Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 06:54, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать научные подходы к особенностям развития внимания в дошкольном возрасте.
Провести экспериментальное исследование по изучению свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Составить рекомендацию по развитию внимания у дошкольников.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания в
дошкольном возрасте………………………..…………………….……………..5
1.1 Характеристика внимания в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………….…………....5
1.2 Виды и свойства внимания………………………………………………....8
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………13
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста………………....23
2.1 Методы изучения внимания у старших дошкольников…………………………………………………………….……..23
2.2 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………….…………………………………………………….25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………26
Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста……...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………....................................36
Развитие
произвольного внимания в
детства предполагает формирование трех инструкций :
-
принятие постепенно
-
удержание инструкций во
- развитие навыков самоконтроля;
В одном
эксперименте с детьми
Иной
результат получался, когда взрослый
предлагал ребенку в помощь
набор цветных карточек, которые
становились внешними вспомогательными
средствами для успешного сосредоточения
внимания на условиях игры. Наиболее
догадливые дети
Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
Значение
словесной самоинструкции для
организации внимания хорошо
видно из следующего примера.
Детям-дошкольникам предлагали
На протяжении
дошкольного возраста использование
речи для организации
Соотношение
видов внимания. Хотя дети четырех-шести
лет и начинают овладевать
произвольным вниманием, непроизвольное
внимание остается
Из
всего выше сказанного, можно
выделить особенности развития
внимания в дошкольном
-значительно возрастает его концентрация, объем, устойчивость;
-складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
-внимание становится опосредованным;
-появляются элементы послепроизвольного внимания.
Таким
образом, в дошкольном возрасте
начинает складываться
Вывод по 1 главе
Характеризуя внимание как
сложное психическое явление, выделяют
ряд функций внимания. Сущность внимания
проявляется прежде всего в отборе значимых,
релевантных, т.е. соответствующих потребностям,
соответствующих данной деятельности,
воздействий и игнорировании (торможении,
устранении) других – несущественных,
побочных, конкурирующих воздействий.
Наряду с функцией отбора выделяется функция
удержания (сохранения) данной деятельности
(сохранение в сознании образов, определенного
предметного содержания) до тех пор, пока
не завершится акт поведения, познавательная
деятельность, пока не будет достигнута
цель. Одной из важнейших функций внимания
является регуляция и контроль протекания
деятельности. Внимание может проявляться
как в сенсорных, так и мыслительных и
двигательных процессах. Сенсорное внимание
связано с восприятием раздражителей
разной модальности (вида). В связи с этим
выделяют зрительное и слуховое сенсорное
внимание. Объектами интеллектуального
внимания как высшей его формы являются
воспоминания и мысли. Наиболее изучено
сенсорное внимание. Фактически все данные,
характеризующие внимание, получены при
исследовании этого вида внимания.
Глава 2. Экспериментальное
исследование проблемы развития внимания
у детей дошкольного возраста
2.1 Методы изучения
внимания у старших
Методика №1
Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
Описание методики: ребенку предлагается таблица с любыми знаками – буквами, фигурами, цифрами. В нашем случае мы использовали буквенную форму корректурной пробы, где ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок.
Ход выполнения задания:
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К).для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, воспитатель по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения воспитателем слова «черта», и продолжать работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
Методика №2. Диагностика продуктивности и устойчивости внимания
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».
С целью определения уровня запоминания у дошкольников мы использовали методики разных авторов.
2.2 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста
Данные эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Методика |
Устойчивость |
Объем |
Скорость переключения |
Распределение | ||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Методика №1 |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
3 |
16 |
1 |
Методика №2 |
2 |
14 |
4 |
2 |
13 |
5 |
5 |
11 |
4 |
5 |
11 |
4 |
В результате проведенной работы было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развития внимания, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень развития внимания.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития внимания и нуждается в коррекции.
Вывод по 2 главе
У детей дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
К концу старшего дошкольного
возраста у детей способность к произвольному
вниманию начинает интенсивно развиваться.
Значит, проблема развития произвольного
внимания у детей в младшем школьном возрасте
имеет большое значение, т.к. в дальнейшем
произвольное внимание становится непременным
условием организации учебной деятельности
в школе и поэтому уже в детском саду необходимо
проводить огромную целенаправленную
и систематическую работу по развитию
произвольного внимания.
Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста
Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
У.Т.
Воробьева предлагает
Информация о работе Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста