Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41
Заключение 46
Список литературы
При
этом подчёркивается, что одарённостью
называют генетически
Необходимо,
отметить, что понятие «одаренность»
очень близко понятию «
Целостную характеристику умственных возможностей часто обозначают словом «интеллект». Он служит для обозначения уровня и своеобразия познавательных творческих возможностей, т.е. зачастую употребляется как синоним понятия « умственная одаренность».
Вместе
с тем интеллект развивается
в единстве с побуждениями
и устремлениями растущего
Таким образом, проанализировав определения данного понятия, мы в своей работе опираемся на определение, предложенное К.К.Платоновым. Так как оно полно и последовательно раскрывается с психологической и педагогической точек зрения. Он утверждал, что «одаренность – это генетический обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при её отсутствии». [ 24;28].
1.3 Виды одаренности и типология одаренных детей
С психологической точки зрения одаренность, во– первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, мотивационные, психолого-физиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, её проявления зависят от возраста, и характеризуется большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одарённого человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности. Вследствие этого В.И. Панов классифицировал одаренность по:
1) широте проявления – общая и специальная;
2) типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
3) интенсивности
проявления – повышенная
4) виду проявления – явная и скрытая (непроявившаяся);
5) темпу
психического развития –
6) возрастным
особенностям проявления –
7) личностным,
социально-половым
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого В.И. Панов находит целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных личностных и других сторон психики, в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности указанных психических процессов. Во вторую попадают высоко и исключительно одарённые дети.
Эта
особенность их развития, как
обнаружил В.П. Кащенко: «…во многом
обуславливает необходимость
Очень часто развитие одарённых детей связывают с ранним обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одарённость, талант к наукам могут встречаться у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Это явление В.И. Панов разъясняет так: «… зачастую признаки одаренности просто не удаётся разглядеть… дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе…»[18;47]. Он указывал, что никем не замеченное и не ценимое своеобразие возможностей ребёнка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться особенно ценным, подняться в ранг одарённости. В.И. Панов отмечал, что развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации компенсаторных механизмов.
Исходя из этого, выражения «одарённые ученики», «выдающиеся дети» принято считать весьма условным подъёмом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Все эти характеристики имеют значение только предварительного, т.к. проявившиеся способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными.
Нами было выявлено, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять рассматривать как интеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей, способности к регуляции своих действий, эмоциональной включимости. Кроме того, проявления и развитие одарённости неразрывно связаны с развитием психофизической, волевой и других сфер психики человека.
Таким образом, одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так по степени и характеру взаимосвязей между её структурами.
1.4 Основные подходы к разработке концепции одаренности
Разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.
Прежде
чем рассматривать современные
подходы к разработке
При
исследовании феномена
Понятие «интеллект» (умственные способности) в конце XIX- начале XX вв. приобрело отличающееся от традиционного содержание. Интеллектуальными способностями считали в первую очередь не действие на основе подражания или определенного алгоритма, самостоятельное приобретение знаний, открытие, перенос в новые ситуации, а как определяет А.И. Савенков: «…гениальное решение проблем». [23;26].
Таким образом, одаренность отождествлялась с высоким уровнем развития интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна). Для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуются не интеллект в его сложившемся понимании, а более сложное качественное своеобразие психики, привело к началу нового этапа в исследовании одарённости как интегральной личностной характеристики. Способность находить нетрадиционные способы решения проблемных задач, определённая как «креативность», в начале 50-х гг. стала вытеснять «интеллект», представлявшего универсальную личностную характеристику – одаренность. Своим утверждением данное представление в значительной мере обязано исследованиям продуктивного мышления. (М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, КДункер, В. Лоуэнфельд, В.Келлер, К.Коффка, Н.Майер, Л.Секкей, П.Торенс и многие другие).
В современных исследованиях креативность характеризуется по многим параметрам. У П.Торенса это беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Сравнивая характеристики, которые делают В.Лоуэнфельд и Д. Гилфорд, мы пришли к выводу, что оба автора определяют, как «…умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности». [23;26].
В отечественной психологии это направление представлено в трудах, посвященных исследованию продуктивного мышления С.Л. Рубинштейна, А.В.Брушинского, А.М.Матюшина, Я.А.Понамарёва, О.К.Тихомирова и многих других.
В отечественной психолого-педагогической науке при рассмотрении одаренности отводилась роль некой общей, интегральной личностной характеристики. Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн характеризует одарённость как: «…взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которого зависит продуктивность его деятельности…в неё включается не только интеллект, но и все другие свойства и способности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента…». [6;26]. Это направление было развито в трудах Б.М.Теплова, подчёркивающего, что переход от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности может быть осуществлено через другое, более синтетическое понятие, каким, по его утверждению является одарённость. Он определял данное понятие как: «… то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». [6;38].
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место и, по словам А.И.Савенкова: «… была выражена не так чётко, как в американской и западноевропейской науке». [25;24]. Главную причину он видит в рассмотрении этих явлений, как единого комплекса. В ходе исследования нами были рассмотрены отечественные концепции, разработанные в течение последних 10 лет.
Концепция возрастного подхода к феномену интеллектуальной одарённости, разработана Н.С.Лейтесом. Согласно этому подходу существуют особые внутренние предпосылки развития способностей, присущие детскому возрасту. Н.С.Лейтес вводит понятие «возрастная одарённость», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одарённости.
Точнее дифференцированы элементы структуры одарённости в концепции, предложенной А.М.Матюшина. Одарённость в его исследовании представляет собой комплекс интеллектуальных, творческих и мотивационных фактов. Рассматривая её как общую предпосылку развития и становления творческой личности.
Динамическая теория одарённости, разрабатываемая Ю.Д.Бабаевой в контексте развития идей Л.В.Выготского. Суть этой концепции состоит в понимании одарённости как развивающегося свойства целостного от зарубежных подходов, делящих одарённость на интеллектуальную и другие составляющие.
Экопсихологический подход к развитию одаренности, разрабатываемый А.И.Савенковым в рамках экопсихологии развития человека. Одарённость в этом случае рассматривается как «…особая форма проявления творческой природы психики». [25;26].
Психодидактический подход к обучению и развитию одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, разрабатываемый В.П.Лебедевой, В.А.Орловой и В.И.Пановым. Суть их психодидактического подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды, как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одарённых детей в условиях общеобразовательной школы.
Рассмотрев вышеперечисленные современные концепции, мы разделяем точку зрения В.И.Панова: «стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одарённости как к процессу целостного развития личности и сознания одарённых детей, реализующего их творческий потенциал». [19;34].
Таким
образом, в истории исследований
категории одаренности
Выводы
В первой главе нашей работы, посвященной дидактическим основам развития одарённости, мы раскрыв понятие «детская одарённость» в истории психолого-педагогической мысли выявили, что основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностного образования или социально- психологического явления, а на проблему его происхождения (божественное или земное) При этом понятия «божественного» и «природного» происхождения гения в ту пору практически не дифференцировалось, а под «земным» происхождением понималось то, что формируется вследствие воспитательно-образовательного воздействия на личность. Проанализировав обе точки зрения, мы пришли к выводу, что они оказываются малопродуктивными с позиции, как изучения самого явления, так и использования результатов в социально-педагогической практике.