Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.
1. Проблема способностей и одаренности в психологии индивидуальных различий……..…………3
2. Таблица сравнения типологий Э. Кречмера и У.Шелдона.…………………………………..……11
3.Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы (младшие школьники) ………………………………………………………………………………………………13
4. Эссе «Происхождение моего характера»…………………………………………………...............16
5.Словарь основных понятий …………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………………………………………29
Церебротония – один из трёх классических компонентов темперамента, принятых в конституциональной теории.
Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Характер (греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.
Психопатия - патология характера - неадекватное развитие его эмоционально-волевых черт, при коей у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в среде социальной. Группа болезней психических, проявляемых в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие.
Характера черта – поведенческая черта. Обычно описывается как образованная из ряда элементов или отдельных сторон одной поведенческой модели или психосоматической реакции. Число черт характера, установленное в характерологии, варьирует от 10 до 16. Их сочетания представлены множеством характерологических типов, общая численность которых, согласно данным литературы, превышает 30.
Этиология (греч. aitia - причина, logos - учение, наука). 1. Учение о причинах болезней; 2. Происхождение, причина болезни, патологического состояния.
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Личности тип - конкретный способ организации разноплановых личностных качеств в целостную, устойчивую, определённую и относительно автономную функциональную структуру. Существует, как предполагается, определённые типы личности, которые поддаются идентификации и классификации. Данный подход заимствован, повидимому, из классической характерологии, в которой принято различать определённые характерологические типы. Некоторые исследователи категорически не согласны с правомерностью такой аналогии.
Уровень развития личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.
Экзопсихика - согласно А. Ф. Лазурскому - совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни.
Эндопсихика - согласно А. Ф. Лазурскому - совокупность внутренних психических и психофизических функций: темперамент, характер, умственная одаренность и пр.
Измерение - в психологии - выявление количественных характеристик изучаемых явлений психических. Измерения вводятся на рубеже XIX-XX вв. как следствие общего для всех наук экспериментальных стремления к использованию методов математических. В широком смысле измерение - особая процедура, посредством коей числа (или хотя бы порядковые величины) приписываются вещам по определенным правилам.
Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Коэффициент интеллекта (IQ) - Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Психометрия (психометрика) - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы измерений психологических. Первоначальное значение термина - измерение временных характеристик процессов психических; ныне под психометрией часто понимается весь круг вопросов, связанных с измерением в психологии.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.
Шкала - инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений.
Бессознательное - термин, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
Биоэнергетика - в психотерапии термином Б. обозначается группа разнообразных психотерапевтических подходов, школ самосовершенствования и целительства, предполагающих наличие особой энергетической субстанции - биологической энергии. В биоэнергетических концепциях психотерапии психологическая проблематика объясняется различными нарушениями энергетического обмена организма - концентрацией, недостатком или перераспределением, перемещением энергии и т. п.
Интраверсия (лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).
Либидо (от лат. libido - влечение, желание, стремление) - половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.
Оно (Ид) - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда (-> психоанализ, фрейдизм) - особая психологическая инстанция, целиком бессознательные желания и влечения.
Ориентация характера - Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, имеющих плодотворные либо неплодотворные ориентации.
Плодотворность - это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить. Плодотворность предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.
Сверх-Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) - одна из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.
Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики - это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Эдипов комплекс (oedipus complex) Э. к. - фундаментальное понятие психоаналитической теории личности, разраб. Фрейдом. Происхождение термина связано с именем древнегреческого мифологического персонажа, который - не ведая что творит, - убил своего отца и женился на своей матери.. Э. к. у мальчика состоит из парного набора аттитюдов к обоим родителям: а) сильная любовь и сильное желание, испытываемые мальчиком по отношению матери, сочетается у него с сильной ревностью и гневом, испытываемым по отношению к отцу (этот набор аттитюдов обычно сильнее следующего); б) сильная привязанность к отцу в сочетании с ревностью к матери. Этот набор аттитюдов возникает вследствие врожденной бисексуальности чел. (в силу чего мальчик ведет себя иногда как девочка) и может, в случае необычайно сильной конституциональной склонности к феминности, стать господствующим. Вполне возможно, что Э. к. - это самое сильное эмоциональное переживание в жизни чел., ибо он включает все характеристики подлинной любовной связи: взрывы страсти, приступы ревности и нестерпимое томление. Отец становится соперником, к-рого нужно уничтожить, чтобы сын мог наслаждался безраздельным обладанием матерью.
Экстраверсия (лат. extra - вне, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
Я - инстанция, которую Фрейд в своей второй теории психического аппарата отличает от Оно и от Сверх-Я. С точки зрения топики, Я зависит как от требований Оно, так и от императивов Сверх-Я и запросов реальности. Хотя Я и выступает посредником, защищающим интересы личности в целом, его самостоятельность лишь относительна. С точки зрения динамики, Я представляет собой прежде всего защитный полюс в невротическом конфликте.
Список использованной литературы
1.Ананьев Б.Г. Строение характера// Психология индивидуальных различий. Тесты –М 1982.
2. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы в изучении индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал 1995.Т.16.№1.
3.ЕгороваМ.С. Психология индивидуальных различий.- М.: Планета детей.1997.
4.Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.,1995.
5.Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.М.,2000.
6.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология ЛГУ,1996.
7.Краткий психологический словарь. - М.; 1985
8.Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.
9.Психология личности : тесты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.МГУ ,1982г.