Особенности социально-психологической адаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации младших и старших подростков.
Задачи исследования:
 Раскрыть сущность базового понятия дипломного исследования «социально-психологическая адаптация».
 Рассмотреть социально-психологическую адаптацию как категорию в психологической науке.

Вложенные файлы: 1 файл

защита Юля.doc

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Представим выраженность интегральных показателей социально – психологической адаптации по группам испытуемых в Таблице 3. Из данных представленных в Таблице 3 и на Рисунке 1 следует, что существуют различия в значениях каждого интегрального показателя социально – психологической адаптации подростков разных групп.

 

Таблица 3

Результаты диагностики интегральных показателей социально – психологической адаптированности по группам испытуемых

 

Интегральные показатели социальной адаптированности

% выраженность  в группе младших подростков(n1=48)

% выраженность  в группе старших подростков(n2=48)

Адаптация

61%

70%

Принятие других

60%

54%

Самопринятие

62%

76%

Эмоциональный комфорт

56%

66%

Интернальность

52%

69%

Стремление к доминированию

49%

55%


 

Так, группа старших подростков, в отличие от группы младших подростков, имеет более высокие значения по таким показателям как: адаптация, самопринятие, интернальность, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию.  Мы можем объяснить это тем, что у старших подростков появляется устойчивый интерес к познанию себя, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими и своей уникальности. А возникновение избирательных или, по мнению Л.И. Божович, стержневых личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает старшего подростка к саморазвитию, самосовершенствованию, делает его более целеустремленней.  Организованней и гармоничней.

Мы констатируем, что старшие подростки вырабатывают собственные критерии оценки себя, «видения» себя с опорой на сильные стороны своей личности. У них происходит постепенный переход от оценки заимствованной у взрослых, к самооценке. Они стремятся занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (шкалы  «интернальность» и «стремление к доминированию»).

Сравнив на Рисунке 2 выраженности интегральных показателей социально – психологической адаптированности испытуемых со среднегрупповыми значениями по всей выборке, мы отразили тенденцию каждой группы испытуемых с точки зрения возрастных изменений.

Рисунок 1. Выраженность интегральных показателей социально – психологической адаптированности в группах испытуемых (n1=48, n2=48 )

 

Очевидно, что наибольшую выраженность имеет шкала «Самопринятие». И чем старше подросток, тем выраженность значения по этому показателю социально – психологической адаптированности выше. Этому в возрастной психологии имеется логическое объяснение. Развивающееся самосознание в подростковый период постепенно приводит ребенка к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний и как следствие все к большему познанию себя, своих возможностей и особенностей. Самопринятие в подростковом возрасте выражается в эмоционально положительной оценке своего «Я» и может обозначаться такими словами: «Я нравлюсь себе», «Я себе симпатичен», «Во мне много хорошего, больше, чем недостатков», « Я хороший, несмотря на...». Самопринятие предполагает, что подростки могут осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми чертами своего характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. В содержательном плане шкала объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе  как к личности.

Отметим, что весь адаптивный процесс к социуму регулируется со стороны Я. Для детей старшего подросткового возраста характерна устремленность в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. В 15 лет расширяется представленность различных характеристик в «образе Я», но акцент  делается на описании себя в контексте интимно-личностного общения. Поэтому именно в старшем подростковом возрасте впервые появляется характеристика себя как личности.

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма выраженности интегральных показателей социально – психологической адаптированности испытуемых(n1=48, n2=48)

 

Кроме того, достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость. Именно с чувством взрослости мы связываем тот факт, что значения интегральных показателей социально – психологической адаптации испытуемых старших подростков значительно выше значений интегральных показателей социально – психологической адаптации младших подростков.

Эффективность социально-психологической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Изменение социальной ситуации развития в старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом создают все условия для проявления индивидуальности. А стремление занять лидирующее положение в группе сверстников в сочетании с амбивалентностью в отношениях со взрослыми, приводит к тому, что подросток испытывает неприязнь к тому, кто его окружает, зачастую боится того, что подумают о нем другие.

По сравнению с младшим подростком старший подросток уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах собственных действий.

Как отмечает  Д.И.Фельдштейн, позитивное отношение старшего подростка к себе, переживание эмоционального комфорта сопровождается потребностью в общем положительном отношении к себе как личности со стороны значимого для него окружения[17, С.72]. Парадокс заключается в том, что, не смотря на то, что важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется, у наших старших подростков диагностированы более низкие значения по сравнению с младшими подростками в интегральном показателе «принятие других».

В результате исследования интегральных показателей социально-психологической адаптированности с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, можно сделать вывод о том, что наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию».

Далее, для изучения системы ценностных ориентаций в группах подростков, мы использовали методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. Проанализировав  полученные результаты, мы определили значимые ценности - цели в группе младших и старших подростков в Таблице 4.

Качественный анализ распределения ценностей - целей показал, что на первом месте в группах испытуемых располагается ценность «здоровье», т.е. для данных подростков характерно стремление к отличному самочувствию, психическому и физическому равновесию, активное поддержание хорошего жизненного тонуса. Детям подросткового возраста характерна заинтересованность различными видами спорта. В данный период времени они часто посещают спортивные секции, причем их увлеченность одним каким-либо видом деятельности не продолжительна.

Из содержания Таблицы 4, следует, что второй по значимости ценностью в группе младших подростков является «наличие хороших и  верных друзей», что свидетельствует о значимости поддержки и понимания со стороны друзей, референтной группы. Дружба приобретает особенный характер в подростковом возрасте. В ее основе  лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. Подростки требуют друг от  друга честности, верности и преданности. Существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности подростка [49].Друзья для младших подростков самые главные и  важные люди в их жизни, по их мнению, только они способны понять, принять их такими, какие они есть, и помочь в трудную минуту. У старших подростков второе место по значимости занимает иная ценность, а именно ценность-цель «свобода» так как  они стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках.

 

Таблица 4

Ранжирование ценностей – целей в группах испытуемых(n1=48, n2=48 )

 

Ранг

Группа младших

подростков

Группа старших подростков

1

здоровье

здоровье

2

наличие верных друзей

свобода

3

развлечения

активная деятельная жизнь

16

счастье других

творчество

17

творчество

красота природы

18

красота природы

счастье других


 

На третьем месте по значимости  в группе младших подростков находится ценность «развлечения», что характеризует их стремление к приятному, необременительному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей. В группе старших подростков третье место занимает ценность-цель «активная деятельная жизнь», для этих испытуемые важна полнота и эмоциональная насыщенность жизни.

Менее значимыми  в группах испытуемых оказались такие ценности – цели как «красота природы», «творчество» и  «счастье других». Такие показатели свидетельствуют о том, что подростки как младшие так и старшие в основном заботятся только о себе, переживают только за себя. Им кажется, что их переживания и проблемы самые важные и неразрешимые в жизни. Детей подросткового возраста больше привлекает физическая красота других людей и своя в частности, эстетические чувства к природе, культуре, искусству в данный период не имеют для них значения.

Перейдем к анализу результатов ранжирования ценностей – средств в группах испытуемых,  представим их в Таблице 5.

Анализ результатов ранжирования ценностей-средств в группах испытуемых показал, что как для младших, так и для старших подростков наиболее важной ценностью по значимости является ценность «жизнерадостность». Такие результаты свидетельствуют о том, что подростки часто прибегают к чувству юмора в отношении к самим себе и к окружающим их людям.  Именно в подростковом возрасте дети «выбирают» или «создают» себе образец для подражания или иными словами идеал. Чаще всего в данный собирательный образ входят такие характеристики как независимость, жизнерадостность и воспитанность[49].

 

Таблица 5

Ранжирование ценностей – средств в группах испытуемых(n1=48, n2=48)

 

Ранг

Группа младших

подростков

Группа старших

 подростков

1

жизнерадостность

жизнерадостность

2

воспитанность

образованность

3

высокие запросы

независимость

16

аккуратность

исполнительность

17

чуткость

честность

18

исполнительность

чуткость


 

На втором месте по степени важности среди ценностей-средств в группе младших ценностью находится такая ценность-средство как «воспитанность», т.е. хорошие манеры, уважительное отношение к окружающим людям. Именно в воспитанности подростки видят средство для достижения поставленных ими целей.

В группе старших подростков вторую позицию занимает ценность-средство «образованность», т.е. стремление расширять свои знания, общую культуру. Старшие подростки начинают всерьез задумываться о своем будущем, увлекаются различными видами деятельности, расширяют свой кругозор.

Данные показатели подтверждаются исследованиями М.В.Гамезо [73]. Ученый подчеркивает  достоинства подростка, его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Подростков привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков