Особенности проявления детской агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:19, реферат

Краткое описание

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности проявления детской агрессивности.docx

— 45.27 Кб (Скачать файл)

 

  В отличие от представителей  предыдущей подгруппы, у них  нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень "звезд". Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

 

  Дети, относящиеся к этой категории,  хорошо знают и на словах  принимают нормы и правила  поведения, но постоянно нарушают  их. Нарушая правила, они оправдывают  себя и обвиняют своих товарищей,  стремясь избежать негативной  оценки взрослого: "Он первый  начал", "Он сам лезет, я  не виноват". Положительная оценка  взрослого, несомненно, важна для  них. В то же время ребята  не обращают внимания на собственную  агрессивность, и считают такой  способ действия нормальным и  единственно возможным средством  достижения своей цели.

 

  По результатам психологического  обследования дети нормативно-инструментальной  группы обладают следующими особенностями:

 

- высокий уровень интеллекта (как  общего, так и социального);

- развитая произвольность;

- хорошие организаторские способности;

- умение организовать игру, ее  достаточно высокий уровень развития;

- высокий социальный статус в  группе сверстников. 

 

3. Целенаправленно-враждебный тип

 

  Сюда относятся дети, для которых  нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.

 

  Обычно для агрессивных поступков  выбирается одна-две постоянные  жертвы - дети более слабые, не  способные ответить тем же. Чувство  вины или раскаяния при этом  совершенно отсутствует. Нормы  и правила поведения открыто  игнорируются. На упреки и осуждение  взрослых они отвечают: "Ну  и что!", "И пусть ему больно". Отрицательные оценки окружающих  не принимаются в расчет. Особенно  характерны для таких детей  мстительность и злопамятность:  они долго помнят любые мелкие  обиды и, пока не отомстят  обидчику, не могут переключиться  на другую деятельность. Даже  нейтральные ситуации они рассматривают  как угрозу и посягательство  на свои права.

 

  Результаты психологического обследования  детей целенаправленно-враждебного  типа, показывают:

 

- средние показатели интеллекта;

- произвольность в целом соответствует  возрастным нормам;

- низкий социальный статус в  группе сверстников (обычно таких  детей боятся и избегают);

- уровень развития игры также  средний, содержание их игр  часто носит агрессивный характер - все дерутся,

  мучают или убивают друг друга.

 

  Сопоставляя обе вышеприведенные  классификации и личный опыт  работы с агрессивными детьми, предлагаю представить проявления  детской агрессивности в виде  континуума. На одном его конце  будут находиться случаи инструментальной (или недеструктивной) агрессии, которая направлена, в основном, на достижение каких-либо потребностей и поставленных целей. На другом - враждебная агрессия (или враждебная деструктивность), целью которой является удовлетворение потребности в причинении другому боли и вреда, а агрессия служит способом достижения этой цели. Стоит подчеркнуть, что по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических характеристик детей:

 

 

 

  Ребята, использующие агрессию как  инструмент, как средство достижения  цели, обладают более высоким  интеллектом и определенными  организаторскими способностями  (умением наладить игру, распределить  роли и пр.), поэтому они имеют  среди сверстников более высокий  статус. По мере продвижения к  противоположному полюсу континуума  отмечается снижение интеллекта  детей, а вместе с этим ухудшаются  организаторские и коммуникативные  возможности, падает их статус  в группе. Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются.

 

Всех  агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения  ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура  самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В  окружающих людях такой ребенок  видит только их отношение к себе - другие выступают для него как  обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность  на себе, ожидание враждебности со стороны  окружающих не позволяют ребенку  увидеть других, пережить чувство  связи и общности с ними. Поэтому  для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

 

  Степень восприятия враждебности  может быть различной, однако  ее психологическая природа остается  той же:

 

- внутренняя изоляция;

- приписывание враждебных намерений  окружающим;

- невозможность видеть мир другого  человека.

 

Возрастные  различия в проявлении детской агрессивности

 

Агрессия  детей младшего (дошкольного) возраста.

 

  Маленький ребенок, находясь в  группе сверстников (в детском  саду, во дворе и т. п.), старается  стать в этой среде популярным  или авторитетным. Этим он удовлетворяет  свое желание быть признанным  и защищенным, пользоваться вниманием.  Коммуникативные навыки в этом  возрасте обычно недостаточно  развиты, процессы возбуждения  превалируют над торможением,  а моральные нормы еще не  сформированы, поэтому маленький  человечек часто старается занять  лидерские позиции с помощью  агрессивных методов. Особенно  легко и быстро агрессия возникает  у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".

 

  В дошкольном возрасте инициаторами  агрессии чаще становятся отдельные  дети (обычно из вышеперечисленной  группы). Она проявляется в виде  отдельных вспышек ярости и  гнева и обычно носит инструментальный  характер - дети просто не умеют  добиваться авторитета и популярности  конструктивно.

 

  Как замечает А. Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.

 

  В отличие от старших, маленькие  легко вовлекают в свои конфликты  взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними  своими переживаниями и тайнами,  часто просят вмешаться в споры  и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки,  а нередко даже доносят на  приятелей и сибсов. Грамотные  воспитатели, учителя и родители  с заступничеством обычно не  торопятся, а предлагают малышам  попробовать разобраться самим.  И это правильно, потому что  решение проблем за ребенка  взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить  из конфликтных ситуаций, справляться  и со своей агрессией, и с  агрессией, проявляемой другими  в его адрес.

 

Младший школьный возраст.

 

  В младшем школьном возрасте  инициаторами агрессии являются  уже не отдельные личности, а  группировки ребят, агрессивное  поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной.

 

  Кроме того, дети все чаще стараются  решать проблемы в своем кругу,  не прибегая к помощи и заступничеству  взрослых. Формирование группировок  вообще заметно меняет агрессивное  поведение школьников. Пребывание  в группе дает им возможность  испытать чувство комфорта и  защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение  страха наказания за проявление  агрессии, обостренное желание утвердиться  в роли полноправного участника  событий, занять в группе достойное  место. Поэтому жестокость, разрушительность  и другие проявления враждебной  деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

 

  Особо следует отметить, что для  целого ряда детей с коммуникативными  нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. (Шрек, "менты" и прочие "герои" нашего времени). Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство ("Бригада", "Брат" и пр.).

 

Подростковый  возраст.

 

  Особое место занимает подростковая  агрессивность. Как известно, некоторые  ученые рассматривают период  с 13 до 16 лет как сплошной многолетний  возрастной кризис. В это время  у взрослеющих юношей и девушек  сталкиваются два соперничающих  друг другу влечения: потребность  в близости и принадлежности  другому и стремление сохранить  и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных  переживаний: ощущение одиночества  и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие  своего реального Я идеалам  (часто ложным). Кроме того, наступает  время оборвать свою зависимость  от родителей, сформировать свои  взгляды и начать совершать  самостоятельные поступки.

 

  Это очень сложный момент в  жизни семьи. И специалист должен  разъяснять родителям, что, как  бы им ни хотелось, чтобы ребенок  оставался при них, наступает  время, когда нужно потихоньку  отдаляться от ребенка - конечно,  не сразу и не резко. Взрослые  должны понять, что подросток,  для того чтобы обучиться науке  коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

 

  Современный подросток может  реализовать свою агрессию двумя  способами:

 

- проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

 

- прятать и подавлять, становиться  послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть  энергии, ничего особого в жизни  не добиваясь. Подавленная энергия  в этом случае будет прорываться  наружу в виде либо невроза,  либо психосоматического заболевания.

 

  Интересно, что если в семье  двое детей, особенно подростков  одного пола, то один из них  (чаще старший) идет по первому  пути, другой - по второму.

 

  Факторы, способствующие росту  агрессивности у подростков:

 

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание  половых гормонов, главным образом  тестостерона у мальчиков,

  способствующего росту агрессивности.

 

2. Органические поражения головного  мозга - травмы, арахноидиты, менингиты  и т. п.

 

3. Отношение взрослых - школы и,  главное, родителей.

 

  Развитию подростковой агрессии  родители способствуют двумя  основными способами.

 

А. Эмоциональное отвержение.

 

  Отцы чаще отвергают своих  детей, особенно сыновей. Эти  папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими  переживаниями по поводу своей  маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел.

Информация о работе Особенности проявления детской агрессивности