Особенности творческого мышления и креативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность.Актуальность моей работы состоит в том, что я попыталась выявить динамику развития данных процессов, таким образом, выяснив, как они развиваются, и что способствует их регрессированию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества……………………...4
1.1 Что такое творчество? ……………………………………………………4
1.2 Связи творчества с другими сферами……………………………………6
1.3 Проблема исследования творчества……………………………….……..9
1.4 Как изучалось творчество? ………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности школьников……….17
2.1 Проведение исследования………………………………………………..17
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….….....31
Приложение…………………………………………………………….……..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

5. оригинальность -количество  картинок, встречающихся на выборке  1 раз. Сюжетные картинки оценивались  как оригинальные, за них начислялось 5 баллов.

4. Тест Гилфорда. Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует  беглость творческого мышления  и определяется общим числом  ответов.

2) Гибкость — фактор  характеризует гибкость творческого  мышления, способность к быстрому  переключению и определяется  числом классов (групп) данных  ответов.

3) Оригинальность —  фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. (ответ считается оригинальным, если он встречается на выборке 1 раз)

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. (в данном исследовании этот фактор не учитывался фактор)

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство  тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения процедуры  — около 40 минут.

Тесты предназначены  для возрастной группы от 5 до 15 лет.

В своем исследовании я использовала 4 из 7 субтестов данной батареи

При описании результатов мной были использованы следующие сокращения: ВС – выше среднего, СР – средние значения, НС – ниже среднего.

Характеристики выборки: В данном исследовании приняло участие 131 человек (из них 45 мальчиков и 86 девочек). Ученики 7 (30 человек), 8 (24 человека), 9 (28 человек), 10 (24 человека), 11 (25 человек) классов школы №3 города Истры . Тестирование проводилось на специально подготовленных бланках, инструкция зачитывалась опрашиваемым ученикам вслух.

Математическая обработка: сравнение производилось при  помощи сопоставления средних значений, а также корреляционного анализа Пирсона.

 

2.2 Анализ полученных данных

 

При выдвижении нами гипотезы, я решила, что креативность, которая в использованных мною тестах связана с показателем "оригинальность", уменьшается с возрастом, то есть наиболее оригинальные 7 класс, а наименее- 11. Оказалось, что моя

 гипотеза не верна.  Ни на одной из диаграмм  не было восходящей или нисходящей  прямой. Таким образом, творчество  развивается не равномерно, а  скачкообразно.

Тест Дэвиса направлен на непосредственное определение творческой личности. Средние значения, полученные мной (рис.1):

 

Рисунок 1

 

Таким образом, наиболее творческими, по Дэвису, являются одиннадцатиклассники. По моим данным получилось, что творчество школьников не развивается равномерно, потому что показатели творчества десятого класса равны девятому, а восьмого - седьмому.

Но нельзя делать какие-либо выводы, исходя только лишь из средних  значений, поэтому (рис.2):

 

Рисунок 2. (Тест Дэвиса)

 

Мы видим, что в выборке 11 класса наибольшее количество людей набрало средние баллы, а количество школьников, с показателем выше среднего равняется 8%. У десятого класса ситуация обратная, то есть так же много средних, а количество школьников, с показателем ниже среднего равняется 13%. У школьников среднего звена более гармоничное пропорциональное соотношение ВС и НС. Больше средних значений в 8 классе, а средние значения 9 и 7 класса почти равны.

Стереотипность, в отличие  от креативности, развивается почти  линейно (рис.3)

 

Рисунок 3

 

На диаграмме мы видим, что наибольшая степень стереотипности у 7 класса. С точки зрения возрастной психологии это можно объяснить  следующим образом: для подростка  очень важно ничем не отличаться от группы (я как все). Этот возраст характеризуется стремлением к "единому" мышлению, желанием не выделяться.

Но как объяснить  повышение уровня стереотипности у  одиннадцатиклассников? То есть, почему по средним значениям их стереотипность выше, чем стереотипность десятиклассников?

Если посмотреть на следующую  диаграмму (рис.4), то видно, что нет  четко возрастающей и убывающей  линии стереотипности.

В седьмом классе много  стереотипных и мало нестереотипных школьников. В восьмом классе количество школьников, с показателями выше среднего (ВС) уменьшается, но не изменяется показатель НС. В девятом и десятом классе мы наблюдаем рост числа и стереотипных, и нестереотипных школьников. Тогда как в 11 классе большое количество средних значений. Я предполагаю, что это зависит от предстоящих одиннадцатиклассникам выпускных и вступительных экзаменов (ЕГЭ), которые проходят в форме тестирования. Таким образом, предстоящие экзамены ориентируют выпускников на тестирование, что прививает большую долю стереотипности, а креативности уделяется мало внимания.

 

Рисунок 4

 

В 11 классе большее количество детей со средними показателями - 80%, когда в 10 классе их 62%. Но в 10 классе 17% опрошенных – школьники с высоким  уровнем стереотипности, тогда как  в 11 классе их 12%. Такими образом, мы видим, что в 11 классе меньше всего ВС и НС, соответственно, большой процент в диаграмме со средними значениями – это дети, со средними показателями.

 

Рисунок 5

 

 

Рисунок 6

 

Рисунок 7

 

Рисунок 8

 

Таким образом, на примере 11 класса, мы видим, что они отличаются наибольшей беглостью и гибкостью. Но по шкале оригинальности и разработанности у 11 класса наименьшие результаты.

Изначально считалось, что такие показатели, как беглость, гибкость и разработанность, находятся в прямой зависимости друг от друга, то есть прямо пропорциональны. Проведя  анализ данных, я обнаружила, что в 11 классе существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (см. Таблица 1). Таким образом, одиннадцатиклассники, решая творческую задачу, выдают большое количество качественных и различных идей. В 8-10 классах была обнаружена прямая связь между беглостью и оригинальностью . Таким образом, школьники решают задачу быстро и творчески, при этом предложенные ими идеи оригинальны. То есть, количество идей само по себе прямо пропорционально оригинальности идей В 7 классе я обнаружила прямую связь между беглостью и разработанностью. То есть семиклассники, решая задачу, особенное внимание уделяют качеству выполняемой работы.

Было предложено множество  вариантов-картинок, например:

7 класс: оригинальные: клубок, паутинка, теннисный мяч, гусеница, яблочный рай, кассета, вишни, апельсин, заяц , гипнотизер, кролик, Пушкарева, часы, ленточный механизм, магнитофон, телефон на базе, болгарка по дереву, мальчик Вася, человек в черном, стакан, чашка, обезьяна, круги- уши, лампочка, мензурка; неоригинальные: очки, глаза, люди, цветы, солнце, колеса, велосипед, мяч, Земля, рожи, облака. (см. Приложение 3)

Так же по данным анализа мною была выявлена обратная связь между стереотипностью и оригинальностью во 2 субтесте Гилфорда .То есть чем выше уровень стереотипности у одиннадцатиклассников, тем меньше оригинальных ответов они дают на вопрос: "Что будет, если животные и птицы станут разговаривать на человеческом языке?". Следует отметить, что задачей 2 субтеста Гилфорда является предопределение гипотетической ситуации. То есть высказывание только своего, личного, персонального мнения по поводу поставленной задачи.

Практически на всех диаграммах мы видим примерно одинаковую картину. Возрастание каких-либо параметров от 7 класса к 11 происходит следующим образом

 

Рисунок8

 

В 7 классе мы видим, что  показатель беглости равен 6. В 8 классе средняя беглость уменьшается, становясь  равна 3, но в 9 классе этот показатель возрастает до 5. В 10 классе мы снова видим спад до четырех, но это меньше, чем в 8 классе, и в 11 классе мы видим, что беглость снова равна 6. Практически то же мы наблюдаем по шкале гибкости (рис. 9):

 

Рисунок9

 

 

Как можно объяснить это явление? Я считаю, что в данном случае мы сталкиваемся с таким психологическим понятием, как интериоризация. По Л.С. Выготскому, интериоризация - это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности

Третий и четвертый  субтесты Гилфорда тесным образом связаны  с речью. Наиболее сложным является именно 3 субтест. Для выполнения поставленной задачи школьнику необходимо иметь определенный словарный запас, а так же умение его использовать.

То есть, можно сказать, что в 7 классе, обладая определенным словарным запасом, школьник умело  им пользуется. В 8 классе происходит усваивание определенного количества информации, так, что школьник не очень хорошо управляет своей письменной речью, то есть плохо излагает свои мысли в письменном виде. К 9 классу информация усваивается (интериоризируется), и школьник может активно ее использовать.

Следует отметить, что  ответы, предложенные в этом субтесте разными классами, даже в период активности и умелого пользования  ей, резко отличаются Например, 11 класс: оригинальные:

Волосатая макака стала  какать.

Венгерский микроб скривил крышку.

Верка-Сердючка может  станцевать кан-кан.

Вас мы сейчас кокнем,

Вот маньяк снимает кафтан.

Вот мочится симпатичная  кошка.

Вы моете синий кроссовок ( свою крысу).

Властелин малый сейчас крутой.

Война миров с казахами.

Вылезло мохнатое существо, карабкаясь.

Веселый мотор скоро  крякнется.

Виват молодцам Стрелецкого  колхоза!

Валентина – моя сестра – козлиха.

Вампиры меньше сосут  крови. Выше

Москвы стоит Киев.

неоригинальные: веселый, мама, самый, классный, вчера, Вася, Ваня, великий, могучий, кино, Маша, каша, машина, вот, Виталик, высокий, волосатый, сидит, смотрит, кошка, кушать, съела, мыться, Минск, Москва, волосы, вышел, вместе, Катя, (см. Приложение 4) В 11 классе предложенные варианты сильно отличаются друг от друга, в них использовано максимальное количество слов, тогда как в более младших классах часто использованные слова часто повторяются не только у одного человека, но и, практически, у всего класса.

В 10 классе мы наблюдаем  спад вербальных способностей, но показатель выше, чем в 8 классе, то есть какое-то количество информации уже усвоилось и школьник может его использовать, хотя и не очень активно. В 11 классе школьник активно использует уже усвоенный материал, то есть его письменная речь наиболее гибкая и беглая.

4 модифицированный субтест Гилфорда, главным образом, связан именно с речью, лексикой. По средним значениям наиболее оригинальными оказался 9 класс (рис. 10)

 

 

Рисунок10

 

На данной диаграмме  мы наблюдаем постепенное убывание креативности от 9 классе к 11. Наименьшая степень оригинальности в 8 классе. Обратимся к другим диаграммам (рис. 11):

 

Рисунок 11

 

Мы видим, что наибольшее количество школьников, с показателями выше среднего (ВС) в 11 классе, наименьшее в 9. Таким образом, большой процент по средним показателям в 9 классе – школьники СР, тогда как количество ВС и НС в данной выборке равно 7%.

Таким образом, мы видим, что речь (письменная) развивается  неравномерно. К 11 классу возрастает количество ВС, то есть можно сделать вывод, что в процессе обучения развивается не только словарный запас, но и умение творчески использовать его в своей речи.

 

 

Заключение

 

В данном исследовании мы подошли к понятию креативность с двух точек зрения: креативность как творческое мышление и креативность как качество личности.

Цели, которые мы ставили  перед собой, были достигнуты.

Мы выяснили, что креативность и стереотипность – параметры  изменяющиеся, так как мы увидели  определенную динамику развития этих процессов.

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы пришли к нескольким выводам:

1. Чтобы успешно решать  творческие задачи, нужно обладать  определенными навыками. То есть  творческий процесс связан с  усвоением старого материала,  и без этого невозможно создание чего-то нового.

2. В процессе творчества  развиваются не только творческие, но и вербальные способности.

3. Мы увидели, что  креативность – это качество, проявляющееся в различных областях, при чем в каждом возрасте  эта область своя: у одиннадцатиклассников, например, наибольшая оригинальность связана с выражением своих идей, составлением новых предложений, то есть с коммуникацией.

У девятиклассников наибольшая оригинальность в области лексики  и речи, в 7 классе оригинальность связана  с воображением и фантазированием, в 8 классе оригинальность проявляется в нестандартном использовании предметов.

Информация о работе Особенности творческого мышления и креативность