Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования:
1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.
2. Изучить цели психологического консультирования.
3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.
4. Оказать психологическую помощь клиенту.
Объект исследования: процесс психологического консультирования.
Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………
Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, что в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.
Несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
1.5.2 Ободрение и успокаивание
Эти
техники очень важны для
Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать" и т.д.
Однако,
говоря об успокаивании клиента, мы не
должны забывать, что, как и любая
техника, этот метод может использоваться
правильно и неправильно. Частой
ошибкой "успокаивания" является
то, что консультант предлагает себя
в качестве "подпорки" беспокойному
клиенту. Это ограничивает возможности
клиента самостоятельно решать свои
проблемы. Рост личности всегда связан
с чувством неопределенности и некоторой
дозой напряжения и тревоги. Кроме
того, если успокаивание используется
чрезмерно и слишком часто, т.е.
начинает преобладать в
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey выделяет три основные цели перефразирования:
При перефразировании надо помнить три простых правила:
Хорошо
перефразированная мысль
В
обобщении выражается основная идея
нескольких мало связанных между
собой утверждений или долгого
и запутанного высказывания. Обобщение
помогает клиенту систематизировать
свои мысли, вспомнить то, что было
сказано, побуждает к рассмотрению
значимых тем и способствует соблюдению
последовательности консультирования.
Если перефразирование охватывает только
что высказанные утверждения клиента,
то обобщению подлежит целый этап беседы
или даже вся беседа.
1.5.4 Отражение чувств
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента. В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.
Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:
1.5.5 Паузы молчания
Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и начинающий консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:
Хотя спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание (Gelso, Fretz). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.
Паузы
молчания в консультировании поднимают
вопрос: должен ли их прерывать сам
консультант? Распространено мнение, что
консультант должен прерывать пустое
молчание и не спешить прерывать
продуктивное молчание. Когда клиент
умолкает и молчание длится долго, уместно
замечание консультанта: "Вы, кажется,
очень задумались. Не хотели бы поделиться
тем, что сейчас чувствуете?" или "Что
важное для себя Вы слышите в этом молчании?".
Вместе с тем не следует забывать, что
клиент сам отвечает за прекращение молчания.
1.5.6 Предоставление информации
Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).
Предоставление
информации в консультировании иногда
бывает очень важным, поскольку клиенты
нередко задают консультанту самые
разные вопросы. Особенно существенны
вопросы, за которыми кроется тревога
клиентов о своем будущем, здоровье,
например: "Сможем ли мы иметь детей?",
"Наследуется ли рак?". Озадаченность
клиентов значима не сама по себе, а в контексте
ее возникновения. На такие вопросы следует
смотреть серьезно и хорошо обдумывать
ответы на них. Предоставляя информацию,
консультант не должен забывать, что клиенты
порой спрашивают с целью устраниться
от обсуждения своих проблем и исследования
самости. В действительности, однако, не
трудно отличить вопросы, указывающие
на озабоченность клиентов, от стремления
манипулировать консультантом с помощью
выспрашивания.
1.5.7.Интерпретация
Информация о работе Особенности психологического консультирования