Особенности творческого мышления и креативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность.Актуальность моей работы состоит в том, что я попыталась выявить динамику развития данных процессов, таким образом, выяснив, как они развиваются, и что способствует их регрессированию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества……………………...4
1.1 Что такое творчество? ……………………………………………………4
1.2 Связи творчества с другими сферами……………………………………6
1.3 Проблема исследования творчества……………………………….……..9
1.4 Как изучалось творчество? ………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности школьников……….17
2.1 Проведение исследования………………………………………………..17
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….….....31
Приложение…………………………………………………………….……..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

4. В ходе исследования  я пришла к выводу, что стереотипность не увеличивается в процессе обучения, но ориентирование на ЕГЭ предопределяет развитие стереотипности мышления.

5. Так же мы выяснили, что динамика креативности и  динамика стереотипности – это  различные процессы, проходящие  относительно независимо друг  от друга, поскольку нами практически  не было выявлено корреляционных зависимостей между этими параметрами. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, можно утверждать, что креативность развивается нелинейно, а скачкообразно.

 

 

Список литературы

 

  1. А. Г. Маклаков «Общая психология» 2010 г.
  2. А. И. Кравченко «Общая психология» 2011 г.
  3. Бирюков С. Д. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000 г.
  4. Блонский П. П. Память и мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 г.
  5. Вильгельм Вундт «Очерк психологии» Издание 1896 г.Санкт-Петербург, Ф. Павленкова.
  6. Диагностика креативности. Е. Торренса. Методическое руководство г. 1998
  7. Кирнос Д. И. Индивидуальности и творческое мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 г.
  8. Кон И. С. Психология ранней юности – М: Просвещение, 1989 г.
  9. Л.С. Выготский Название: Психология искусства Издательство: Москва "Искусство" Год:1965 г
  10. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 г.
  11. Лютова Е. К. Некоторые психологические основания технологии научного творчества / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000 г.
  12. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь / под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г
  13. Рибо Т. «Опыт исследования творческого воображения»
  14. Ротенберг В. Парадоксы творчества - http//www.flogiston.ru, 1999
  15. Рубинштейн  С.Л. «Основы общей психологии».
  16. Туник Е. Опросник креативности Рензулли // Школьный психолог. – 2004. №4.
  17. Тэн Ипполит «Философия искусства» Год издания: 1996 г.
  18. Фрольцова Типология индивидуальности в аудиовизуальной коммуникации - Минск, БГУ, 2003 г.
  19. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности основные положения, исследования и применения – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2006  г.
  20. Шакирова Д., Сибгатуллина И., Сулеманов Дж. Мышление, интеллект, одаренность: Вопросы теории и технологии / под редакцией действительного члена РАО и АНТ, доктора психологический наук, профессора М. И. Махмудова; Академия наук Республики Татарстан, отделение социально – экономических наук - Казань, Центр инновационных технологий, 2005 г.
  21. Шикун А.Ф., Лебович Х.И Методы, методология и психология научного исследования – Тверской государственный университет, кафедра психологии, Госкомитет РФ и ВО, Тверь, 1995 г.
  22. Я. А. Пономарев  «Психология творчества» Издательство «Наука Москва»  1976 г.
  23. http://azps.ru/articles/creat/creat16.html - Фазы творческого процесса
  24. http://azps.ru/articles/creat/creat18.html - Структурная схема творческой деятельности
  25. http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html - тест Гилфорда
  26. http://liceumubint.narod.ru/lider4.htm - тест Дэвиса
  27. http://vocabulary.ru/?rub=8 Национальная психологическая энциклопедия >> интериоризация

 

Приложение 1

 

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону

1) Подготовка. Осуществляется  накопление знаний, совершенствование  мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период  умственного отдыха, при этом  творец отвлекается от решения  сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают  новые идеи, возможно видоизменение  существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы  до конца. На этом этапе производится  обобщение результатов творческой  деятельности и ее оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание  новых технических идей, нового  принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной  модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное  воплощение реализации.

5) Этап предметного  и относительно завершенного  воплощения идеи, проблемы или  изобретения в новом техническом  объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину

1) Осознание, постановка  и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа  решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая  гипотеза, идея изобретения или  замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие  найденного принципа. Теоретическая,  конструкторская и технологическая проработка этого принципа.

4) Практическая проверка  гипотезы, реализация изобретения  или замысла, объективизация художественного произведения.

 

 

Приложение 2

 

1. Субтест 1.

Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для  испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Время выполнения субтеста - 3 мин.

2. Субтест 2.

Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для  испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

3. Субтест 3 (б) Модификация  для детей 9—15 лет

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для  испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: "Веселый мальчик смотрит кинофильм". А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.

4.Субтест 4

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова "книга". Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

 

Приложение 3

 

11 КЛАСС

оригинальные:

ракетка, домик, клубника, колобок, елочная игрушка, круги использованы как ладони и ступни животного, под названием "отморозень", булава, сумоист, лук, стиральная машина, Спанч-Боб, тарелка, ракета, трансформатор человеческого настроения, нечто, под названием "контекест", магнитная лента, улитка, инь-янь, кусок сыра, тарелка, идея презерватива, 5 рублей, компас, улитка

неоригинальные:

Солнце, мордочки, чебурашки, глаза, часы, пуговицы, танки, велосипеды, машины, гусеницы, фрукты, очки, цветы, леденцы, мороженное, гири, снеговики, мячи, светофор, кольцо, гантели

10 КЛАСС

оригинальные: луна, колесо, шарик, круг, окошко, вишенка, домик, дерева, инь-янь, яблочный пирог, браслет, олимпийские кольца, цифры, 1 рубль, чайник, зонт, рыбка, глобус, Би Лайн, стрекоза, мишень, игральный кубик, клоуны, просто абстракция, синий круг, камень, сказка, гусеница, целые картинки, лепесток, бублик, светофор, круг с радиусом, окно.

неоригинальные: цветы, облака, человечки, мордочки, яблоки, мячи, очки, животные, фрукты, машины, велосипеды, кольцо.

9 КЛАСС

оригинальные: круг, на который  не хватило времени (пустой), унитаз, колесо, ладонь, шар для боулинга, колокольчик, круглая кирпичная стена, самолет, аквариум, птица в очках, карета, олимпийские кольца, уходящие в перспективу трубы, Сатурн, атомы, анархия, пальма (с яблоками), танк, глаз, Спанч-Боб, руки-ноги, целые картинки, стрекоза, дерево с яблоками, дружба, торт, букет, инь-янь, хрюша - Нюша

неоригинальные: мордочки, светофоры, гусеницы, солнце, мячи, машины, велосипеды, цветы, очки, снеговики

8 КЛАСС

оригинальные: БТР, очки с треснутым стеклом, бинокль, молекулы и атомы, пирог, комета, одуванчик, капли дождя, игральный кубик, гиря, подводная лодка, тарелка, юла, поросенок, улитка, леденец, резинка для волос, мишень, слива, стол с тарелками, щеки

неоригинальные: цветочки, солнце, морды, снеговики, велосипед, облако, машина, светофор, шарики, мячи, колеса.

7 КЛАСС

оригинальные: клубок, паутинка, теннисный мяч, гусеница, яблочный рай, кассета, вишни, апельсин, заяц , гипнотизер, кролик, Пушкарева, часы,

ленточный механизм, магнитофон, телефон на базе, болгарка по дереву, мальчик Вася, человек в черном, стакан, чашка, обезьяна, круги- уши, лампочка, мензурка

неоригинальные: очки, глаза, люди, цветы, солнце, колеса, велосипед, мяч, Земля, рожи, облака

 

 

Приложение 4

 

11 КЛАСС

оригинальные:

Волосатая макака стала  какать.

Венгерский микроб скривил  крышку.

Верка-Сердючка может станцевать кан-кан.

Вас мы сейчас кокнем, Вот  маньяк снимает кафтан.

Вот мочится симпатичная  кошка.

Вы моете синий кроссовок ( свою крысу).

Властелин малый сейчас крутой. Война миров с казахами.

Вылезло мохнатое существо, карабкаясь.

Веселый мотор скоро крякнется.

Виват молодцам Стрелецкого  колхоза!

Валентина – моя сестра – козлиха.

Вампиры меньше сосут  крови. Выше Москвы стоит Киев.

неоригинальные, часто  используемые слова: веселый, мама, самый, классный, вчера, Вася, Ваня, великий, могучий, кино, Маша, каша, машина, вот, Виталик, высокий, волосатый, сидит, смотрит, кошка, кушать, съела, мыться, Минск, Москва, волосы, вышел, вместе, Катя,

10 КЛАСС

оригинальные:

Возле моста случился кошмар.

В метро свалилась  крыша.

Внимательный малыш  смотрит кузнечиков.

Вижу маленького сонного  котенка.

Валенок Миша супер качок.

Вот моя старая кастрюля.

Вася мешает синюю краску.

Вова мыл садовую  капусту.

неоригинальные: магазин, мама, море, сестра, красиво, вчера, Вася, моя, спросила, кар, ворон, купить, вокруг, меня, комары, кошка, маленький, кушать, веселый, вы, мне, кино, мир, коллега, высокий.

9 КЛАСС

оригинальные:

Весна, милые скейтбордисты  катаются.

Веселый мальчик сикает! Куда?

Ветер морозит санки Кирилла.

ВАЗ – машин супер  класс.

Вылил молоко с коктейлем.

Ваш мозг сломал киноэкран.

Вагон макулатуры съехал куда-то.

Великая, могучая, старая Казань.

Ваня – мальчик  с косой. Вини – Пух меняет себе крышу.

Волосы мартышки свисают  клочьями.

Вижу малый спутник  Криптона!

Вините меня, сами козлы!

неоригинальные: веселый, мальчик, сказал, сделал, вместе, море, мир, мы, мыл, свой, кошка, каша, съел, магазин, красивый, вечером, Москва, самая, Вася, Ваня.

8 КЛАСС

оригинальные:

Ваня мыл стул Кости.

Веселый медведь сосет  кашу.

Володя милее самого красавца.

Весельчак Миша сажает картошку.

Володя- мой сверстник, кузен.

Вика меняет стул Коли.

Владимир может в  сено кинуть.

Возле Миши скакал кенгуру.

Вы можете служить  капитаном. Валериана, метнувшаяся с крыши.

неоригинальные: мама, смотрит, кино, веселый, каникулы, мальчик, солнце, весна, телевизор, съела, вместе, мы, класс, сказал, вы, мог, сегодня, вчера, кошка, маленький.

7 КЛАСС

оригинальные:

Валерий, Михаил, Сергей – коллеги.

Вам Марго сказал крикнуть.

В море скакали кузнечики. В Москве скоро Кинотавр.

Восемь маленький сарай  клюют.

В Минске снег кружиться.

В мире случаются катаклизмы.

Высуши мой синий корсет.

неоригинальные: веселая, мама, смотрит, кино, Катя, спрашивали, Маша, вчера, съела, мальчик, сидит, кот, скажут, Москва, ваша, магазин, сосиски, сегодня, крикнуть, машина, киоск, Витя, Маша, Вова, Ваня, Вика.

1 Л.С. Выготский Название: Психология искусства Издательство: Москва "Искусство" Год:1965 г

2 Диагностика креативности. Е. Торренса. Методическое руководство г. 1998

3 Я. А. Пономарев  «Психология творчества» Издательство «Наука Москва»  1976 г.


Информация о работе Особенности творческого мышления и креативность