Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей
дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59
Иное дело, когда такая девушка встречает парня, который приходит на свидание «выпивши». В этом случае девушка чувствует себя уверенно. Она тысячу раз видела эту ситуацию в своей семье, на примере отца. Неосознанно девушка ещё в невестах начинает копировать поведение матери:контролирует поведение жениха, берет ответственность за него на себя. Не имея примера иного стиля отношений, такая девушка подсознательно стремится либо доминировать над мужем, спасая его, либо жертвовать собой. Именно мысль о том, что она нужна своему любимому, что он без неё пропадет, является основным мотивом поведения, поскольку «подпитывает» её заниженную самооценку. Жажда ощутить, таким образом, свою значимость побуждает девушку повторить жизненный путь своей матери. Так уж устроен человек, что он лучше чувствует себя в знакомой обстановке и боится незнакомых обстоятельств.
Исследования показывают, что дочери из семей алкоголиков в большинстве случаев выходят замуж за тех, кто вскоре заболевает алкоголизмом. Круг замыкается. Более того, часто наблюдается и такая закономерность: если женщина, прожив несколько лет с мужем-алкоголиком, всё же разводится с ним, то повторный брак также оказывается неудачным. Вроде бы «непьющий» (а точнее, умеренно пьющий) человек, став мужем этой женщины, через некоторое время тоже заболевает алкоголизмом, или, даже не являясь алкоголиком, начинает относиться к жене очень жестоко, просто издевается над ней. Это закономерность объясняется личностными особенностями жены. Будучи дочерями алкоголиков (либо приобретая уже в браке аналогичные свойства личности в силу заболевания созависимо-стью), они стремятся жить для других, пренебрегая удовлетворением собственных потребностей и интересов. Такие женщины надеются, что чем больше они будут угождать своему мужу, тем скорее заслужат его любовь, не задумываясь о том, на сколько муж удовлетворяет её потребности в любви, внимании, заботе, как он обеспечивает жизнь семьи и т.п. В своих страданиях эти женщины даже находят удовлетворение, поскольку считают себя великомученицами, красиво и гордо несущими свой крест. Они самоутверждаются в своих мучениях, чувствуют себя героинями, спасающими любимого человека ценой своей жизни.Таким образом, даже при внешне благополучном поведении ребен ка, относящего к категории «герой семьи», во взрослой жизни его жду серьезные проблемы: трудности в установлении близких отношений, не удовлетворенность любыми достижениями и успехами, стремление к свер; контролю всех обстоятельств, включая жизнь близких людей, привычк; жертвовать собой ради интересов других (которые чаще всего не заслуживают такого отношения). Эти качества, в свою очередь, могут стать причиной неудачного супружества, невротических расстройств, депрессии, соматических заболеваний, вызванных длительными переживаниями отрицательных эмоций.
Не исключена также и вероятность заболевания алкоголизмом. При всем своем негативном отношении к пьянству, повзрослевший ребенок и: категории «герой семьи» может однажды попробовать бокал шампанского Алкоголь произведет на него больше впечатление, чем, на другого челове ка, выросшего в нормальных условиях. «Ответственный» ребенок из семы-алкоголиков почувствует себя не таким напряженным, менее натянутым более раскованным, чем он чувствовал себя всю жизнь. Неожиданно, сам с собой улучшится настроение, исчезает вечная серьезность, которая давит ^ на него самого, и на окружающих, появится такое прекрасное чувстве общности с друзьями, облегчение, радость. Ему захочется испытать это состояние ещё и ещё раз. Не зная, что в силу наследственности он предрасположен к алкоголизму, такой человек заболевает так скоро, что даже не успеет осознать, что с ним случилось.
Все выше перечисленные особенности личности подростков у асоциальных семей: размытость, нечеткость границ определяющих поведение ребенка-подростка, отсутствие традиций норм и правил в семье, противоречивое отношение родителей все это лишает ребенка-подростка твердой психологической почвы, стабильности, нравственных ориентиров поведения в дальнейшей жизни. Постоянное ощущение запутанности, разъедине-ние с самыми близкими людьми, незащищенности лишает подростка надежного фундамента, опираясь на который можно научиться познавать себя, принимать свободные решения, учиться преодолевать трудности в дальнейшей жизни.
1.3. Методы оценки личности подростков.
Общераспространенной тематикой в изучении личности являются индивидуальные различия в поведении людей. Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки.
К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры оценки поведения, рассказы о самих себе. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки в отношении способов получения ответов, подсчета и интропритации данных, надежности и валидно-сти. Мы рассмотрим три направления изменения или оценки личности: интервью, личностные опросники и проективные методы интервью.
Интервью - один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях: В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивал ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Фактически сам способ проведения интервью зависит от конкретной интересующей темы и цели. Интервью как метод научного исследования направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования. При всем разнообразии форм интервью их можно разделить на структурированные и неструктурированные. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело, выстроены в нужном порядке. Смысл стратегии, за-калючающейся в предъявлении сначала общих и безобидных вопросов, состоит в подготовке почвы для получения более интимной информации, чтовозможно благодаря чувству доверия к интервью, возникшему у респондента в начале.
В неструктуированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у респондента оставалось определенная свобода в ответах. По сравнению со структуированным интервью неструктуированное позволяет персонологу более гибко зондировать мысли и чувства респондента в контексте ответов на задаваемые вопросы.
Методы самоотчета.
Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без обсуждения результатов, полученных с помощью опросников самоотчета. Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации; которую субъект прямс сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выборе одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов.
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Тесты, предназначенные для оценки одной личностной черты (одномерные тесты), обычно раз рабатываются и используются для измерения какого-то определенного ас пекта личности. Примерами одномерных тестов являются «Оспроснш личностной и ситуативной тревожности» Спилберга, «Шкала локуса кон троля» Роттера, «Шкала стремления к успеху» Цукермана и «Шкала само контроля» Снайдера.
Существует также много опросников самоотчета, измеряющих од новременно несколько личностных характеристик. Преимущество эти:многомерных тестов заключается в том, что они дают более полное пре, ставление о личности. Наиболее широко, используемый многомерный oi росник MMPI (этот тест был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли 1940 году), «Шкала проявления тревожности» Джексона; «Калифорнш ский психологический опросник». Проективные методы.
Термин «проективный метод предложил Л. Франк для обозначеш методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимул] содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной кул турой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямс подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопред ленный материал свои чувства, потребности, установки и отношение жизни.
Все проективные тесты отличаются рядом важнейших особенн» стей. Все они содержат неопределенные или неструктурированные тест! вые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому исти1 ной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или инте] претировать его ответы. В инструкции подчеркивается, что правильнь или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе о вечать так, как ему вздумается. Подсчет и интерпретация ответов исш туемого основываются в значительной степени на субъективных сужден: ях экспериментатора, который опирается на свой опыт.
Существует множество типов проективных методов.
1 Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой npi шедшей в голову мыслью или возникшим чувством. Пример: «Те< словесных ассоциаций Менингера» и тест чернильных пятен Ррошаха.
2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания ч го-либо. Пример: «Тест тематической апперцепции».
3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале. Пример: «Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга», «Тест предложений Роттера».
4. Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности, как рисование картинку, или психодрама. Пример: «Тест нарисуй человека» К. Маховер.
5. Методы выбора, или распределения по порядку требуют от испытуемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Пример: тест Сонди (выбрать из предложенных изображений людей те, которые или больше всего понравились, или больше всего не понравились). В настоящее время подобные методики используются редко.
В своей работе я использовала такие методы самоотчета: Методика LSI (Индекс жизненного стиля); «Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS); Методика E.Heim «Копинг-поведения».
ГЛАВА П. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемых подростков.
С целью изучения особенностей личности подростков из асоциальных семей было обследовано 16 учеников в возрасте от 12 до 15 лет из школы № 52 г. Курска. Контрольную группу составили 16 подростков из этой же школы из благополучных семей. Группы испытуемых были сходны по возрасту (от 12 до 15 лет).
Отбор подростков из асоциальных семей осуществлялся на основа-нии:-изученных личных дел, в которых были отражены особенности семей, условий воспитания и обучения детей в этих семьях, личностные особенности этих детей;
- проведенных бесед с классными руководителями и социальным педагогом, который вплотную занимается этими детьми, посещает семьи и ведет коррекционную работу с подростками из неблагополучных семей.
Все эти дети характеризуются следующими психолого-педагогическими особенностями:
I. Общие сведения об учениках и их семьях:
• в большинстве случаев эти семьи являются малообеспеченными;
• культурный уровень семьей низкий;
• воспитательный процесс в семьях практически не осуществляется никем, дети предоставлены сами себе;
• домашний режим не соблюдается;
• при возникновении проблемных ситуаций в школе, эти семьи посещают классный руководитель и социальный педагог.
П. Медицинские данные:
• Физическом развитии явных отклонений не наблюдается. Сенсо-моторная сфера не у всех детей развита хорошо. У многих отмечается-нарушение мелкой моторики, нарушение речевого развития. В нервно-психическом развитии отмечаются неврозоподобные состояния.
Ш. Успеваемость.
'
Успеваемость этих детей низкая по причине плохой.дисциплины непосещаемости школы и из-за отсутствия помощи и контроля родителей е выполнении домашнего задания.
IV. Познавательная деятельность.
Познавательная деятельность их ограничена в связи с плохой успеваемостью, непосещаемостью школы и ограниченным кругом интересов в семье, которые не являются стимулом к развитию познавательной деятельности.
V. Взаимоотношения с коллективом.
Данные подростки характеризуются сложными коллективными отношениями: с подростками, «своего круга» - они общаются, а с другими детьми отношения складываются проблематично. По отношению к младшим ученикам, с целью утверждения стараются занять лидирующее положение, со сверстниками, в классе - они аутсайдеры или условно принимаемые. Как правило, авторитетом в классе не пользуются, не коммуникабельны, зачастую конфликтны. Часто игнорируют требования педагогов, отвечая грубостью, и наоборот легко организуются на совершение «непотребных» дел.
*■■■
VI. Направленность личности и поведения.
На основе проведенного анкетирования видно, что потенциал нравственных качеств положителен, но семейная среда и их положение в обществе сверстников деформирует их нравственное поведение в обществе. По вышеизложенной причине и из чувства протеста вежливость заменяется на грубость, чуткость на бесчувственность, опрятность на неряшливость; степень самостоятельности присутствует, но только при негативных действиях.Эмоционально-
Эта группа детей требует постоянного внимания со стороны психологов, социальных педагогов, учителей с целью убеждений и просвещении, проведения коррекционной работы для стабилизации и развития их личности.
2.2. Описание методов, примененных для оценки личности подростков.
Методика LSI (Life style index) была описана R.Plutchik, H.Kellerman, H.Conte (1979).
Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье