Особенности характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

Содержание

1. Проблема способностей и одаренности в психологии индивидуальных различий……..…………3
2. Таблица сравнения типологий Э. Кречмера и У.Шелдона.…………………………………..……11
3.Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы (младшие школьники) ………………………………………………………………………………………………13
4. Эссе «Происхождение моего характера»…………………………………………………...............16
5.Словарь основных понятий …………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по дифференц.псих..docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

Упорство и  целеустремленность четко проявлялись с ранних лет. Летние каникулы я очень любила проводить у дедушки с бабушкой  в деревне, и мы с дедушкой ходили в лес собирать чернику. Мне было очень важно насобирать  полное ведерко, не смотря на то, что кусали комары или начинался дождь. Тогда я могла в полной мере насладиться результатом. В школьные годы,  как пример своего упорства и самостоятельности, для того чтобы подтянуть учебные оценки по истории (мне не очень нравилась история) я просыпалась в 5 утра а то и 4 и учила. В итоге по окончании школы получила грамоту за успешное изучение истории. А также поступление в университет, при самостоятельной подготовке, через 10 лет после школы. Тест на целеустремленность показал, что иногда я могу не доводить дело до конца и отвлекаться на альтернативы и соблазны.

Диагностика  акцентуации характера по К.Леонгарду  показала выраженную к меня акцентуацию характера по эмотивному типу, такие люди  как я предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

Исследование  темперамента по Айзенку  показало мою интровертность. Интроверт обращен в себя. Все самое важное в его жизни происходит у него внутри. Это не значит, что он не видит окружающего мира, просто ему он уделяет куда меньше внимания, чем миру внутреннему. Это не эгоцентризм, а скорее обособленность, замкнутость на себя самого. Его мир — это мир его переживаний, чувств и мыслей. Туда он уходит, чтобы восстановить силы после столкновения с внешней реальностью. Мир снаружи приносит ему больше испытаний, чем радости. Зато свой внутренний мир, свое убежище, он знает, как свои пять пальцев. В своем лучшем проявлении, интроверты — уравновешенные спокойные люди, которые смотрят вглубь вещей. Интроверты спокойны, вдумчивы, рассудительны — их время течет неторопливо. Интроверты — хорошие стратеги. Они видят ситуацию глубже, дальше и глобальнее.

Таким образом, диагностика только подтвердила мои особенности.

 

 

5.Словарь основных  понятий.

Индивид - (от лат. individuum - неделимое)  — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Классификация -(от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, расскладываю) – систематизация соподчиненных понятий (классов, обьектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами обьектов. К. может осуществляться и по формальнологическому принципу (например, алфавитно-предметные указатели и т.д.).

Шкала - инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

Близнецовый метод - сравнение психологических особенностей монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Б.м. предназначен для выявления влияния наследственности и среды на изучаемое психическое явление.

Свойства нервной системы - устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.

Подвижность нервной системы переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости.

Сила нервной системы - свойство нервной системы. выдерживать длительные и большие нагрузки.

Уравновешенность нервной системы - одно из основных свойств нервной системы, выражающее соотношение между нервными процессами: возбуждением и торможением.

Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмоциональность свойство темперамента человека, характеризующееся силой его эмоциональных реакций на те или иные жизненные обстоятельства.

Корреляционный анализ - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.

Клинический метод - общий термин для обозначения всех методов и процедуры диагностики, классификации и лечения заболеваний и других расстройств. 

- подход к изучению психологических явлений (бессистемный, также как и нормальный), основанный на индивидуальном, интуитивном, субъективном анализе. 

- метод сбора данных, основанный на кзазиестественном общении в ходе которого экспериментатор предлагает клиенту какой-то объект или задачу или задает вопросы.

Метод поперечных срезов - исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента.

Метод продольных срезов - длительное, на протяжении многих лет исследование группы испытуемых одного возраста с помощью наблюдения или эксперимента. См. Лонгитюд.

Метод тестов - один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.

Факторный анализ (factor analysis) Ф. а. - общее название для совокупности статистических методов, предназначенных для установления главных измерений или факторов, лежащих в основе связей между большим количеством переменных.

Эксперимент —(происходит от лат. experimentum - проба, опыт) проведение исследования в условиях  заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые ( actual ) исследования, так и их мысленные образцы ( standards ).

Эксперимент метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения.

Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека.

 Низшая нервная деятельность - функционирование подкорковых образований и спинного мозга, обеспечивающее приспособление животных и человека к изменениям окружающей среды (внешней и внутренней) на основе безусловных рефлексов и инстинктов.

Общая активность - одна из сфер проявления темперамента. Определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой - физической и социальной. По этому параметру можно быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Поведение (англ. behavior, behaviour) -извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Метод (науки) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Функциональные  асимметрии - совокупность признаков неравенства функций   между правым и левым полушариями головного мозга человека.

Функциональная  асимметрия мозга — это сложное свойствo мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики

Эмпирические методы психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений (реальное взаимо действие субъекта и объекта исследования ).К ним относят: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психического развития людей на различных этапах.

Моторная активность - это сложная иерархически организованная, многоуровневая и многокомпонентная система, yровни которой различны по характеру элементов и по характеру их обусловленности разноуровневыми индивидуальными свойствами. В ее структуру входят компоненты четырех уровней: первый - телесная конституция, физическое развитие; второй - физическая подготовленность; третий - психомоторика; четвертый - эмоционально-личностные факторы.

 Профиль латеральной организации мозга — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.

Межполушарная организация  мозга – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на особенностях функционирования  и взаимодействия полушарий мозга. Различают три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Структурный компонент  индивидуальности – это одно из системообразующих свойств многоуровневой структуры индивидуальности .

Клинико - феноменологический метод - целостный, системный анализ изучаемого явления  при активном субъектно-объектным взаимодействием с необходимость вчувствования, проникновения, интуитивного постижения объекта исследования  но, при отделении своих переживаний от переживаний исследуемого.

Задачи психологии индивидуальных различий как науки включают изучение источников вариабельности измеряемых признаков, анализ группового распределения признаков, изучение особенностей образования типов в различных типологиях.

Висцеротония  (лат. viscera - внутренности, греч. tonos - напряжение, ударение) - один из трёх компонентов темперамента, принятых в конституциональной теории Шелдона присущий Эндоморфу. Висцеротония характеризуется следующими чертами:

Расслабленность в позах и движениях; любовь к физическому комфорту; замедленная реакция;

любовь к еде; обобществление, социализация процесса еды; получение удовольствия от процесса пищеварения; любовь к вежливому обхождению; стремление к общению; неразборчивость в выборе друзей; жадное стремление к расположению и поддержке; ориентация на людей; эмоциональная уравновешенность; терпение; удовлетворенность собой; крепкий сон; отсутствие уверенности в характере; простота, уравновешенность чувственных связей, висцеротоническая экстраверсия; расслабление и стремление к общению под воздействием алкоголя; потребность в чьем-либо участии при возникновении проблем; ориентация на связи, приобретенные в детстве, и семью.

   Шизотимический темперамент характеризуется замкнутостью, склонностью колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрямством, малоподатливостью к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. Имеет астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении.

           Циклотимический темперамент  представляет собой противоположность шизотимика. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному синдрому (психозу).

Конституция человека (конституция организма) — объединяет несколько групп свойств — морфологических, биохимических, физиологических, — кои в совокупности, но при ведущем влиянии свойств системы нервной, составляют основу и механизм темперамента.

Соматотип - буквально означающий «тип телосложения», этот термин чаще всего использовался в контексте устаревшей конституционной теории, в которой телосложение человека и тип личности связывались с предрасположенностью к психическим заболеваниям.

Соматотония  – один из конституциональных типов темперамента, относится к лицам с высокоразвитыми физическими способностями (то есть с относительно более развитым опорно-двигательным аппаратом).

Телосложенне (лат. habitus) - совокупность соматических признаков, определяющих строение тела. Представляет интерес в сопоставлении с особенностями характера.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Информация о работе Особенности характера