Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проявления особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности;
2. Анализ специальной литературы;

Содержание

• Введение
o I. Теоретические аспекты особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью
o 1.2 Учебная деятельность. Содержание, структура
o II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 2.1 Организация работы
o 2.2 Анализ результатов
o Заключение
o Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности - курсовая работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В процессе теоретического анализа нами были сделаны выводы: учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им различных эмоций.

Развитие отношения  к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает  чрезвычайно замедленно и характеризуется  неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога (И.П. Ушакова).

Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна  инертность, отсутствие интереса к  окружающему, и поэтому эмоциональный  контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает.

Школьники часто  негативно реагируют на ограничения  и запреты со стороны педагога.

Для младших  школьников с умственной отсталостью  характерны частые проявления беспокойства и тревоги.

В процессе работы были сделаны выводы: младшие школьники  с умственной отсталостью часто  беспокоятся и тревожатся по поводу оценок и отношений с учителем.

Приблизительно 40% младших школьников с умственной отсталостью положительно относятся  к учению, остальные 60% негативно.

Отношения к  учению у младших школьников с  умственной отсталостью протекает  чрезвычайно замедленно и характеризуется  неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога.

В школе наблюдается  состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.

При конструировании  учебной деятельности необходимо формировать  у ученика положительное отношение  к учителю, с которым он общается в процессе этой деятельности.

Развитие эмоциональной  сферы у младших школьников с  умственной отсталостью в большей  мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное  обучение и правильная организация  всей жизни детей.

В своём исследовании Е.Г. Дзугкоева (1999) отмечает, что в условиях специальной школы, младшие школьники с умственной отсталостью достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам.

В целом учебная  деятельность младшего школьника с  умственной отсталостью должна быть эмоционально комфортная и личностно развивающая.

Рекомендации  учителю:

создание комфортной обстановки при общении с младшим  школьником с умственной отсталостью;

правильная  организация всего пребывания учащегося  с умственной отсталостью в школе;

формирование  положительного отношения к учебной деятельности.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г.  Психология личности: Принципы общепсихологического  анализа: Учеб. для студ. вузов,  обуч по степени "Психология". - М.: Смыс. Академия, 2002. - 416с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. - 240с.

3. Битянова М.Р.  Организация психологической работы  в школе. - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. - 298с.

4. Блага К.  Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 143с.

5. Бреслав Г.М.  Психология эмоций: Учеб. пособие  для студ. вузов, обуч. по направл.  и спец. "Психология", "Клинич. психология". - М.: Смысл: Академия, 2004. - 544с. - (Психология для студента).

6. Гозман Л.Я. Психология  эмоциональных отношений. - М. МГУ, 1987-174с.

7. Ильин Е.П. Эмоции  и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.

8. Лук А.Н. Эмоции и  личность. - М.: Знание, 1982. - 176с.

9. Немов Р.С. Практическая  психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2001-320с.

10. Маркова А.К. Психология  труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.

11. Митина Л.М. Психология  профессионального развития учителя;  Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт. - М.: Флинта, 1998. - 200с.

12. Петрова В.Г., Белякова  И.В. Психология умственно отсталых  школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский  центр "Академия", 20002-160с.

13. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688с.

14. Рыбакова М.М. Конфликт  и взаимодействие в педагогическом  процессе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128с.

15. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.

16. Сластёнин В.А. Формирование  личности учителя советской школы  в процессе профессиональной  подготовки; Моск. гос. заоч. пед.  ин-т. - М.: Просвещение, 1976. - 160с.

17. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред.В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2000. - 264с.

18. Специальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений/ под ред.В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский  центр "Академия", 2006. - 464с.

19. Шамова Т.Н. Активация  учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.

20. Эмоциональные нарушения  в детском возрасте и их  коррекция/ В.В. Лебединский, ОС. Никольская, Е.Р. Баевская и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с.


Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью