Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей
дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59
Опросник был разработан для оценки выраженности 8 основных механизмов психологической защиты - отрицание, проекции, регрессии, компенсации, вытеснения, замещения, интеллектуализации и реактивных образований; состоит из 97 вопросов и составлен так, чтобы оценивать у испытуемого частоту использования в повседневной жизни того или иного защитного механизма и выявления", таким образом, определенной, и свойственной ему структуры защитного реагирования.
Предполагаемые взаимосвязи личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты.
Личные черты | Расстройства личности | Механизмы защиты |
робкий | пассивно-агрессивный; пассивный тип | вытеснение |
агрессивный | агрессивный тип | замещение |
общительный | маниакальный тип | реактивные образования |
унылый | депрессивный тип | компенсация |
доверяющий | истероидный тип | отрицание |
подозрительный | параноидный тип | проекция |
контролирующий | обессивно-компульсивный тип | интеллектуация - |
бесконтрольный | психопатический тип | регрессия |
Каждому из этих 8 видов защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, которые обычно возникают в различных ситуациях.
При этом некоторые из шкал опросника автора, методики сделали однородными, другие представляют собой совокупность нескольких защитных механизмов.
К однородным шкалам относятся:
• отрицание - отрицание некоторых аспектов реальности, очевидных для других, но болезненных для признания самой личностью. Наиболее значимое утверждение опросника для этой шкалы - «Я» ни к кому не испытываю предубеждения»;
• замещение - разрядка подавленных эмоций объекты, представляющие меньшую опасность для индивида, чем те, которые вызвали эти эмоции. Наиболее значимым утверждением для этой шкалы является; «Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому»;
• проекция - приписывание своих неосознанных и неприемлемых чувств, черт характера или мыслей другим людям. Наиболее значимое утверждение для этой шкалы: «Если я не буду осторожнее, люди будут использовать меня»;
• регрессия - возврат к образцам поведения, связанным с более ранними и примитивными стадиями психо-сексуального развития. Наиболее значимое утверждение: «Я нервничаю, когда на меня не обращают внимания»;
• реактивные образования - предотвращение выражения неприемлемых для личности чувств. Мыслей или поведенческих реакций с помощью преувеличенного развития противоположных им чувств, мыслей и поведенческих реакций. Наиболее значимое утверждение для этой шкалы: «Порнография - это ужасно».К составным шкалам опросника относятся:
• интеллектуализация, которую авторы объединили с сублимацией и рационализацией, поэтому в данном случае она представляет собой ухо; в интеллектуальный мир с целью избегания беспокоящих эмоций и созда ния неверных, но приемлемых для личности объяснений своего или чужо го поведения с использованием вероятных причин для его оправдания Наиболее значимое утверждение: «Я не боюсь старости, потому, что этс случится с каждым»;
• вытеснение, объединенное с изоляцией и интро-спекцией - исключение из сознания желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу т когнитивном уровне, изолированно от аффекта, то есть без связной с hhjv тревоги. Наиболее значимое утверждение: «Я никогда не помню свою снов»;
• компенсация, объединенная с индентификацией и фантазированием, попытка найти подходящую замену для реального или воображаемого физического или психологического недостатка с помощью присвоения себе ценностей, поведения или черт других людей. Наиболее- значимое утверждение: «Я много мечтаю».
Ответы на эти утверждения фиксируются на бланке по типу «верно - неверно» и затем подсчитывается количество баллов по каждому виду защитных механизмов.
Сырые оценки затем можно переводить в процентили и на специальном бланке строить профиль индивидуальной защитной структуры.
Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS).
Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS). Создана G.Y.Taylor и соавт. (1985) с применением концептуально-
Опросник состоит из 26 пунктов. Исследование показали, что фа торная структура TAS обладает стабильностью и надежностью. Структу] ная валидность TAS получила подтверждение в работах, изучавших соо-ношение данной шкалы с рядом других методик исследования личности психопатологических расстройств, позволяющих подтвердить её конве): гентную и дивергентную валидность.
Одно из доказательств того, что TAS является валидной методико оценки структуры алекситимии, получено путем изучения коррекции ТА и краткого перечня процессов воображения, который состоит из 3-х школ:
1. позитивно-конструктивные мечты (например, «Мои фантази обычно доставляют мне приятные мысли»);
2. мечты, связанные с чувством вины и страхом провала («i представляю себе, что я не способен закончить работу, которая мне пору чена»);
3. слабый контроль внимания («Я склонен к тому, что мне быст ро все надоедает»).
В соответствии с тем, что индивиды с Алекситимией обладают ограниченным воображением и создают мало фантазии, TAS положительнс коррелировала с двумя шкалами: 2-й и 3-й и отрицательно коррелировала с 1-й. Это дает основание полагать, что мечты алекситимических индивидовхарактеризуются фантазиями окрашенными чувством вины или дисфории, а не фантазиями конструктивными, окрашенными желанием и стремлением к реализации.
Подсчет баллов TAS осуществляется по следующему ключу: - отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует поставить противоположную оценку по этим пунктам выдержанным в отрицательном ключе (т.е. оценка 1 получает 5 баллов; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1). Сумма баллов по всем пунктам равна итоговому баллу.
Копинг-поведение (Е. Heim (1988)
В системе адаптивных реакцией личности механизмы психологической защиты тесно связаны с механизмами совладания (копинг-поведение). Введение и использование понятия «копинг» в психологии неизбежно привело к вопросу о соотношении понятий «механизмы психологической защиты» м «механизмы совладания» единства мнений по данному вопросу нет, а точки зрения колеблются от признания пассивности психологической защиты, подразделения её на активную и пассивную, признания параллельного существования психологической защиты и копинг-механизмов, до рассмотрения психологической защиты как пассивного вида копинг-поведения.
Этой проблемой занимались целый ряд авторов Ю.С. Савенко (1974), Ф.Е. Василюк (1984) центральной категорией в процессе переживания конфликта считают «совладание», обозначал эти механизмы как «удачные»; при этом для обозначения «неудачных» процессов привлекается понятие «защита».
Другие авторы (Бассин Ф.Б., 1969; (Blanck G., Blanck R, 1974; 1979; Lazar S, 1991) объединяют оба понятия в категорию «защиты»; выделяя «зрелые» и «незрелые» механизмы, и настраивают на необходимостирасширения традиционного понятия «защиты» так, чтобы оно включало в себя и процессы более эффективные и здоровые.
Понятие «копинг^>- преодоление стресса, совладание со стрессом было относительно четко определено в начале 80-х годов (Elliot G., 1982), когда было установлено, что в промежутке между стрессорным ответом организма и личности лежатопределенные процессы, опосредованные опытом ответов на стрессовые ситуации.
Для того, чтобы совместить различные исследования, Е. Heira (1988) предпринял попытку перевести формы преодоления, описанные различными авторами, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг - поведения.
Исследовалось копинг-поведение в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
В каждой сфере используются конструктивный (К), относительно конструктивный (ОК) и не конструктивный механизмы принятия решений.
2.3. Результаты сравнительного исследования и их обсуждения.
А. Сравнительное исследование механизмов психологической защиты подростков из асоциальных семей.
Для этой цели была использована методика LSI (Индекс жизненного стиля) разработанная в 1979 году R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte и позволяющая определить структуру и степень выраженности 8 основных механизмов психологической защиты - отрицания, вытеснения, регрессии, компенсации, проекции, замещения, интеллектуализации и формирование реакции. При исследовании механизмов психологической защиты изучаемых контингов, получены следующие результаты. В таблице 1. Представлены значения больных оценок механизмов психологической защиты у подростков из асоциальных семей и подростков из нормальных семей.Анализ полученного материала проводился на основе попарного сопоставления значений в разных группах.
Таб. 1
Механизмы психологической защиты у подростков из асоциальных семей и нормальных семей.
Труп пы |
| А | В | С | D | Е | F | G | н |
I. | Подростки из асоциальных семей. | 13 | 11 | 13 | 15 | 12 | 12 | 9 | 14 |
П. | Подростки из нормальных семей | 13 | 8 | 6 | 9 | 5 | 4 | 3 | 12 |
Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье