Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы и на основе этого анализа обосновать положения об особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
2. Изучить эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей.
3. На основе анализа результатов проведенного тестирования выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей
Введение ………………………………………………………………..…………3
Глава 1. теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования ……………………………………………………………………5
1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни современного челове-ка…………………………………………………………………………..5
1.2. Роль семьи в развитии личности …………………………………..9
1.3. Характеристика юношеского возраста……………………………12
1.4. Выводы……………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интел-лекта у девушек из полных и не полных семей……………………………...22
2.1 Описание методов исследова-ния………………………………….22
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………25
2.3. Выводы………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32
Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.
У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.[27]
Так как ребенок растет и развивается в первую очередь в семье, то все основные модели поведения в обществе он берет из семьи. В частности, умение управлять своими эмоциями у ребенка основывается на примере того, как это делают его родители. Ознакомившись с работами А.С. Макаренко, можно подчеркнуть, что наиболее полное и всестороннее развитие личности происходит только в полной семье. Ребенок пропускает все наблюдаемое в семье через себя, применяя это в дальнейшем в своей взрослой жизни. Первое, что выделяет полную семью как наиболее благоприятную среду для развития личности, это эмоциональное взаимоотношение между родителями. Если ребенок растет с одной матерью, то он не видит примера простраивания взаимоотношений с противоположным полом. У него отсутствует ощущение полноты и целостности. Это в свою очередь влияет на формирование у ребенка навыка взаимодействия с окружающими людьми.
Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.[28]
Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Если во взаимоотношения с супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку не чего будет взять и вынести из своей школы семейной жизни.
Юность — возраст
специфической эмоциональной
Психолог А.В. Толстых пишет, что юность по своей природе оптимистична: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, трудится над утверждением своего человеческого предназначения, и хотя он сталкивается с трудностями на этом пути, они все же не кажутся еще непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности, как правило, кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, освоения все новых и новых возможностей. По его словам, цель юношества заключается в реализации возможностей саморазвития. [27]
На этой стадии развития молодой человек должен стремиться быть творческой личностью в конкретных ситуациях общения, научиться строить свои социальные отношения по-взрослому. Имеется много форм взрослого бытия, каждая из которых предоставляет свои возможности ее освоения; их выбор и реализация составляют индивидуальное многообразие линий развития.
"Стратегия жизни
разных людей, - отмечает К.А. Абульханова-
Для студенческой молодежи зависимое положение фазы юности искусственно продлевается более длительными сроками обучения. То обстоятельство, что юношеские люди с опозданием могут занять ответственный пост со всеми его трудностями, надеждами и опасениями, означает более позднее включение в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.
В житейских представлениях
людей возраст молодости
В молодости происходит выравнивание отдельных сфер личности. А.В.Толстых [27] отмечает, что без качественных скачков, без известной неравномерности не обходится ни одно развитие. Все дело лишь в том, что в молодости "несовпадение во времени" неизбежно должно ослабляться, организовываться в гармонию неповторимой индивидуальности, особой личности.
Б. Ливехуд [15]указывает, что в юношеские годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы - возникает собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной жизни как особой задаче, и не только знание, но и конкретный опыт о начале и конце жизни, о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Юношеские люди чрезвычайно экспансивны в социальной сфере и в межличностных отношениях: у них широкий круг общения, они легко входят в различные сообщества и группы. Юноши легко знакомятся, устанавливают контакты, завязывают дружбу.
Как отмечается в отечественных психологических исследованиях, для возрастного периода 18-22 лет свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот период наиболее интенсивно развиваются память и мышление. Как отмечает С.Д. Смирнов[24], преобладающее значение в познавательной деятельности молодых людей начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности [24]. При сопоставлении особенностей развития памяти у студентов и работающих молодых людей оказалось, что все процессы памяти в студенческой группе отличаются более высокими показателями развития. Наибольшие различия обнаруживаются в долговременной памяти[25].
Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное со бытие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами.
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант».
Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской.
В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.
Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Однако они всегда являют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой моральной направленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а счастье представляет собой не только объективные достижения человека, но и определенные его яркие переживания, ценные сами по себе.
В свое время было установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой.
Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.
Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности:
1. Альтруистический тип. Лицам,
принадлежащим к этому типу, важно
не просто сознание, что их
деятельность полезна людям.
2.Коммуникативный тип. Как
3.Праксический тип.
Данный тип эмоциональной
4. Гностический тип.
Наиболее привлекательной
5.Романтический тип. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которого я переживаю). Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она, же рождает и смелых путешественников, и ученых, которые пролагают новые пути в науке. Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Подростков с романтическим типом эмоциональной направленности чаще всего удается выявить по их безудержному увлечению приключенческой литературой.
6.Пугнический тип.
Название этого типа общей
эмоциональной направленности
7.Эстетический тип. Люди, относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство
прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного — вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть,задумчивость. Как и все другие типы общей эмоциональной направленности людей, эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.
Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей