Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие памяти и его характеристику.
2. Проанализировать особенности развития памяти у дошкольников в онтогенезе.
3. Описать взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.
4. Подобрать методику констатирующего эксперимента и выявить особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы по изучению особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие памяти и его характеристика 5
1.2 Особенности развития зрительной памяти у дошкольников в онтогенезе 13
1.3 Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами 19
Вывод 27
II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 32
Вывод 38
Заключение 39
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

особенности развити зрительной памяти у детей стар.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из результатов данной таблицы, необходимо отметить, что в процессе методики «Запомни картинки» 28,5 % детей (Жанна М., Света Д.) смогли подробно описать увиденного на картинке. Менее половины испытуемых (28,5 %) описывали увиденное правильно, но долго вспоминали. У 28,5 % дошкольников наблюдалась неточность воспроизведения запоминаемого, помощь эффективна. Лишь у 14,2 % детей (Дамир Н.) обнаруживалось много ошибок, несмотря на организующую помощь логопеда.

Средний балл выполнения данной методики – 3,7.

Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Запомни картинку» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 1.

Результаты, полученные в ходе методики «Запоминание ряда букв», отражены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты выполнения детьми методики «Запоминание ряда букв»

№ п/п

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень развития зрительной памяти

1.

Алина О.

2

Ниже среднего

2.

Ваня С.

4

Выше среднего

3.

Дамир Н.

5

Высокий

4.

Жанна М.

2

Ниже среднего

5.

Костя Р.

3

Средний

6.

Настя И.

5

Высокий

7.

Света Д.

4

Выше среднего

 

Средний балл

3,5

 

 

Анализируя данные таблицы 2, отметим, что у 28,5 % детей (Дамир Н., Настя И.) правильно и быстро выполнили методику «Запоминание ряда букв». Отдельные ошибки проявляются в пропусках или перестановках букв, исправляются после указания экспериментатора у 28,5 % испытуемых (Ваня С., Света Д.). У 14,2 % дошкольников (Костя Р.) были выявлены многочисленные пропуски, перестановки букв, однако привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению. У остальной части детей  (28,5 %) наблюдались стойкие ошибки, подсказка экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них.

Среднее количество баллов за задание – 3,5.

Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Запоминание ряда букв» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 2.

Результаты, полученные в ходе методики «Воспроизведение геометрических фигур», отражены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты выполнения детьми методики «Воспроизведение геометрических фигур»

№ п/п

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень развития зрительной памяти

1.

Алина О.

3

Средний

2.

Ваня С.

4

Выше среднего

3.

Дамир Н.

4

Выше среднего

4.

Жанна М.

3

Средний

5.

Костя Р.

5

Высокий

6.

Настя И.

2

Ниже среднего

7.

Света Д.

4

Выше среднего

 

Средний балл

3,5

 

 

Проанализировав данную таблицу, можно подчеркнуть, что 14,2 % детей (Настя Р.) выполнили методику «Воспроизведение геометрических фигур» безошибочно.  Некоторые ошибки выражались в пропусках или перестановках геометрических фигур, устранялись после замечания экспериментатора у 42,8 % испытуемых (Ваня С., Дамир Н., Света Д.). У небольшой части дошкольников (28,5 %) обнаруживалось большое количество ошибок, которые проявлялись в перестановках геометрических фигур и исправлялись после указания экспериментатора. Лишь у 14,2 % детей (Настя И.) отмечались стойкие ошибки, подсказки экспериментатора позволяли устранить только конкретные из них.

Средний балл за задание – 3,5.

Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения методики «Воспроизведение геометрических фигур» у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 3.

Проанализировав количественные и качественные показатели выполнения детьми всех методик, мы составили сводную таблицу изучения особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4. Сводные данные изучения особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

 

Имя ребенка

Методика «Запомни картинку»

Методика «Запоминание ряда букв»

Методика «Воспроизведение геометрических фигур»

 

Всего баллов

Уровень развития зрительной памяти

1.

Алина О.

3

2

3

8

Средний

2.

Ваня С.

4

4

4

12

Выше среднего

3.

Дамир Н.

2

5

4

11

Выше среднего

4.

Жанна М.

5

2

3

10

Выше среднего

5.

Костя Р.

3

3

5

11

Выше среднего

6.

Настя И.

4

5

2

11

Выше среднего

7.

Света Д.

5

4

4

13

Высокий

 

Средний балл

3,7

3,5

3,5

10,8

 

Исходя из данных этой таблицы, отметим, что наиболее сложной методиками стали методика «Запоминание ряда букв» и «Воспроизведение геометрических фигур», средний балл за данное задание дети получили: 3,5 балла. Самым легким заданием для детей оказалась методика «Запомни картинку» – 3,7 балла.

Лучший результат в ходе диагностики особенностей  развития зрительной памяти  показали: Света Д., набрав 13 баллов. Хорошо справились с заданиями 71,4 %  детей (Ваня С., Дамир Н., Жанна М., Костя Р., Настя И.), набрав при этом от 10 до 12 баллов. Худший результат показала: Алина О. – 8баллов.

Таким образом, анализ результатов обследования развития зрительной памяти  у детей старшего дошкольного возраста показал, что у 14,2 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 71,4 % дошкольников наблюдался уровень выше среднего и у 14,2 % детей отмечался средний уровень.

Уровень развития зрительной памяти в ходе выполнения всех методик у детей старшего дошкольного возраста, можно представить в диаграмме 4.

 

 

 

 

Выводы:

1. Реализуя задачи констатирующего эксперимент, нами было проведено изучение уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующее исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад «Елочка» г. Надым. В эксперименте принимало участие 7 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 девочки и 3 мальчика.

Исследование особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста включали в себя следующие методики:

- методика «Запомни картинки»;

- методика «Запоминание  ряда букв»;

- методика «Воспроизведение геометрических фигур».

2. Изучив уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста,  мы получили количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента. У дошкольников наблюдалось недостаточное развитие объема зрительной памяти, механической и образной зрительной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в ходе работы над темой: «Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста» в первой части изучено понятие памяти и его характеристика;  проанализированы особенности развития памяти у дошкольников в онтогенезе; рассмотрена взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.

Отличительная особенность зрительной памяти заключается в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация.

В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, экстраординарное – еще не значит иметь хорошую память.

С целью выявления состояния развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста был организован констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 65» г. Саранска. В эксперименте принимало участие 7 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 девочки и 3 мальчика.

На основе выполненных методик данного эксперимента мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что дошкольники обладают недостаточным развитием объема зрительной памяти, механической и образной зрительной памяти. Эти данные свидетельствуют о не ярко выраженных нарушениях зрительной памяти.

Таким образом, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.

 

Список использованных источников

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 672 с.
  2. Александров, Ю. И. Основы психологии: учебное пособие для вузов / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко. – М.: ИНФА-М, 1997. – 367 с.
  3. Асеев, А. Г. Возрастная психология: учебное пособие / А. Г. Асеев. – Иркутск : РАЗВИТИЕ-ИНФОРМ, 2009. – 356 с.
  4. Венгер, Л. А. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 345 с.
  5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 254 с.
  6. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2003. – 347 с.
  7. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос, 2003. – 354 с.
  8. Запорожец, А. В. Основные проблемы онтогенеза психики / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды. Т. 1. – М. : Просвещение, 2001. – 368 с.
  9. Котова, И. Б. Общая психология: учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, 2013. – 342 с.
  10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: Издательство УРАО, 1997. – 234 с.
  11. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 256 с.
  12. Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. – М.: «Педагогика», 1974. – 265 с.
  13. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинский. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.
  14. Маклаков, О. А. Общая психология / О. А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 365 с.
  15. Мирошниченко, И. В. Общая психология: конспект лекций / И. В. Мирошниченко. – М.: А-Приор, 2007. – 196 с.
  16. Немов, Р. С.   Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  17. Петровский, А. В. Психология: учебн. для студ. высш. пед. учеб. зав / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1998. – 345 с.
  18. Подольский, А. И. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 376 с.
  19. Репина, Т. А. Психология дошкольника: хрестоматия / Т. А. репина. – М.: Академия, 2005. – 356 с.
  20. Рогов, Е. И. Общая психология: курс лекций / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 448 с.
  21. Роговин, М. С. Проблемы теории памяти / М. С. Роговин. – М.: Просвещение, 1977. – 182 с.
  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2006. – 387 с.
  23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 270 с.
  24. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
  25. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – Ростов н/Д: Феникс. –384 с.
  26. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 456 с.
  27. Трофимова, Н. М. Возрастная психология / Н. М. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
  28. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2010. – 356 с.
  29. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 356 с.
  30. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2000. – 356 с.

Информация о работе Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста