Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Актуальность. Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность.Актуальность моей работы состоит в том, что я попыталась выявить динамику развития данных процессов, таким образом, выяснив, как они развиваются, и что способствует их регрессированию.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества……………………...4
1.1 Что такое творчество? ……………………………………………………4
1.2 Связи творчества с другими сферами……………………………………6
1.3 Проблема исследования творчества……………………………….……..9
1.4 Как изучалось творчество? ………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности школьников……….17
2.1 Проведение исследования………………………………………………..17
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….….....31
Приложение…………………………………………………………….……..33
4. В ходе исследования я пришла к выводу, что стереотипность не увеличивается в процессе обучения, но ориентирование на ЕГЭ предопределяет развитие стереотипности мышления.
5. Так же мы выяснили,
что динамика креативности и
динамика стереотипности – это
различные процессы, проходящие
относительно независимо друг
от друга, поскольку нами
Список литературы
Приложение 1
Схема структуры творческой деятельности по Гиксону
1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.
2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.
3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.
4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.
5) Доведение работы
до конца. На этом этапе
Схема творческой деятельности по Белозерцеву
1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.
2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.
3) Создание идеальной модели (реализация).
4) Конструирование. Результаты
- эскизный и технический проект,
рабочие чертежи, модельно-
5) Этап предметного
и относительно завершенного
воплощения идеи, проблемы или
изобретения в новом
Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину
1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.
2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).
3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.
4) Практическая проверка
гипотезы, реализация изобретения
или замысла, объективизация ху
Приложение 2
1. Субтест 1.
Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Время выполнения субтеста - 3 мин.
2. Субтест 2.
Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
3. Субтест 3 (б) Модификация для детей 9—15 лет
Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: "Веселый мальчик смотрит кинофильм". А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.
4.Субтест 4
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова "книга". Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Приложение 3
11 КЛАСС
оригинальные:
ракетка, домик, клубника, колобок, елочная игрушка, круги использованы как ладони и ступни животного, под названием "отморозень", булава, сумоист, лук, стиральная машина, Спанч-Боб, тарелка, ракета, трансформатор человеческого настроения, нечто, под названием "контекест", магнитная лента, улитка, инь-янь, кусок сыра, тарелка, идея презерватива, 5 рублей, компас, улитка
неоригинальные:
Солнце, мордочки, чебурашки, глаза, часы, пуговицы, танки, велосипеды, машины, гусеницы, фрукты, очки, цветы, леденцы, мороженное, гири, снеговики, мячи, светофор, кольцо, гантели
10 КЛАСС
оригинальные: луна, колесо, шарик, круг, окошко, вишенка, домик, дерева, инь-янь, яблочный пирог, браслет, олимпийские кольца, цифры, 1 рубль, чайник, зонт, рыбка, глобус, Би Лайн, стрекоза, мишень, игральный кубик, клоуны, просто абстракция, синий круг, камень, сказка, гусеница, целые картинки, лепесток, бублик, светофор, круг с радиусом, окно.
неоригинальные: цветы, облака, человечки, мордочки, яблоки, мячи, очки, животные, фрукты, машины, велосипеды, кольцо.
9 КЛАСС
оригинальные: круг, на который не хватило времени (пустой), унитаз, колесо, ладонь, шар для боулинга, колокольчик, круглая кирпичная стена, самолет, аквариум, птица в очках, карета, олимпийские кольца, уходящие в перспективу трубы, Сатурн, атомы, анархия, пальма (с яблоками), танк, глаз, Спанч-Боб, руки-ноги, целые картинки, стрекоза, дерево с яблоками, дружба, торт, букет, инь-янь, хрюша - Нюша
неоригинальные: мордочки, светофоры, гусеницы, солнце, мячи, машины, велосипеды, цветы, очки, снеговики
8 КЛАСС
оригинальные: БТР, очки с треснутым стеклом, бинокль, молекулы и атомы, пирог, комета, одуванчик, капли дождя, игральный кубик, гиря, подводная лодка, тарелка, юла, поросенок, улитка, леденец, резинка для волос, мишень, слива, стол с тарелками, щеки
неоригинальные: цветочки, солнце, морды, снеговики, велосипед, облако, машина, светофор, шарики, мячи, колеса.
7 КЛАСС
оригинальные: клубок, паутинка, теннисный мяч, гусеница, яблочный рай, кассета, вишни, апельсин, заяц , гипнотизер, кролик, Пушкарева, часы,
ленточный механизм, магнитофон, телефон на базе, болгарка по дереву, мальчик Вася, человек в черном, стакан, чашка, обезьяна, круги- уши, лампочка, мензурка
неоригинальные: очки, глаза, люди, цветы, солнце, колеса, велосипед, мяч, Земля, рожи, облака
Приложение 4
11 КЛАСС
оригинальные:
Волосатая макака стала какать.
Венгерский микроб скривил крышку.
Верка-Сердючка может станцевать кан-кан.
Вас мы сейчас кокнем, Вот маньяк снимает кафтан.
Вот мочится симпатичная кошка.
Вы моете синий кроссовок ( свою крысу).
Властелин малый сейчас крутой. Война миров с казахами.
Вылезло мохнатое существо, карабкаясь.
Веселый мотор скоро крякнется.
Виват молодцам Стрелецкого колхоза!
Валентина – моя сестра – козлиха.
Вампиры меньше сосут крови. Выше Москвы стоит Киев.
неоригинальные, часто используемые слова: веселый, мама, самый, классный, вчера, Вася, Ваня, великий, могучий, кино, Маша, каша, машина, вот, Виталик, высокий, волосатый, сидит, смотрит, кошка, кушать, съела, мыться, Минск, Москва, волосы, вышел, вместе, Катя,
10 КЛАСС
оригинальные:
Возле моста случился кошмар.
В метро свалилась крыша.
Внимательный малыш смотрит кузнечиков.
Вижу маленького сонного котенка.
Валенок Миша супер качок.
Вот моя старая кастрюля.
Вася мешает синюю краску.
Вова мыл садовую капусту.
неоригинальные: магазин, мама, море, сестра, красиво, вчера, Вася, моя, спросила, кар, ворон, купить, вокруг, меня, комары, кошка, маленький, кушать, веселый, вы, мне, кино, мир, коллега, высокий.
9 КЛАСС
оригинальные:
Весна, милые скейтбордисты катаются.
Веселый мальчик сикает! Куда?
Ветер морозит санки Кирилла.
ВАЗ – машин супер класс.
Вылил молоко с коктейлем.
Ваш мозг сломал киноэкран.
Вагон макулатуры съехал куда-то.
Великая, могучая, старая Казань.
Ваня – мальчик с косой. Вини – Пух меняет себе крышу.
Волосы мартышки свисают клочьями.
Вижу малый спутник Криптона!
Вините меня, сами козлы!
неоригинальные: веселый, мальчик, сказал, сделал, вместе, море, мир, мы, мыл, свой, кошка, каша, съел, магазин, красивый, вечером, Москва, самая, Вася, Ваня.
8 КЛАСС
оригинальные:
Ваня мыл стул Кости.
Веселый медведь сосет кашу.
Володя милее самого красавца.
Весельчак Миша сажает картошку.
Володя- мой сверстник, кузен.
Вика меняет стул Коли.
Владимир может в сено кинуть.
Возле Миши скакал кенгуру.
Вы можете служить капитаном. Валериана, метнувшаяся с крыши.
неоригинальные: мама, смотрит, кино, веселый, каникулы, мальчик, солнце, весна, телевизор, съела, вместе, мы, класс, сказал, вы, мог, сегодня, вчера, кошка, маленький.
7 КЛАСС
оригинальные:
Валерий, Михаил, Сергей – коллеги.
Вам Марго сказал крикнуть.
В море скакали кузнечики. В Москве скоро Кинотавр.
Восемь маленький сарай клюют.
В Минске снег кружиться.
В мире случаются катаклизмы.
Высуши мой синий корсет.
неоригинальные: веселая, мама, смотрит, кино, Катя, спрашивали, Маша, вчера, съела, мальчик, сидит, кот, скажут, Москва, ваша, магазин, сосиски, сегодня, крикнуть, машина, киоск, Витя, Маша, Вова, Ваня, Вика.
1 Л.С. Выготский Название: Психология искусства Издательство: Москва "Искусство" Год:1965 г
2 Диагностика креативности. Е. Торренса. Методическое руководство г. 1998
3 Я. А. Пономарев «Психология творчества» Издательство «Наука Москва» 1976 г.
Информация о работе Особенности творческого мышления и креативность