Особенности развития детей младенческого возраста в трудах З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:51, реферат

Краткое описание

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. «онто» - сущее + «генез» - развитие). Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах. Цель данной работы рассмотреть основные периоды развития психики индивида. Объектом нашего исследования является психическое развитие. Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З.Фрейда
2. Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
3.Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже
4.Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.
4.Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского
5.Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат детская психология вика слепцова.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

В общее понятие развитие высших психических  функций Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

-процессы  овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами  культурного развития и мышления,

-процессы  развития специальных высших  психических функций (произвольного  внимания, логической памяти и  т.д.).

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций  животных по своим свойствам, строению и присхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о  том, что происхождение сознания человека связано с его социальной средой. Социальная среда рассматривается  как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования  идеальных форм, которые присваиваются  индивидом в ходе онтогенеза и  становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в  том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Комментируя это положение, Д.Б. Эльконин писал: « Ребенок присваивает общество… Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».

   Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка: 1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений, ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. 4.Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий - средств, выработанных в ходе развития человеческого общества, - т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития.

   Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка - овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, т.е. обучение. «…Процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают начало этим процессам…»[6;32]. Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова.

   Итак, специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

5. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

   Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Особенно очевидны быстрые и качественные перемены у детей первых лет жизни, то есть в период детства, когда даже наблюдающие постоянно за ребенком родители признают стремительность и внезапность изменений в развитии ребенка. Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ - это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства.

   Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Д.Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник - ролевая игра - связаны с уровнем развития производительных сил общества. Также он выдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этим животным нужных форм поведения и возникло детство. Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских возрастов. Период игры сдвигает период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст.

   Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

   Вторая особенность состоит в гетерохронности возрастного развития. При сопоставлении между собой темпов изменчивости психических функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально -психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Гетерохронность развития связана с понятием сенситивных и критических периодов развития. Сенситивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сенситивный период развития речи один и тот же.

   Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития.

   Выготский Л.С. называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики. Выготский составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, а там развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, исключение из схемы эмбрионального периода, периода юности и включение возраста полового созревания в число стабильных, а не критических возрастов. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют отчетливые границы начала и окончания, и их надо определять по этим границам, тогда как критические периоды надо считать от его кризисной точки, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста.

   В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты:

Кризис  новорожденности, Младенческий возраст (2 месяца- 1 год), Кризис одного года,

Раннее  детство (1 год- 3 года), Кризис трех лет, Дошкольный возраст (3 года - 7 лет),

Кризис  семи лет, Школьный возраст (8 лет- 12 лет), Кризис 13 лет, Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет), Кризис 17 лет.

   В отечественной психологии одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б. Эльконин. Он исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. В классификации Эльконина рассматриваются три эпохи жизни - раннее детство, детство и подростничество. В развитии детей Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». В каждой эпохе происходят смена ведущих типов деятельности, которые обуславливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок - общественный взрослый» и в системе «ребенок - общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:

 кризис новорожденности; младенчество (непосредственно - эмоциональное общение);

кризис одного года; раннее детство (предметно - манипулятивная деятельность);

кризис трех лет; дошкольный возраст (ролевая игра); кризис семи лет; младший школьный возраст (учебная деятельность); кризис 11-12 лет; подростковый возраст (интимно-личностное общение); кризис 15 лет; старший подросток (учебно-профессиональная деятельность).

   Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис. Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. В деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Согласно гипотезе Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 1)в возрастах первого периода (младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно мотивационно-общественная сторона некой деятельности; 2)в возрастах второго типа (раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность) у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

Информация о работе Особенности развития детей младенческого возраста в трудах З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Выготского