Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Опросник был разработан для оценки выраженности 8 основных механизмов психологической защиты - отрицание, проекции, регрессии, компенсации, вытеснения, замещения, интеллектуализации и реактивных образований; состоит из 97 вопросов и составлен так, чтобы оценивать у испытуемого частоту использования в повседневной жизни того или ино­го защитного механизма и выявления", таким образом, определенной, и свойственной ему структуры защитного реагирования.

Предполагаемые взаимосвязи личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты.

 

Личные черты

Расстройства личности

Механизмы защиты

робкий

пассивно-агрессивный;   пассив­ный тип

вытеснение

агрессивный

агрессивный тип

замещение

общительный

маниакальный тип

реактивные    образо­вания

унылый

депрессивный тип

компенсация

доверяющий

истероидный тип

отрицание

подозрительный

параноидный тип

проекция

контролирующий

обессивно-компульсивный тип

интеллектуация    -

бесконтрольный

психопатический тип

регрессия

Каждому из этих 8 видов защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, кото­рые обычно возникают в различных ситуациях.

При этом некоторые из шкал опросника автора, методики сделали однородными, другие представляют собой совокупность нескольких за­щитных механизмов.

К однородным шкалам относятся:

•       отрицание - отрицание некоторых аспектов реальности, оче­видных для других, но болезненных для признания самой личностью. Наиболее значимое утверждение опросника для этой шкалы - «Я» ни к кому не испытываю предубеждения»;

•       замещение - разрядка подавленных эмоций объекты, пред­ставляющие меньшую опасность для индивида, чем те, которые вызвали эти эмоции. Наиболее значимым утверждением для этой шкалы является; «Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выра­зить свое недовольство кому-нибудь другому»;

•       проекция - приписывание своих неосознанных и неприемле­мых чувств, черт характера или мыслей другим людям. Наиболее значи­мое утверждение для этой шкалы: «Если я не буду осторожнее, люди бу­дут использовать меня»;

•       регрессия - возврат к образцам поведения, связанным с более ранними и примитивными стадиями психо-сексуального развития. Наи­более значимое утверждение: «Я нервничаю, когда на меня не обращают внимания»;

•       реактивные образования - предотвращение выражения непри­емлемых для личности чувств. Мыслей или поведенческих реакций с по­мощью преувеличенного развития противоположных им чувств, мыслей и поведенческих реакций. Наиболее значимое утверждение для этой шка­лы: «Порнография - это ужасно».К составным шкалам опросника относятся:

•    интеллектуализация, которую авторы объединили с сублимацией и рационализацией, поэтому в данном случае она представляет собой ухо; в интеллектуальный мир с целью избегания беспокоящих эмоций и созда ния неверных, но приемлемых для личности объяснений своего или чужо го поведения с использованием вероятных причин для его оправдания Наиболее значимое утверждение: «Я не боюсь старости, потому, что этс случится с каждым»;

•    вытеснение, объединенное с изоляцией и интро-спекцией - ис­ключение из сознания желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу т когнитивном уровне, изолированно от аффекта, то есть без связной с hhjv тревоги. Наиболее значимое утверждение: «Я никогда не помню свою снов»;

•    компенсация, объединенная с индентификацией  и фантазирова­нием, попытка найти подходящую замену для реального или воображаемо­го физического или психологического недостатка с помощью присвоения себе ценностей, поведения или черт других людей. Наиболее- значимое ут­верждение: «Я много мечтаю».

Ответы на эти утверждения фиксируются на бланке по типу «верно - неверно» и затем подсчитывается количество баллов по каждому виду защитных механизмов.

Сырые оценки затем можно переводить в процентили и на специ­альном бланке строить профиль индивидуальной защитной структуры.

Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS).

Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS). Создана G.Y.Taylor и соавт. (1985) с применением концептуально-ориентированного, факторно­го подхода.Алекситимия буквально означает: «без слов для чувств» (ил в бл^ ком переводе - «нет слов для названия чувств»). Алекситимия являет психологической характеристикой определяемой следующими когнити но-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идент фикация) и описание собственных чувств; 2) трудностью в поведении рг личий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижение способн сти к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и друп появлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешш событиях, чем на внутренних переживаниях.

Опросник состоит из 26 пунктов. Исследование показали, что фа торная структура TAS обладает стабильностью и надежностью. Структу] ная валидность TAS получила подтверждение в работах, изучавших соо-ношение данной шкалы с рядом других методик исследования личности психопатологических расстройств, позволяющих подтвердить её конве): гентную и дивергентную валидность.

Одно из доказательств того, что TAS является валидной методико оценки структуры алекситимии, получено путем изучения коррекции ТА и краткого перечня процессов воображения, который состоит из 3-х школ:

1.   позитивно-конструктивные мечты  (например,   «Мои  фантази обычно доставляют мне приятные мысли»);

2.      мечты, связанные с чувством вины и страхом провала («i представляю себе, что я не способен закончить работу, которая мне пору чена»);

3.      слабый контроль внимания («Я склонен к тому, что мне быст ро все надоедает»).

В соответствии с тем, что индивиды с Алекситимией обладают ог­раниченным воображением и создают мало фантазии, TAS положительнс коррелировала с двумя шкалами: 2-й и 3-й и отрицательно коррелировала с 1-й. Это дает основание полагать, что мечты алекситимических индивидовхарактеризуются фантазиями окрашенными чувством вины или дисфории, а не фантазиями конструктивными, окрашенными желанием и стремлени­ем к реализации.

Подсчет баллов TAS осуществляется по следующему ключу: - отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует поставить проти­воположную оценку по этим пунктам выдержанным в отрицательном клю­че (т.е. оценка 1 получает 5 баллов; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1). Сумма баллов по всем пунктам равна итоговому баллу.

Копинг-поведение (Е. Heim (1988)

В системе адаптивных реакцией личности механизмы психологиче­ской защиты тесно связаны с механизмами совладания (копинг-поведение). Введение и использование понятия «копинг» в психологии не­избежно привело к вопросу о соотношении понятий «механизмы психоло­гической защиты» м «механизмы совладания» единства мнений по данно­му вопросу нет, а точки зрения колеблются от признания пассивности пси­хологической защиты, подразделения её на активную и пассивную, при­знания параллельного существования психологической защиты и копинг-механизмов, до рассмотрения психологической защиты как пассивного вида копинг-поведения.

Этой проблемой занимались целый ряд авторов Ю.С. Савенко (1974), Ф.Е. Василюк (1984) центральной категорией в процессе пережива­ния конфликта считают «совладание», обозначал эти механизмы как «удачные»; при этом для обозначения «неудачных» процессов привлекает­ся понятие «защита».

Другие авторы (Бассин Ф.Б., 1969; (Blanck G., Blanck R, 1974; 1979; Lazar S, 1991) объединяют оба понятия в категорию «защиты»; вы­деляя «зрелые» и «незрелые» механизмы, и настраивают на необходимостирасширения традиционного понятия «защиты» так, чтобы оно включало в себя и процессы более эффективные и здоровые.

Понятие «копинг^>- преодоление стресса, совладание со стрессом было относительно четко определено в начале 80-х годов (Elliot G., 1982), когда было установлено, что в промежутке между стрессорным ответом организма и личности лежатопределенные процессы, опосредованные опытом ответов на стрессовые ситуации.

Для того, чтобы совместить различные исследования, Е. Heira (1988) предпринял попытку перевести формы преодоления, описанные различными авторами, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг - поведения.

Исследовалось копинг-поведение в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В каждой сфере используются конструктивный (К), относительно конструктивный (ОК) и не конструктивный механизмы принятия решений.

2.3. Результаты сравнительного исследования и их обсуждения.

А. Сравнительное исследование механизмов психологической за­щиты подростков из асоциальных семей.

Для этой цели была использована методика LSI (Индекс жизненно­го стиля) разработанная в 1979 году R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte и позволяющая определить структуру и степень выраженности 8 основных механизмов психологической защиты - отрицания, вытеснения, регрессии, компенсации, проекции, замещения, интеллектуализации и формирование реакции. При исследовании механизмов психологической защиты изучае­мых контингов, получены следующие результаты. В таблице 1. Представ­лены значения больных оценок механизмов психологической защиты у подростков из асоциальных семей и подростков из нормальных семей.Анализ полученного материала проводился на основе попарного сопостав­ления значений в разных группах.

Таб. 1

Механизмы психологической защиты у подростков из асоци­альных семей и нормальных семей.

Труп пы

 

А

В

С

D

Е

F

G

н

I.

Подростки   из асоциальных семей.

13

11

13

15

12

12

9

14

П.

Подростки   из нормальных семей

13

8

6

9

5

4

3

12

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье