Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, курсовая работа
Младший школьный возраст является сензитивным:
для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
Введение
Теоретическая часть:
Определение понятия «психическое состояние»
1.1Сущность и функции психического состояния
1.1.1 Категория состояния
1.1.2 Детерминанты состояния
1.1.3 Непрерывность состояний.
1.1.4 Структура состояния.
1.2 Характеристики состояния
1.2.1 Состав характеристик.
1.2.2. Активация и тонус.
1.2.3 Напряжение.
1.2.4 Временные характеристики психического состояния.
1.2.5 Эмоциональные характеристики психического состояния.
Младший школьный возраст
Особенности психического развития.
2.2. Эмоциональная сфера младших школьников
3.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
3.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста.
Практическая часть
1.Предмет методы и цель исследования
2.Исследование
3.Анализ результатов
Заключение.
Литература.
Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Неуверенный, тревожный
человек всегда мнителен, а мнительность
порождает недоверие к другим.
Такой ребенок опасается
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих,. но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант,
когда ребенок находит
Фантазии - Одно из замечательных качеств, присущих детям. ля нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности- и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя. Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов..Главным источником тревог для младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.
Замечено, что интенсивность
переживания тревоги, уровень тревожности
у мальчиков и девочек
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Тем не менее у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.,а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Практическая часть
1.Предмет методы и цель исследования
4..Объект исследования: группа детей младшего школьного возраста – 10 челове
2.Исследование
Для изучения эмоционального состояния младших школьников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека»На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает
более сложное отношение
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Таблица 1: Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 | |
3 |
Дом, дерево – с самого края |
0;1;2 | |
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 | |
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 | |
6 |
Дерево на горе |
0;1 | |
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 | |
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 | |
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки |
||
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 | |
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 | |
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 | |
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 | |
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 | |
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 | |
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 | |
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 | |
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 | |
11 |
Другие возможные признаки |
||
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
2 |
Дом с краю листа |
0;1 | |
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 | |
4 |
Одномерное дерево |
0;1 | |
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 | |
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 | |
7 |
Другие возможные признаки |
||
Чувство неполноценности |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 | |
3 |
Руки за спиной |
0;1 | |
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 | |
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 | |
6 |
Непропорционально большая система веток |
0;1 | |
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 | |
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 | |
9 |
Другие возможные признаки |
||
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
2 |
Дверь – замочная скважина |
0;1 | |
3 |
Очень большое дерево |
0;1 | |
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 | |
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 | |
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 | |
7 |
Глаза – пустые глазницы |
0;2 | |
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 | |
9 |
Оскал – видны зубы |
0;1 | |
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 | |
11 |
Другие возможные признаки |
||
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 | |
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 | |
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 | |
6 |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0;2 | |
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 | |
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 | |
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки |
||
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
3 |
Отсутствие окон |
0;2 | |
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 | |
5 |
Окна – отверстия без рам |
0;1 | |
6 |
Выделенное лицо |
0;1 | |
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 | |
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 | |
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 | |
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 | |
11 |
Дверь без ручки |
0;1 | |
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 | |
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0;1 | |
14 |
Другие возможные признаки |
||
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 | |
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 | |
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 | |
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 | |
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 | |
7 |
Другие возможные признаки |
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
Рисунки теста ДДЧ
могут показывать органическую дисфункцию
центральной нервной системы. Существует
5 показателей органического
В результате
проведенного исследования и
количественной оценки теста
мы получили данные по
Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Незащищенность |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
Тревожность |
2 |
7% |
5 |
17% |
22 |
76% |
Недоверие к себе |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
Чувство неполноценности |
- |
- |
4 |
14% |
25 |
86% |
Враждебность |
- |
- |
6 |
21% |
23 |
79% |
Конфликтность (фрустрация) |
- |
- |
6 |
21% |
23 |
79% |
Трудности общения |
- |
- |
5 |
17% |
24 |
83% |
Депрессивность |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
Информация о работе Особенности психических состояний младшего школьника