Особенности проявления эмоционального состояния мальчиков и девочек в подростковом периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТзбППОпсп11-12.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний  важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее  существенно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствует возникновению  депрессии, представляется прекращение  близких связей или отношений.

Связанные с разрывом переживания  могут возникать непосредственно  в момент разрыва и приводить  к немедленному возникновению депрессии. [18]

Кроме этого в подростковом возрасте большую роль в возникновении  депрессивных состояний играет и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации. [18]

Еще один вид эмоциональных расстройств - страхи и тревога. Страхи и фобии могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частота особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи. [21]

Исследования Иовчук Н.М. и Северного А.А. показали, что младшего подростка появляются специфические страхи. Они - продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем, директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователи также отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком). [23]

Страхи могут также возникать  из-за неуверенности подростка в  собственных межличностных отношениях с другими людьми.

Школьные страхи свидетельствуют  о появляющейся дезорганизованности  личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи - постоянный спутник обучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. [22]

По данным исследования Оршанской М.В., общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов.

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения  школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. [15]

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или  нарушения процессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся  одновременно со страхом наказания.

Эмоциональные расстройства могут  существовать и во множестве других форм. К их числу относятся ипохондрические  состояния и реакции истерики.

Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве  неадекватный эмоциональный опыт (в  неблагополучных семьях, при нарушении  взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка.

Также эмоциональные нарушения  у подростков тесно связаны с  признаками семейного неблагополучия, такими как невроз, матери, супружеские ссоры, раздражительность родителей и распад семей. [23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по Главе 1

Таким образом, в процессе исторического  развития человека у мужчины и  женщины сформировались устойчивые отличительные особенности в  проявлении эмоциональности. Этому  способствовали различные виды деятельности представителей разных полов, и, как  следствие, различные структуры  мозга развивались по разному, что  привело к отличию выражения  эмоций мужчины от женщины.

Большинство учёных утверждают, что  женщины более эмоциональны и  раскованны в выражении эмоций, но не в силе их переживания. Женщина  лучше воспринимает и отражает эмоции, в то время как мужчина воспринимает данный тип поведения как проблему, которую необходимо решить. Когда  женщина взволнована, она может  заплакать, слишком активно жестикулировать  и непрерывно говорить, эмоционально описывая свои чувства. При волнительных ситуациях мужчина напротив внутренне  «собирается», сокращает количество внешних действий. Он под воздействием сильного стресса полностью отстраняется от любого другого человека: ему  надо найти решение серьезной  проблемы. У женщин сенсорные способности  значительно превосходят мужские. Женщина может заплакать, потому что ее оскорбили, потому что оскорбление  всегда несет в себе эмоциональный  заряд, но мужчина часто даже не замечает, что его хотели обидеть. Для него сказанное часто не имеет значения в буквальном смысле слова.

Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности  к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.

Учитывая, что подростковый возраст  характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется  в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.

 

 

 

 

Список литературы

1. Сарфати X. Модели карьеры  мужчин и женщин в исследовании  и развитии. Взгляд из МОТ // Высшее образование в Европе. .[Текст] /

X. Сарфати - 1992. - Т. 17, №  2. - С. 131-140.

2. Ильин Е. П. Структура  эмоциональности как свойства  личности // Психологические проблемы  самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.

3. Амстиславская Т.Г. Влияние  антагонистов 5-НТ1а серотониновых  рецепторов на половую мотивацию  самцов мышей // Бюлл. экспериментальной  биологии и медицины. .[Текст] /. Т..Г Амстиславская, С.А. Кучерявый, И.А. Иванова, Н.К. Попова– 1999. – Т. 127, № 2. – С. 224-22

4. Айвазашвили З.И.,. Модулирующее  действие эстрадиола на чувствительность  одиночных нейронов преоптической  области гипоталамуса к норадреналину  // Бюлл. экспериментальной биологии  и медицины.[Текст]/ З.И Айвазашвили, В.Я Игнатков., В.Я Бабичев– 1990. – Т. 109, № 4. – С. 317-318.

5. Депенчук М. В. Ролевой  анализ некоторых берлинских  пар в связи с процессом  социокультурной адаптации // Ананьевские  чтения .[Текст] /

М. В.- Депенчук 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.

6. Василюк Ф.Е. Психология  переживания. Анализ преодоления  критических ситуаций. .[Текст] / Ф.Е. Василюк– М., 1984

7. Мещеряков Б.Г., Большой  психологический словарь.[Текст]/ Б.Г. Мещеряков., В.П. Зинченко -2002.

8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001

9.   Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

10. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006

11. Самуил Шурухт «Подростковый возраст: развитие креативности – эмоций – коммуникации – ответственности» М.: 2006г.

12. Изард К. Эмоции человека. М., 1999.

13. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей._ СПб.: Питер, 2006

14. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004

15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2006

16.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.

18. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности.- СПб-.: Питер, 2004

19. Реана А.А. - Психология подростка. Полное руководство / Под ред. СПб., 2003

20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000

21. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности.- М., 1999

22. Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004

23. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.- СПБ.: 2002


Информация о работе Особенности проявления эмоционального состояния мальчиков и девочек в подростковом периоде