Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать научные подходы к особенностям развития внимания в дошкольном возрасте.
Провести экспериментальное исследование по изучению свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Составить рекомендацию по развитию внимания у дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания в
дошкольном возрасте………………………..…………………….……………..5
1.1 Характеристика внимания в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………….…………....5
1.2 Виды и свойства внимания………………………………………………....8
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………13
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста………………....23
2.1 Методы изучения внимания у старших дошкольников…………………………………………………………….……..23
2.2 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………….…………………………………………………….25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………26
Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста……...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………....................................36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

       Развитие  произвольного внимания в период  дошкольного

детства предполагает формирование трех инструкций :

       -     принятие постепенно усложняющихся  инструкций;

       -     удержание инструкций во внимании  на протяжении всего занятия;

       -     развитие навыков самоконтроля;

       В одном  эксперименте с детьми проводили  игру в вопросы и ответы  по типу игры в фанты с  запретами: «Да» и «нет» не  говорите, белого и черного не  берите». По ходу игры ребенку  задавали ряд вопросов. Ребенок  должен был отвечать как можно  быстрее и при этом выполнять  инструкцию: 1) не называть запрещенных  цветов, например черного и белого; 2) не называть дважды один и  тот же цвет. Эксперимент был  построен так, что ребенок мог  выполнить все условия игры, но  это требовало от него постоянного  напряжения внимания, и в большинстве  случаев дошкольники не справлялись  с заданием.

        Иной  результат получался, когда  взрослый  предлагал ребенку в  помощь  набор цветных карточек, которые  становились внешними  вспомогательными  средствами для  успешного сосредоточения  внимания на условиях игры. Наиболее  догадливые дети самостоятельно  начинали использовать эти вспомогательные  средства. Они выделяли запрещенные  цвета, скажем, белый и черный, откладывали  в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных  средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей  функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

        Значение  словесной самоинструкции  для  организации внимания хорошо  видно из следующего примера.  Детям-дошкольникам предлагали из  десяти карточек с изображениями  животных отобрать те, на которых  было хотя бы одно из указанных  изображений (например, курицы или  лошади), но ни в коем случае  не брать карточки, на которых  было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки  несколько раз подряд. Первоначально  ему не давали никаких указаний  относительно способа действия. В этих условиях он с трудом  выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда  ребенку предлагали повторить  вслух инструкцию (после внимательного  рассматривания изображений на  карточках он вспоминал, какие  карточки можно брать, а какие - нельзя). Наблюдения показали, что  после проговаривания инструкции  практически все дети, начиная  со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже  если в последующие задания  вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

       На  протяжении  дошкольного возраста  использование  речи для организации собственного  внимания резко возрастает. Это  проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции  взрослого, дети старшего дошкольного  возраста проговаривают инструкцию  в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким  образом, произвольное внимание  формируется в дошкольном возрасте  в связи с общим возрастанием  роли речи в регуляции поведения  ребенка.

        Соотношение  видов внимания. Хотя дети четырех-шести  лет и начинают овладевать  произвольным вниманием, непроизвольное  внимание остается преобладающим  на протяжении всего дошкольного  детства. Детям трудно сосредоточиться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то  время как в процессе игры  или решения эмоционально окрашенной  продуктивной задачи они могут  достаточно долго оставаться  внимательными. Эта особенность  внимания является одним из  оснований, по которым дошкольное  обучение не может строиться  на заданиях, требующих постоянного  напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы  игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности  позволяют поддерживать внимание  детей на достаточно высоком уровне .

        Из  всего выше сказанного, можно  выделить особенности развития  внимания в дошкольном возрасте:

-значительно возрастает  его концентрация, объем, устойчивость;

-складываются элементы  произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

-внимание становится  опосредованным;

-появляются элементы послепроизвольного внимания.

       Таким  образом, в дошкольном возрасте  начинает складываться многоуровневая  организация психического развития. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми. Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует, более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения. Что касается развития внимания то, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побудительной силой, вызывающей послепроизвольное внимание, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Таким образом, воспитание послепроизвольного внимания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

 

Вывод по 1 главе

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.  
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста

2.1 Методы изучения  внимания у старших дошкольников

Методика №1

Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).

Описание методики: ребенку предлагается таблица с любыми знаками – буквами, фигурами, цифрами. В нашем случае мы использовали буквенную форму корректурной пробы, где ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок.

Ход выполнения задания:

Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К).для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, воспитатель по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения воспитателем слова «черта», и продолжать работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

Методика №2. Диагностика продуктивности и устойчивости внимания

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».

С целью определения уровня запоминания у дошкольников мы использовали методики разных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика  внимания у детей старшего  дошкольного возраста 

 

Данные эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

 

Методика

Устойчивость

Объем

Скорость переключения

Распределение

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Методика №1

5

14

1

4

15

1

4

14

2

3

16

1

Методика №2

2

14

4

2

13

5

5

11

4

5

11

4


В результате проведенной работы было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развития внимания, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень развития внимания.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития внимания и нуждается в коррекции.

 

Вывод по 2 главе

У детей дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

К концу старшего дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. Значит, проблема развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте имеет большое значение, т.к. в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в детском саду необходимо проводить огромную целенаправленную и систематическую работу по развитию произвольного внимания. 

Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста

Внимание – это необходимое  качество, которое следует развивать  с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

       У.Т.  Воробьева предлагает следующие  пять подсказок родителям по  развитию внимания старших дошкольников.

Информация о работе Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста