Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие памяти и его характеристику.
2. Проанализировать особенности развития памяти у дошкольников в онтогенезе.
3. Описать взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.
4. Подобрать методику констатирующего эксперимента и выявить особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
I. Теоретические основы по изучению особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие памяти и его характеристика 5
1.2 Особенности развития зрительной памяти у дошкольников в онтогенезе 13
1.3 Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами 19
Вывод 27
II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 32
Вывод 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Исходя из результатов данной таблицы, необходимо отметить, что в процессе методики «Запомни картинки» 28,5 % детей (Жанна М., Света Д.) смогли подробно описать увиденного на картинке. Менее половины испытуемых (28,5 %) описывали увиденное правильно, но долго вспоминали. У 28,5 % дошкольников наблюдалась неточность воспроизведения запоминаемого, помощь эффективна. Лишь у 14,2 % детей (Дамир Н.) обнаруживалось много ошибок, несмотря на организующую помощь логопеда.
Средний балл выполнения данной методики – 3,7.
Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Запомни картинку» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 1.
Результаты, полученные в ходе методики «Запоминание ряда букв», отражены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты выполнения детьми методики «Запоминание ряда букв»
№ п/п |
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень развития зрительной памяти |
1. |
Алина О. |
2 |
Ниже среднего |
2. |
Ваня С. |
4 |
Выше среднего |
3. |
Дамир Н. |
5 |
Высокий |
4. |
Жанна М. |
2 |
Ниже среднего |
5. |
Костя Р. |
3 |
Средний |
6. |
Настя И. |
5 |
Высокий |
7. |
Света Д. |
4 |
Выше среднего |
Средний балл |
3,5 |
Анализируя данные таблицы 2, отметим, что у 28,5 % детей (Дамир Н., Настя И.) правильно и быстро выполнили методику «Запоминание ряда букв». Отдельные ошибки проявляются в пропусках или перестановках букв, исправляются после указания экспериментатора у 28,5 % испытуемых (Ваня С., Света Д.). У 14,2 % дошкольников (Костя Р.) были выявлены многочисленные пропуски, перестановки букв, однако привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению. У остальной части детей (28,5 %) наблюдались стойкие ошибки, подсказка экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них.
Среднее количество баллов за задание – 3,5.
Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Запоминание ряда букв» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 2.
Результаты, полученные в ходе методики «Воспроизведение геометрических фигур», отражены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты выполнения детьми методики «Воспроизведение геометрических фигур»
№ п/п |
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень развития зрительной памяти |
1. |
Алина О. |
3 |
Средний |
2. |
Ваня С. |
4 |
Выше среднего |
3. |
Дамир Н. |
4 |
Выше среднего |
4. |
Жанна М. |
3 |
Средний |
5. |
Костя Р. |
5 |
Высокий |
6. |
Настя И. |
2 |
Ниже среднего |
7. |
Света Д. |
4 |
Выше среднего |
Средний балл |
3,5 |
Проанализировав данную таблицу, можно подчеркнуть, что 14,2 % детей (Настя Р.) выполнили методику «Воспроизведение геометрических фигур» безошибочно. Некоторые ошибки выражались в пропусках или перестановках геометрических фигур, устранялись после замечания экспериментатора у 42,8 % испытуемых (Ваня С., Дамир Н., Света Д.). У небольшой части дошкольников (28,5 %) обнаруживалось большое количество ошибок, которые проявлялись в перестановках геометрических фигур и исправлялись после указания экспериментатора. Лишь у 14,2 % детей (Настя И.) отмечались стойкие ошибки, подсказки экспериментатора позволяли устранить только конкретные из них.
Средний балл за задание – 3,5.
Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Воспроизведение геометрических фигур» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 3.
Проанализировав количественные и качественные показатели выполнения детьми всех методик, мы составили сводную таблицу изучения особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4. Сводные данные изучения особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Имя ребенка |
Методика «Запомни картинку» |
Методика «Запоминание ряда букв» |
Методика «Воспроизведение геометрических фигур» |
Всего баллов |
Уровень развития зрительной памяти |
1. |
Алина О. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Средний |
2. |
Ваня С. |
4 |
4 |
4 |
12 |
Выше среднего |
3. |
Дамир Н. |
2 |
5 |
4 |
11 |
Выше среднего |
4. |
Жанна М. |
5 |
2 |
3 |
10 |
Выше среднего |
5. |
Костя Р. |
3 |
3 |
5 |
11 |
Выше среднего |
6. |
Настя И. |
4 |
5 |
2 |
11 |
Выше среднего |
7. |
Света Д. |
5 |
4 |
4 |
13 |
Высокий |
Средний балл |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
10,8 |
Исходя из данных этой таблицы, отметим, что наиболее сложной методиками стали методика «Запоминание ряда букв» и «Воспроизведение геометрических фигур», средний балл за данное задание дети получили: 3,5 балла. Самым легким заданием для детей оказалась методика «Запомни картинку» – 3,7 балла.
Лучший результат в ходе диагностики особенностей развития зрительной памяти показали: Света Д., набрав 13 баллов. Хорошо справились с заданиями 71,4 % детей (Ваня С., Дамир Н., Жанна М., Костя Р., Настя И.), набрав при этом от 10 до 12 баллов. Худший результат показала: Алина О. – 8баллов.
Таким образом, анализ результатов обследования развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста показал, что у 14,2 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 71,4 % дошкольников наблюдался уровень выше среднего и у 14,2 % детей отмечался средний уровень.
Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения всех методик у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 4.
Выводы:
1. Реализуя задачи констатирующего эксперимент, нами было проведено изучение уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующее исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад «Елочка» г. Надым. В эксперименте принимало участие 7 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 девочки и 3 мальчика.
Исследование особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста включали в себя следующие методики:
- методика «Запомни картинки»;
- методика «Запоминание ряда букв»;
- методика «Воспроизведение геометрических фигур».
2. Изучив уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, мы получили количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента. У дошкольников наблюдалось недостаточное развитие объема зрительной памяти, механической и образной зрительной памяти.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что в ходе работы над темой: «Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста» в первой части изучено понятие памяти и его характеристика; проанализированы особенности развития памяти у дошкольников в онтогенезе; рассмотрена взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.
Отличительная особенность зрительной памяти заключается в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация.
В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, экстраординарное – еще не значит иметь хорошую память.
С целью выявления состояния развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста был организован констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 65» г. Саранска. В эксперименте принимало участие 7 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 девочки и 3 мальчика.
На основе выполненных методик данного эксперимента мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что дошкольники обладают недостаточным развитием объема зрительной памяти, механической и образной зрительной памяти. Эти данные свидетельствуют о не ярко выраженных нарушениях зрительной памяти.
Таким образом, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.
Список использованных источников
Информация о работе Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста