вариант.
Приложение 5
Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)
Фрагменты:
Приложение 6
Методика Рисунок несуществующего животного (автор Колосова С.Л.)
Инструкция: Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 1 Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симпто-
Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста