Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.
У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее существенно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствует возникновению депрессии, представляется прекращение близких связей или отношений.
Связанные с разрывом переживания
могут возникать
Кроме этого в подростковом возрасте большую роль в возникновении депрессивных состояний играет и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации. [18]
Еще один вид эмоциональных расстройств - страхи и тревога. Страхи и фобии могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частота особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи. [21]
Исследования Иовчук Н.М. и Северного А.А. показали, что младшего подростка появляются специфические страхи. Они - продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем, директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователи также отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком). [23]
Страхи могут также возникать
из-за неуверенности подростка в
собственных межличностных
Школьные страхи свидетельствуют о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи - постоянный спутник обучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. [22]
По данным исследования Оршанской М.В., общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов.
Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. [15]
Наблюдаются вполне обоснованные подростковые
страхи быть покинутым, трудности или
нарушения процессов обучения, физическая
слабость и недостаточно развитая совесть.
Результатом всего этого
Эмоциональные расстройства могут
существовать и во множестве других
форм. К их числу относятся
Сейчас известны многочисленные данные
о том, что полученный в детстве
неадекватный эмоциональный опыт (в
неблагополучных семьях, при нарушении
взаимоотношений детей с
Также эмоциональные нарушения у подростков тесно связаны с признаками семейного неблагополучия, такими как невроз, матери, супружеские ссоры, раздражительность родителей и распад семей. [23]
Вывод по Главе 1
Таким образом, в процессе исторического развития человека у мужчины и женщины сформировались устойчивые отличительные особенности в проявлении эмоциональности. Этому способствовали различные виды деятельности представителей разных полов, и, как следствие, различные структуры мозга развивались по разному, что привело к отличию выражения эмоций мужчины от женщины.
Большинство учёных утверждают, что
женщины более эмоциональны и
раскованны в выражении эмоций, но
не в силе их переживания. Женщина
лучше воспринимает и отражает эмоции,
в то время как мужчина воспринимает
данный тип поведения как проблему,
которую необходимо решить. Когда
женщина взволнована, она может
заплакать, слишком активно
Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Список литературы
1. Сарфати X. Модели карьеры
мужчин и женщин в
X. Сарфати - 1992. - Т. 17, № 2. - С. 131-140.
2. Ильин Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.
3. Амстиславская Т.Г. Влияние
антагонистов 5-НТ1а серотониновых
рецепторов на половую
4. Айвазашвили З.И.,. Модулирующее
действие эстрадиола на
5. Депенчук М. В. Ролевой анализ некоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации // Ананьевские чтения .[Текст] /
М. В.- Депенчук 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.
6. Василюк Ф.Е. Психология
переживания. Анализ
7. Мещеряков Б.Г., Большой
психологический словарь.[
8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001
9. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
10. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006
11. Самуил Шурухт «Подростковый возраст: развитие креативности – эмоций – коммуникации – ответственности» М.: 2006г.
12. Изард К. Эмоции человека. М., 1999.
13. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей._ СПб.: Питер, 2006
14. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004
15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2006
16.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
18. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности.- СПб-.: Питер, 2004
19. Реана А.А. - Психология подростка. Полное руководство / Под ред. СПб., 2003
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000
21. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности.- М., 1999
22. Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004
23. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.- СПБ.: 2002