Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Обращение к проблеме взаимосвязи памяти и тревожности обусловлено той ролью, которую память играет в процессе обучения и развития личности школьника.
Наличие хорошо развитого уровня памяти в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности
1.1.Психологические особенности детей старшего школьного возраста………………………………………………………………………
1.2.Сущность и виды памяти……………………………………………….
1.3.Свойства памяти…………………………………………………………
1.4. Процессы памяти………………………………………………………….
1.5. Особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………..
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи процессов памяти и уровня тревожности личности……………………………………………..
1.1.Организация и проведение исследования…………………………….
1.2.Анализ результатов проведенного исследования……………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

20. Похож ли ты на своих  одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все  хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что  ты в школе и не можешь  ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей  работы будут сравниваться в  классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о  том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами  вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое  сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие  отметки, думает ли кто-нибудь  из твоих друзей, что ты хочешь  выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь  с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся  с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята  в классе говорят что-то, что  тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли  расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство  твоих одноклассников не обращают  на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть  нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к  тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в  организации вечеров, как другие  мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем  учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься  в школу так же хорошо, как  и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из  твоих одноклассников, когда тебе  удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к  тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои  одноклассники твою внешность  и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься  о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь  в постели, думаешь ли ты временами  с беспокойством о том, что  будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что  совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь  нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу  задание?

52. Пугает ли тебя проверка  твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут  сделать то, чего не можешь  ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники  понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге  в школу, что учитель может  дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что  делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 

 

2.2.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование уровня тревожности учащихся показало следующие результаты:

 

1.Очень высокий уровень  тревожности-1 ученик(10%)

2.Повышенный уровень тревожности-3 ученика(30%)

3.Средний уровень тревожности-3 ученика(30%)

4.Низкий уровень тревожности-3 ученика(30%)

 

Рис.1.1.Уровень тревожности учащихся

 

Таким образом, исходя из рисунка 1.1. можно сделать вывод о том, что доминирующего уровня тревожности  у школьников не выявлено.

Результаты исследования тревожности школьников по каждому фактору приведены в таблице 1.1.

Фактор тревожности

 

Фамилия ученика

Общая тревожность в школе

Переживания социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Авраменко

Кирилл

 

16

 

7

 

10

 

4

 

5

 

 

2

 

3

 

5

Баранова

Алена

 

13

 

6

 

9

 

6

 

2

 

4

 

4

 

7

Блощицына

Дарья

 

15

 

9

 

9

 

4

 

5

 

1

 

2

 

5

Блощицына

Екатерина

 

20

 

9

 

11

 

5

 

5

 

4

 

4

 

7

Диденко

Николай

 

10

 

6

 

6

 

5

 

2

 

3

 

4

 

5

Пономарева

Ирина

 

18

 

8

 

9

 

5

 

5

 

3

 

4

 

6

Романенко

Светлана

 

15

 

9

 

9

 

4

 

5

 

3

 

4

 

6

Сафаров

Саддам

 

14

 

8

 

8

 

6

 

5

 

5

 

5

 

6

Семененко

Вадим

 

15

 

8

 

6

 

4

 

4

 

5

 

4

 

3

Соломкина

Александра

 

19

 

9

 

9

 

6

 

4

 

4

 

3

 

7




 

Таблица 1.1.Тревожность школьников по каждому фактору

 

Таким образом, с помощью теста Филипса мы определили уровень и и характер тревожности у детей школьного возраста.

Понятие «школьная тревожность» является широким понятием, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального благополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

      Тревожность - индивидуальная  психологическая особенность, состоящая  в    повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных       ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому       не предрасполагают.     

 Тревожность может  порождаться как реальным неблагополучием  личности в наиболее значимых  областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.     

 Тревожность как свойство  личности во многом обуславливает  поведение       субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная       особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует       свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая       полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении       является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.      

 Тревожность оказывает  существенное влияние и на  самооценку ребенка.

 Повышенный уровень  тревожности у ребенка может свидетельствовать о его       недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным       ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.     

 Таким образом, вопросы  изучения детской и подростковой  тревожности       занимают значительное место в современной психологии.

Больше всего тревожит детей личностное самоопределение в социуме. Дети стремятся добиться успеха в учебной и вне учебной деятельности, ищут благоприятное для себя место в коллективе сверстников. Страх ситуации проверки знаний – фактор тревожности, занимающий важное место в жизни школьника, так как через учебную деятельность учащиеся так же хотят проявить себя, показать свои умения не только педагогам, но и одноклассникам.

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Общая психология / Г.С.Абрамова . – М . : 2003 . – с. 9 - 11 .
  2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М.Астапов . – М . : 2005 . – с . 111 – 117 .
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович . – М . : 2006 . – с . 296 – 299 .
  4. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л.И.Божович . – М . : 2004 . – 162 – 166 .
  5. Клацки Р. Память человека . Структуры и процессы / Р.Клацки . – М . : 2003 . – с . 214 – 216 .
  6. Клепач Ю.В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников / Ю.В.Клепач . – М . : 2005 . – с . 66 – 69 .
  7. Костина М.Л. Методы диагностики тревожности / М.Л.Костина . – СПб . :2009 . – с. 45 – 46 .
  8. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности / О.В.Кузнецова . – М . : 2004. - с. 12 – 14.
  9. Леонтьев А.Н. Развитие памяти / А.Н.Леонтьев . – М . : 2003 . – с .38 – 40 .
  10. Микляева А. В. Школьная тревожность : диагностика, коррекция, профилактика / А.В.Микляева . – СПб . : 2004 . – с. 203 – 210 .
  11. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М . : 2003. – с. 458 – 464 .
  12. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан . – СПб . : 2007 . – с. – 110 – 121 .
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн . – СПб . : 2004 . – с.146 – 149 .
  14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А.Смирнов . -  М . : 2004 . – с . 121 – 125 .
  15. Фельдштейн Д.И.Психология взросления / Д.И.Фельдштейн . – М . : 2003 . – 47 – 51 .
  16. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р.Харибова . – СПб. : 2003. – с . 301 – 302 .
  17. Черемошкина Л.В. Психология памяти /  Л.В.Черемошкина . – М . : 2007 . – с . 144 – 148 .

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://5psy.ru/obrazovanie/shkolnaya-trevojnost.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/html
  3. http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii81.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности