Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проявления особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности;
2. Анализ специальной литературы;
• Введение
o I. Теоретические аспекты особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью
o 1.2 Учебная деятельность. Содержание, структура
o II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 2.1 Организация работы
o 2.2 Анализ результатов
o Заключение
o Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Эмоции - это
особый класс психических процессов
и состояний, связанных с инстинктами,
мотивационно-потребностной
Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций и проявляются как удовольствие, радость и т.п.
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей связи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка.
Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский ввёл понятие "социальная ситуация развития", тем самым подчёркивая мысль о том, что воздействие на ребёнка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребёнка.
При попытке классифицировать широчайший спектр эмоциональных явлений вырисовывается сложная картина. Эмоции принято делить на группы с учётом их модальности, знака, интенсивности, продолжительности, осознанности, условий возникновения, выполняемых функций, особенностей выражения и других параметров.
Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие школьников с умственной отсталостью, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, клиницистов, психологов путём анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за учениками на уроках и во вне урочное время. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений, учащихся с умственной отсталостью, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции. Отдельные сведения об эмоциях содержаться в трудах дефектологов.
Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью представлена в ранних работах Л.В. Занкова, где он пишет о том, что развитие эмоций учеников с умственной отсталостью определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка.
Часть сведений об эмоциях учащихся с умственной отсталостью была получена путём проведения специальных психологических исследований (Н.Ю. Борякова, Т.Н. Головина, Э.А. Евлахова, Ж.И. Намаздаева, И.М. Соловьёв и др.).
Многообразие классических и современных теорий и концепций обусловлено как неугасающим интересом к этой проблеме, так и сложностью и многогранностью явления.
Давая самую общую характеристику эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.
Цель исследования: выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Объект исследования: младшие школьники с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью влияют на учебную деятельность.
Задачи исследования:
1. Теоретическое
обоснование проявления
2. Анализ специальной литературы;
3. Практическое исследование проявления особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
I. Теоретические аспекты
1.1 Особенности эмоциональной
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании - это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга. [6,11]
Эмоциональная
сфера младших школьников с умственной
отсталостью характеризуется
Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда - немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны причинами:
1. внешними: длительная
психотравмирующая ситуация, дефицит
адекватной стимуляции, необходимой
для развития эмоциональной
2. внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность).
Внешние и внутренние причины тесно переплетаются между собой. [20,45]
Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе (О.В. Фролова,).
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым (Э.А. Евлахова).
Учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большой выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.
Часто у них наблюдается импульсивное поведение.
По данным Л.В.
Кузнецовой (1986), уровень произвольной
реакции поведения зависит у
них от сложности деятельности, особенно
от сложности звена
Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля над собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом (Е.Н. Хохлина).
Эмоциональное
общение взрослого и ребёнка
при нормальном развитии возникает
очень рано - на первых месяцах жизни.
В процессе эмоционального контакта
у ребёнка возникает
Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве "заражениями эмоциями", как правило, нет "комплекса оживления" и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Учебная деятельность
предъявляет к ребёнку
Установлено, что на первом году обучения учащиеся с умственной отсталостью чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлечёнными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов.
К третьему году у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. Возможны агрессивные проявления. Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. Вместе с тем отмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям с взрослыми.
В целом на первых
годах обучения у учащихся прослеживается
тенденция к эмоциональной
Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей.
Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется неустойчивостью настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгким возникновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги.
У них также выявлена низкая самооценка, неуверенность в себе, слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности, некорректность в отношениях с окружающими. Проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность, симбиотическая привязанность к родителям.
В целом на первых годах обучения у учащихся прослеживается тенденция к эмоциональной дезадаптированности, что является следствием недостаточной личностной и эмоциональной готовности к началу обучения.
Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает.
Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога.
1.2 Учебная деятельность. Содержание, структура
Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий.
Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, средства и результат.
Содержание учебной деятельности - это теоретические знания.
Учебная деятельность отличается от любой другой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности.
Продуктивная мотивация является важнейшим условием обучения.
Особенности мотивационно-личностной сферы ученика:
1. наличие учебной мотивации и её конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);
2. ведущий тип
мотивационной регуляции
3. конфликтность
мотивационной сферы (
4. наличие выраженных личностных акцентуаций. [3,79]
Цель учебной деятельности - это осознанное, т.е. выраженное в словах, чётко сформулированное предвосхищение её результата.
Обучение - это деятельность обучаемого и обучающего (учителя и ученика). Обучающий занят организацией учебной деятельности обучаемого.
Первейшей задачей учителя является формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности учащихся.
Познавательный интерес - это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная деятельность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нём.
Основными психологическими
условиями возникновения
1. получаемые знания обладают новизной для обучаемых;
2. знания осознаются как
полезные для учащихся, т.е. объективное
значение этих знаний
3. на уроке царит творческая
обстановка мыслительного
4. активность поисковых
действий или правильное
5. на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.
Средства учебной деятельности:
учебно-методические схемы ориентировочной
основы учебных действий (схемы, ООД),
учебные задачи (набор задач), проблемные
задания, сценарии дискуссий и диалогов,
социально-психологических
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью