Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования:
1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.
2. Изучить цели психологического консультирования.
3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.
4. Оказать психологическую помощь клиенту.
Объект исследования: процесс психологического консультирования.
Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования | |
1.1
Сущность и специфика |
5 |
1.2
Цели психологического |
7 |
1.3
Принципы психологического |
10 |
1.4
Структура процесса |
13 |
1.5 Техники консультирования | |
1.5.1
Постановка вопросов…………………………… |
16 |
1.5.2
Одобрение и успокаивание……………… |
18 |
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… | 20 |
1.5.4
Отражение чувств…………………………………… |
21 |
1.5.5
Паузы молчания………………………………………… |
22 |
1.5.6
Предоставление информации…………… |
23 |
1.5.7
Интерпретация…………………………………………… |
24 |
1.5.8
Конфронтация……………………………………………… |
25 |
1.6
Модель эффективного психолога- |
27 |
ГЛАВА
2: Проведение психологической консультации…… |
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит консультированию.
Консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.
Актуальность
темы. Современный этап развития профессионального
мира характеризуется возросшей
потребностью в специалистах, способных
успешно реализовывать себя в
изменяющихся социально-экономических
условиях. По мнению ряда отечественных
и зарубежных исследователей, подобная
ситуация требует одновременного проявления
двух противоположных по своей функции
индивидуально-психологических
Цель исследования:
Задачи исследования:
1.
Осуществить теоретико-
2. Изучить цели психологического консультирования.
3.
Проанализировать
4. Оказать психологическую помощь клиенту.
Объект исследования: процесс психологического консультирования.
Предмет
исследования: структура процесса психологического
консультирования.
Глава
1: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1
Сущность и специфика
психологического консультирования
Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.
Слово
«психологическое» можно
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.
Спецификой психологического консультирования является акцент на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Социально-психологический тренинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям. Но в рамках социально-психологического тренинга основным фактором воздействия становится не информация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развернуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. С тяжелых расстройств, с последствий долговременных психологических травм началось в психологии реальное изучение параметров оптимального общения и рациональной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здоровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилактика, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности .
В
настоящее время имеется много
определений термина «
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
Таким
образом, определения психологического
консультирования охватывают стержневые
установки консультанта в отношении
человека вообще и клиента в частности.
Консультант принимает клиента
как уникального, автономного индивида,
за которым признается и уважается
право свободного выбора, самоопределения,
право жить собственной жизнью. Тем
более важно признать, что любое
внушение или давление мешает клиенту
принять ответственность на себя
и правильно решать свои проблемы.
1.2 Цели психологического консультирования
Вопрос
определения целей
Цели
консультанта и клиента в конечном
счете соприкасаются, хотя каждый консультант
имеет в виду свою систему общих целей,
соответствующую его теоретической ориентации,
а каждый клиент — свои индивидуальные
цели, приведшие его к специалисту. Очень
часто формулировка и переформулировка
целей происходят в процессе консультирования
при взаимодействии консультанта с клиентом.
Реализация целей консультанта зависит
от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы
успешно сочетать свои общие задачи и
конкретные цели клиента, необходимо с
самого начала задать клиенту вопросы:
"Что Вы ожидаете от нашего общения?",
"Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты,
как правило, имеют только самое общее
представление о том, что такое консультирование
и что ожидать от консультанта. Когда клиент
не владеет никакой информацией о консультировании,
он не способен должным образом сформулировать
цели. Большинство клиентов приходит на
психологическое консультирование, надеясь,
что консультант сразу окажет какую-то
помощь. В этой ситуации консультант должен
помнить главную цель консультирования
— помочь клиенту понять, что именно он
сам и есть тот человек, который должен
решать, действовать, изменяться, актуализировать
свои способности.
Информация о работе Особенности психологического консультирования