Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие памяти и его характеристику.
2. Проанализировать особенности развития памяти у дошкольников в онтогенезе.
3. Описать взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.
4. Подобрать методику констатирующего эксперимента и выявить особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы по изучению особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие памяти и его характеристика 5
1.2 Особенности развития зрительной памяти у дошкольников в онтогенезе 13
1.3 Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами 19
Вывод 27
II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 32
Вывод 38
Заключение 39
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

особенности развити зрительной памяти у детей стар.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко подчеркивают, что речь принимает участие и в обратном процессе – извлечении информации из долговременной памяти и ее припоминании. Следовательно, использование речи как в процессах запоминания, так и припоминания материала улучшает память человека. Опыт показывает, что одновременно с освоением речи детьми в раннем возрасте происходит значительное улучшение их памяти. Чем лучше владеет ребенок или взрослый человек разными видами речи, тем лучше его память. Особенно очевидно это проявляется в деятельности людей, для которых развитая речь является обязательным, профессионально необходимым качеством. Эти люди могут хранить и воспроизводить огромное количество информации, представленной в речевой форме [2].

Интеллект – это совокупность мыслительных программ, алгоритмов действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Можно научить человека последовательности действий, ведущих к решению квадратного уравнения. Можно научить играть в шахматы или в домино. Очевидно, что развивать интеллект вообще, в общем - нельзя. Если вас научили разгадывать ребусы и кроссворды, то вы стали умнее именно в разгадывании ребусов и кроссвордов, и больше ни в чем.

А. Н. Леонтьев предполагает, что чем больше программ заложено в мозг человека, тем мощнее его интеллект. Интеллект - это понятие не качественное, а количественное. Сравните с компьютером. В одном компьютере установлен лишь текстовой редактор Word. У этого компьютера низкий интеллект, но он отлично выполняет свою работу. В другой компьютер установили сотни профессиональных программ. У такого компьютера интеллект выше, так как он способен решать сотню разнообразных задач.

Из этой аналогии видно, что интеллект – то есть количество «установленных программ» напрямую зависит от памяти. Если в компьютере нет памяти, то на такую машину в принципе невозможно установить более-менее сложные программы. Аналогично, если человек не умеет запоминать, то различные интеллектуальные программы будут «устанавливаться» крайне медленно (долго). Либо вообще не смогут быть «установлены». Отсюда следует вывод о том, что важнейшей предпосылкой к расширению интеллекта является наличие навыка запоминания. Интеллект человека зависит от того, как быстро и насколько качественно он может усваивать новые алгоритмы действий (мыслительных или двигательных) [11].

О. А. Маклаков сообщает, что совершенно очевидно, что обучаясь решать математические задачки, вы не будете учиться запоминать. Но научившись запоминать, вы не станете богаче. Научившись зарабатывать деньги, вы не сможете играть на пианино. Чтобы уметь запоминать, нужно изучать мнемотехнику. Чтобы быть богатым, нужно изучать схемы и методы «делания» денег. Чтобы играть на пианино, необходимо несколько лет ходить в музыкальную школы. Стать умнее вообще, во всем - нельзя. Как бы вы не совершенствовались, всегда найдется человек, который в чем-то умнее вас [14].

Воображение – это процесс моделирования прошлого, настоящего и будущего на основе представлений и мышления. Для того чтобы начать «воображать», вам необходимо вывести в сознание представление - например, обобщенный образ чашки. Затем вы подключаете процесс мышления и начинаете всячески видоизменять этот образ в своем сознании. Вы можете вообразить чашку красной, белой, зеленой, в горошек или клеточку, с одной ручкой или с четырьмя ручками, вы можете представить чашку с чаем или молоком, с блюдцем или без блюдца.

С точки зрения Е. И. Рогова, результат мыслительных операций с представлением вы можете «вывести из мозга». Например, описав получившуюся картинку словами или нарисовав ее на бумаге. Соответственно, при нарушении представления, мышления, внимания - нарушается и воображение, то есть способность запоминания, припоминания, анализа настоящего и прогнозирования будущего [20].

Связь памяти с эмоциями заключается в том, что чем более выраженную эмоциональную реакцию у человека вызывает тот или иной материал, тем лучше и прочнее он запоминается. То, что не вызывает никакой эмоциональной реакции, то есть совершенно безразлично для человека, не запоминается им вообще или запоминается с большим трудом по той причине, что это ему ни для чего не нужно.

По мнению Д. Б. Эльконина, сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства, почти всегда способствуют тому, что человек прочно, надолго, иногда на всю жизнь запоминает связанные с соответствующими переживаниями события, причем происходит это само собой, автоматически. Почти все воспоминания раннего детства, относящиеся, например, к третьему или четвертому году жизни, связаны с достаточно сильными эмоциональными переживаниями. Следует, однако, обратить внимание, что данный закон относится в основном к запоминанию и сохранению информации в памяти человека. Что же касается припоминания, то здесь он работает достаточно дифференцированно: человек легче и лучше припоминает то, что связано с положительными эмоциями, и с гораздо большим трудом припоминает то, что связано с отрицательными эмоциями. Последнее объясняется действием психологического защитного механизма вытеснения, а также того, что в психоанализе обычно называется цензурой [30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

1. Память – способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми – и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.

2. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

3. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки. Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения.

 

 

 

II Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация  и содержание констатирующего  эксперимента

Целью исследования является выявление особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1) подобрать методики  для выявления особенностей развития  зрительной памяти у детей  старшего дошкольного возраста;

2) выявить особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

3) провести количественный  и качественный анализ результатов  исследования.

Констатирующее исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад «Елочка» г. Надыма. В эксперименте принимало участие 7 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 девочки и 3 мальчика.

Исследование особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста включали в себя следующие методики:

1. Методика «Запомни картинки».

2. Методика «Запоминание ряда букв».

3. Методика «Воспроизведение геометрических фигур».

1. Методика «Запомни  картинку»

Цель: определение объема зрительной памяти.

Оборудование: сюжетная картинка «Лето».

 


 

Инструкция: «Рассмотри внимательно всю картинку. Постарайся запомнить ее».

Картина показывается в течение 20 секунд. После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Сколько там нарисовано человек?
  • Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)
  • Что находится в пруду и рядом с ним?
  • Какие еще животные и растения есть на картинке?
  • Кто чем занимается?
  • Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает крестиком на чистом листе бумаги.)

Оценка выполнения:

5 баллов – подробное  описание увиденного на картинке;

4 балла – описывает  увиденное правильно, но долго  вспоминает;

3 балла – наблюдается  неточность воспроизведения запоминаемого, помощь эффективна;

2 балла – много ошибок, несмотря на организующую помощь  логопеда;

1 балл – описание картинки не соответствует действительности, помощь неэффективна, отказ от выполнения задания.

2. Методика «Запоминание ряда букв».

Цель: изучение объема механической зрительной памяти.

Оборудование: карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв:

а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ; 

б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х;

в) А, ы, Ч, Ц, л, Л, З, ж; касса букв.

Инструкция: «Посмотри внимательно на ряд букв, запомни его. Отбери в кассе нужные буквы и поставь их в правильной последовательности».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное  и быстрое выполнение заданий;

4 балла – отдельные  ошибки проявляются в пропусках  или перестановках букв, исправляются  после указания экспериментатора;

3 балла – многочисленные  пропуски, перестановки букв, однако  привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению;

2 балла – стойкие ошибки, подсказка экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них;

1 балл – единичные  правильные воспроизведения букв.

3. Методика «Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: выявление объема образной зрительной памяти.

Оборудование: плакат со стимульным материалом, бланк, ручка.  


 

Инструкция. В течение 10с предлагается внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде нарисовать их в том же порядке.

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное  и быстрое выполнение заданий;

4 балла – отдельные  ошибки проявляются в пропусках  или перестановках геометрических  фигур, исправляются после указания экспериментатора;

3 балла – многочисленные  пропуски, перестановки геометрических фигур, однако привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению;

2 балла – стойкие ошибки, подсказка экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них;

1 балл – единичные  правильные воспроизведения геометрических фигур.

Таким образом, по результатам выполнения всех трех методик заданий максимальное количество баллов может составлять 15. Кроме того, нами было выделено пять уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста:

От 13 до 15 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 10 до 12 баллов – уровень развития зрительной памяти выше среднего.

От 7 до 9 баллов – средний уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 6 баллов – уровень развития зрительной памяти ниже среднего.

От 1 до 3 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.

2.2 Результаты  констатирующего эксперимента

Изучив особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, результаты выполнения детьми методики «Запомни картинку» мы представили в таблице 1.

Таблица 1. Результаты выполнения детьми методики «Запомни картинку»

№ п/п

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень развития зрительной памяти

1.

Алина О.

3

Средний

2.

Ваня С.

4

Выше среднего

3.

Дамир Н.

2

Ниже среднего

4.

Жанна М.

5

Высокий

5.

Костя Р.

3

Средний

6.

Настя И.

4

Выше среднего

7.

Света Д.

5

Высокий

 

Средний балл

3,7

 

Информация о работе Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста