Особенности социализации подростков в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.
Задачи: изучить процесс социализации подростков, изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
Выявить факторы и рассмотреть агентов, влияющих на процесс социализации

Содержание

1.Введение
2. Понятие социализации
2.1 Этапы и стадии социализации
2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация
3. Факторы, влияющие на социализацию личности
4. Воспитание как процесс социализации
5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

2. Инструментальный механизм  социализации, как следует уже  из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека  с институтами общества и различными  организациями, как специально созданными  для его социализации, так и  реализующими социализирующие функции  попутно, параллельно со своими  основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие  структуры, а также средства массовой  коммуникации). В процессе взаимодействия  человека с различными институтами  и организациями происходит нарастающее  накопление им соответствующих  знаний и опыта социально одобряемого  поведения и конфликтного или  бесконфликтного избегания выполнения  социальных норм.

   3. Стилизованный механизм  социализации действует в рамках  определенной субкультуры. Под субкультурой  в общем виде понимается комплекс  морально-психологических черт и  поведенческих проявлений, типичных  для людей определенного возраста  или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный  стиль жизни и мышления той  или иной возрастной, профессиональной  или социальной группы.

4. Межличностный механизм  социализации функционирует в  процессе взаимодействия человека  с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного  переноса благодаря  идентификации  и т.п. Значимыми лицами могут  быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник  своего или противоположного  пола и др. Естественно, что значимые  лица могут быть и носителями  возрастной субкультуры. Не нередки  случаи, когда общение со значимыми  лицами в группах и организациях  может оказывать на человека  влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

   [Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Так, если речь идет в сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.]10

   [Ролевая социализация обычно предполагает прохождение трех фаз. Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют “в семью”. Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям. Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и “переписывать” свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта. Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны, являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.]11

                  3. Факторы,влияющие на социализацию

  Социальная активность-главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.

Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы,

влияющие на социализацию человека:

    1.Семья — ключевой  фактор социализации, так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида,так как в каждой семье устанавливаются свои правила и обычаи. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 18 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи,в котором растет ребенок.

 

 В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

 

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями.

.

3. Обучение в школе. Школа сильно отличается от семьи тем, что ϶ᴛᴏ эмоционально нейтральная среда, где к ребенку ᴏᴛʜᴏϲᴙтся не как к единственному и любимому, а объективно, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, кᴏᴛᴏᴩая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно демонстрирует доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

  Социализация в процессе  воспитания в семье и школе  имеет двойственный характер  — не только регулируемый и  целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в  школе приобретаются важные знания, многие из кᴏᴛᴏᴩых имеют непосредственное значение. При этом ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, кᴏᴛᴏᴩые даются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает ϲʙᴏй социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания,  так и негативным.

 На моем ученическом опыте учителя по отношению к ученикам (7-11 классы) равнялись на семейный статус, унижали их если семья малообеспеченная или родители алкоголики, что в педагогической практике недопустимо. 

Уже в подростковом возрасте ребенок начинает  влюбляться в первый раз,делать для себя выбор в пользу своего дальнейшего будущего(соц.педагоги проводят различные опросы,тестирование)Так же появляется своя точка зрения которую оспаривают  подростки не только со сверстниками,но и с педагогами,несмотря на то правильна эта точка зрения или нет.Еще появляется агрессивность и  по отношению к сверстникам,и по отношению ко взрослым.

   [Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только  открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям.]12

 

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия

на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание интернет и т.д. влияют на социализацию индивида.

 

   Интернет оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в кᴏᴛᴏᴩый попадает молодой человек, дает ему дополнительную ϲʙᴏбоду для выражения ϲʙᴏих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

     Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием данных жестоких сетевых игр расстреливали одноклассников. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к семье и окружению.

   В современном обществе в наше время введен новый термин «дети-маугли»-это зомбированные интернетом дети, которые «подсели» на интернет-игры, соц.сети. Даже в школах в данное время большинство книг просто заменили CD-дисками. Я считаю, что даже в век процветания СМИ, различных интернет-ресурсов дети не должны забывать брать книги в руки, иначе просто начнется «отупение» молодежи.

    [Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определенных типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.

 

   В наше время  лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных  культур, осталась вне поля действия  средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удаленных регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприемники или даже телевизоры.]13

 

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации. Работа — ϶ᴛᴏ преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. К примеру, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству.В наше время большинство людей работают не по специальности,а так же современная молодежь решила что работать можно и без образования.

    С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. [Социализация является также и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.]14

  

   Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения во всех сферах деятельности происходит очень быстро,ломая привычные стереотипы, порождая психологическое состояние нестабильности и неуверенности в будущем.

                      4 Воспитание как социализация

[В общей педагогике вся характеристика категории «социализация» в сведена к трем тезисам:

1. Сознательно контролируемая  социализация представляет собой  воспитание, которое является частью  самого процесса социализации.

2. Воспитание является  своеобразным механизмом ускорения  процесса социализации.

3. Воспитание играет роль  педагогического фильтра отрицательных  последствий социализации и придает  ей гуманистическую ориентацию.

     По мнению  В. Руденского, современное состояние  российской системы образования  можно оценить как парадоксальное. «При отсутствии внятной образовательной политики, в том числе, и по вопросу, что предпочтительнее – консервация установившихся институтов и парадигм или радикальные реформы во имя модернизации – не определено, какой социальный тип личности должен быть сформирован в результате социализации].15

   [Огромное значение для нормального процесса воспитания ребенка имеет реакция на его желания.]16От нее зависит отношение ребенка к другим людям. Ребенок понимет какими методами воздействовать на взрослого,чтобы удоветворить свои потребности.Если ребенку в семье все дозволено-это неправильно.Неправильное воспитание в семье ведет к плачевным последствиям в дальнейшем его развитии в обществе. Привычка удовлетворять свои потребности усложняет его общение с другими людьми.Ребенок растет эгоистом. [А правильное включение в жизнь общества,правильная социализация возможны лишь тогда,когда человек сознательно стремиться к гармонии собственного «Я» с интересами других людей,не только умеет,но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага.]17

Информация о работе Особенности социализации подростков в современном обществе