Особенности проявления эмоционального состояния мальчиков и девочек в подростковом периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТзбППОпсп11-12.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

Тема: «Особенности проявления эмоционального состояния                            мальчиков и девочек в подростковом периоде»

Введение

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями  условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.

Подростковый возраст характеризуется  как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении  тревожности, агрессивности и других бурных реакций.

Подростковый возраст считается  особенно «эмоционально насыщенным»  и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее  место в психологии. В последнее  время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.

Эмоциональные нарушения, возникающие  в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи  связывают некоторые типы нарушения  поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь  эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Данная проблема достаточно полно  отражена в работах отечественных  зарубежных авторов, таких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.

Объект: эмоциональная сфера подростков.

Предмет: эмоциональное состояние мальчиков и девочек в подростковом периоде.

Гипотеза: проявление ситуативно-эмоциональной тревожности, депрессии и потребности в новых ощущениях у мальчиков и девочек подросткового возраста, отличаются.

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу;
  2. подобрать методики для диагностики личности подростков;
  3. проведение диагностики в соответствии с целью;
  4. обработка результатов.

Цель: изучить эмоциональную сферу мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 17 лет.

Методы:

  1. Анализ литературы;
  2. Тестирование.

Методики:

  1. «Тревожность Спилберга – Ханина»;
  2. «Методика и диагностика в потребностях в поисках ощущений Цукермана»;
  3. «Методы депрессивного состояния Зунге (адаптация Балашовой)».

Выборка: мальчики и девочки в возрасте от 14 до 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. «???»

    1. Особенности диагностики эмоционального состояния мужских и женских половых принадлежностей.

Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.

Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Хейманс Г. и Вирсма Е. выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу. [1] 

Если обратиться к эмоциональности  непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего  понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. Фресс П., например, дал следующее определение эмоциональности: «эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям». Эмоциональность, отмечает Фресс П. , употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Крейг Г.. Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению Ребера А. , В современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Теплова Б. М.  в 1964 году. Теплов Б. М. ставил цель выявить наиболее «сензитивные» к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное Небылицыным В.Д., учеником Теплова Б.М. , развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

В качестве основных характеристик  эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную  лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность Небылицын В.Д. понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.[2]

 

В литературе отмечается большая эмоциональная  чувствительность и эмоциональная  нестабильность женщин. Выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере  лиц мужского и женского пола. До настоящего времени не доказано, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными  или все эти особенности приобретаются  в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере  мужчин и женщин многие психологи  связывают именно с особенностями  воспитания тех и других. У женщин весьма желательны эмоциональная зависимость  от противоположного пола, погруженность  в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойно насмешек и позора. [2]

Хорни К. пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями.[3] По этому поводу еще Батюшков К. писал: «Любить или ненавидеть! - им (женщинам) надобна беспрестанная пища для чувств. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Куликов Л. В. отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Гнев (злость).  Маккоби Е. и Джеклин К. на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Другая возрастно-половая динамика выявлена Пономаревой М. С. при изучении склонности к переживанию гнева . Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола. [7]

Печаль.  Куликов Л. В. выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и Пономаревой М. С. с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков. [7]

Тревога и страх.  Чикер В. А. с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. Плотников В. П. с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек - к сессии и к экзаменам.[4]

Куликовым Л. В. выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.

Сравнение склонности к переживанию  базовых эмоций у школьников и  школьниц разного возраста, проведенное  Пономаревой М. С., показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

По данным Захарова А. И. , количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин - смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Радость. Склонность к радости, по данным Пономаревой М. С., не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.[2]

 

Интенсивность и длительность эмоциональных реакций.

Об интенсивности эмоциональных  реакций в основном судят по величине вегетативных сдвигов, наблюдающихся  у человека в той или иной эмоциогенной ситуации (в исследованиях - обычно перед экзаменом и после него). Часто это свойство эмоциональности  называют реактивностью. Получаемые разными  авторами данные с использованием этих показателей весьма разноречивы, что  объясняется, очевидно, во-первых, тем, что разные ситуации имеют для  мужчин и женщин разное эмоциогенное значение, а во-вторых, тем, что на одну и ту же эмоциогенную ситуацию одни субъекты больше реагируют эмоционально, а другие - двигательно.

Так, по данным Скрябина Н. Д., при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.[2]

В то же время Шафранская К. Д., изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.

Акинщикова Г. И. тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин - увеличивалась. Однако выявленные различия в реактивности при психическом напряжении не являются специфически эмоциональными, они характерны для мужчин при любой нагрузке - в том числе при интеллектуальной и физической. Так, измерение сахара в крови при высокой интеллектуальной нагрузке тоже выявило большую реактивность мужчин: показатель сахара в крови у них был выше, чем у женщин. Насыщение крови кислородом при этой нагрузке было в 2 раза выше у мужчин, чем у женщин.

Поэтому остается неясным, является ли обнаруженные этими авторами факты  следствием большей эмоциональной  реактивности мужчин или же следствием их большей мобилизованности.[4]

Как показали Елисеева И. М. с соавторами, перед экзаменом студентки оценили уровень своего эмоционального возбуждения гораздо выше, чем студенты. Выше у них была и неуверенность в успешной сдаче экзаменов. В то же время по частоте сердечных сокращений различий между теми и другими не было. После экзамена оценка спада своего эмоционального возбуждения была больше у студенток, чем у студентов. Таким образом, женщины более экстремально оценивают как подъем эмоционального возбуждения, так и его спад.

По данным Винокурова А. И., у мужчин перед экзаменом ослабевает трофотропный тип вегетативного регулирования, что выражается в повышении пульсового давления крови, в увеличении систолического объема крови, в повышении коэффициента эффективности кровообращения. У женщин, наоборот, трофотропный тип вегетативного регулирования усиливается, что приводит к уменьшению пульсового давления и систолического объема крови, к большим сдвигам частоты сердечных сокращений.[6]

Сразу же после экзамена у мужчин трофотропное регулирование сменяется  на эрготропное, быстрее восстанавливаются  показатели гемодинамики, уменьшается  суммарное отклонение от АТ-нормы. У  женщин после экзамена суммарное  отклонение от АТ-нормы увеличивается, быстрее восстанавливается систолическое  артериальное давление, а пульсовое  давление неизменно уменьшается.

Информация о работе Особенности проявления эмоционального состояния мальчиков и девочек в подростковом периоде