Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать научные подходы к особенностям развития внимания в дошкольном возрасте.
Провести экспериментальное исследование по изучению свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Составить рекомендацию по развитию внимания у дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания в
дошкольном возрасте………………………..…………………….……………..5
1.1 Характеристика внимания в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………….…………....5
1.2 Виды и свойства внимания………………………………………………....8
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………13
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста………………....23
2.1 Методы изучения внимания у старших дошкольников…………………………………………………………….……..23
2.2 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………….…………………………………………………….25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………26
Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста……...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………....................................36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождений, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это  показатель степени сосредоточенности  сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность  внимания означает, что образуется  как бы временный центр (фокус) всей психологической активности  человека.

2. Интенсивность внимания  — это качество, определяющее  эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания  в целом. Чем больше интерес  к деятельности (чем больше сознание  ее значения) и чем труднее  деятельность (чем она менее знакома  человеку), чем больше влияние  отвлекающих раздражителей, тем  более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность  длительное время поддерживать  высокие уровни концентрированности  и интенсивности внимания. Определяется  типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними  условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается  не только новизной поступающих  стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана  с динамическими характеристиками  его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают  периодические кратковременные  непроизвольные изменения степени  интенсивности внимания. Колебания  внимания проявляются во временном  изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью  часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие  колебания внимания могут осуществляться  с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания  наблюдались при предъявлении  звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

4. Объем — показатель  количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не  только от генетических факторов  и от возможностей кратковременной  памяти индивида. Имеют также  значения характеристики воспринимаемых  объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого  субъекта.

5. Переключение внимания  понимается как возможность более  или менее легкого и достаточно  быстрого перехода от одного  вида деятельности к другому. С переключением функционально  связаны и два разнонаправленных  процесса: включение и отключение  внимания. Переключение может быть  произвольным, тогда его скорость  — это показатель степени волевого  контроля субъекта над своим  восприятием и непроизвольным, связанным  с отвлечением, что является показателем  либо степени неустойчивости  психики, либо свидетельствует о  появлении сильных неожиданных  раздражителей.

6. Распределение, то есть  способность сосредоточивать внимание  на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы  несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать  несколько действий или следить  за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них  из поля внимания. 
1.3  Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.

Освоение  назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, ас другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи  с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок  без наглядной опоры внимательно  слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие  речи влечет за собой появление элементов  произвольного внимания. Взрослый может  руководить им. Слово выступает как  средство организации внимания.

И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности развития внимания в  раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с  ними, на которых сосредоточивается ребенок;

- малыш  сосредоточен  на выполнении несложных  инструкций  взрослого, на слушании  литературных  произведений, внимателен  к слову, речи;

- под  влиянием речи  у ребенка начинают  складываться  предпосылки для  развития произвольного  внимания;

- внимание  малыша слабо  концентрировано,  неустойчиво, наблюдаются  трудности  переключения и распределения,  невелик его объем.

        Одной  из главных особенностей дошкольного  возраста является развитие произвольности  ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически  всеми учеными, занимавшимися этим  возрастным периодом. Например, Л.С. Выготский, отмечал развитие произвольности  как одну из важнейших характеристик  дошкольного возраста, связывал  это с появлением высших психических  функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания .

        В  дошкольном возрасте психическое  развитие осуществляется двумя  основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных  форм психики, возникающих еще  в раннем онтогенезе, с другой  — появляются и интенсивно  формируются социальные формы  психики при непосредственном  взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.

        Полноценное  развитие психических процессов, в том числе и всех видов  ощущений, во многом зависит от  определенных условий, среди которых  особое значение имеет внимание.

        Развитие  внимания в онтогенезе  анализировал  Л.С. Выготский. Он  писал, что «культура  развития  внимания заключается  в том,  что при помощи взрослого  ребенок  усваивает ряд искусственных  стимулов – знаков, посредством  которых он дальше направляет  свое собственное поведение и внимание». Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд  последовательных этапов:

       -  первые  недели и месяцы жизни  ребенка  характеризуются

появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного  признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

       - к  концу  первого года жизни возникает  ориентировочно

      - исследовательская  деятельность как средство будущего  развития произвольного внимания;

      - начало  второго года жизни характеризуется  появлением

зачатков произвольного  внимания: под влиянием взрослого  ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

      - во  второй  и третий год жизни  развиваетсяпервоначальная  форма  произвольного внимания. Распределение  внимания между двумя предметами  или действия детям в возрасте  до трех лет практически недоступно;

      - в 4,5-5 лет  появляется способность направлять  внимание под воздействием сложной  инструкции взрослого;

      - в 5-6 лет  возникает элементарная форма  произвольного внимания под влиянием  самоинструкции. Внимание наиболее  устойчиво в активной

деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных

действий;

      - в 7-летнем  возрасте развивается и совершенствуется  внимание, включая волевое;

      - в старшем  дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

-   расширяется объем  внимания;

-   возрастает устойчивость  внимания;

-   формируется произвольное внимание.

        Развитие  произвольного внимания. В одном  из своих ранних экспериментальных  исследований «Развитие высших  форм внимания в детском возрасте»  Л.С. Выготский писал: «Ключ к генетическому  пониманию произвольного внимания  заключается, таким образом, в том  положении, что корни этой формы  поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка».

       Основное  изменение внимания в дошкольном  возрасте состоит в том, что  дети впервые начинают управлять  своим вниманием, сознательно направлять  его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Информация о работе Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста