Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 06:45, автореферат

Краткое описание

В течение многовековой истории народы традиционного Китая были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до н. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и морали носили характер нравоучительной заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству в реальном мире. Даосизм обращал китайцев на превыспренность. Китаизированный буддизм закаляет дух человека.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЛОЖКА АВТОРЕФЕРАТА.55.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Этническая идентичность включает ряд самоидентификаций; большинство  исследователей особый акцент делают на культурных аспектах этнической идентичности (Б.Е. Винер, С.А. Баклушинский и Н.Г. Орлова). С точки зрения Н.М.Лебедевой, этническая идентичность — часть социальной идентичности. Н.М.Лебедева как и многие другие исследователи отмечает, что позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.

Компоненты этнической идентичности — этноним, язык, территория, религия, этнические стереотипы, историческое прошлое, обычаи, традиции, ценности и другие этнодифференцирующие признаки специально обсуждались в работах Б.Ф. Поршнева, а так же П.И. Пучкова, Н.Н. Чебоксарова, И.А. Чебоксаровой, М.П. Мчедлова, А.Н. Бабилаева, М.Э. Когана. А.В. Сухарев в свою очередь показал, что в современной культурно-исторической ситуации, в условиях системного кризиса «цивилизованного мира» лавинообразно нарастают информационно- психологические воздействия, которые оказывают стрессогенные влияния на психику. Детерминанты этнического самосознания бесконечны, должно определить этнос как устойчивой в своем существовании группы людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко).

Как показал анализ специальной  литературы, в работах российских ученых признаются разные типы этнического  самосознания. Г.М. Андреева, В.А. Лайвина, Н.М.Лебедева обсуждают этноцентризм, отражающий призму своей культуры. В.Ю.Хотинец выделяет этнонегативизм, этноэлиминацию, этнонигилизм, выражающие негативное отношение к своей общности.

В последнее время  специально исследуется проблема межэтнической  толерантности. А.Г.Асмолов рассматривает  толерантное сознание через контекст историко-эволюционное понимания: толерантность рассматривается как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе. С.К. Бондырева, А.П. Садохин уделяют специальное внимание изучению феномена толерантности в сфере межэтнических отношений. В.С.Собкин подчеркивает, что феномены толерантности неразрывно связаны с идентичностью и самоидентификацией: на оппозициях «мы-они», «свое-чужое», «я-ты» и обнаруживают себя толерантный и интолерантный типы отношений.

В работах российских ученых исследуется национализм  как тип этнического самосознания. В исследованиях Г.Гусейнова, Л.Г. Ионина особое внимание уделялось проблеме национализма (этнического фанатизма, центризма), претендующего на приоритет своей национальной культуры перед другими, на тотальное господство в массовом сознании. Фашизм — крайний случай национализма обсуждается в исследованиях Г.Г. Дилигенского, А. Мельвиля, А.Н. Савельева, Э. Хоффера А.К. Михальской.

Проблему межэтнических  взаимодействий в западной науке изучают в течение более двух столетий. В XX столетии эта проблема изучалась как в рамках известных школ, так и через контекст возникающих социальных проблем.

Бихевиористы считают, что реальный конфликт интересов  между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы.

Психоаналитики объясняют  социальное поведение человека интрапсихическими  факторами. Идея З. Фрейда о неизбежности враждебного отношения к аутгруппам прочно вошла в теоретические  построения исследователей межгруппового взаимодействия не только психоаналитической ориентации, но и других научных школ.

В аспекте психоанализа западными учеными исследуется  расизм. Х. Морген, К.Б. Маддокс выделяют это понятие с учетом очевидных  физических признаков. М. Веркиэтен с позиции когнитивной психологии определяет расизм как сходный тип эссенциализма, определяющего неразрывную связь этничности с культурой. П.Шееперс, М. Дишбердс, М. Коендерс предполагают этнический эксклюзионизм (этническое соревнование) в контексте неравного отношения к мигрантам.

В отношении миграционных процессов существует много мнений. Дж. Берри и его коллеги разработали  концепцию аккультурации, создав модели ее стратегий, поведенческих сдвигов, а также аккультурационного стресса и адаптации. А.Ричмонд, в свою очередь, полагает, что ограничение потока мигрантов ведет к глобальному апартеиду. В контексте социальной идентичности предполагается, что аутгрупповая враждебность, или межгрупповая дискриминация, возможны и без объективного конфликта интересов.

В диссертации представлен  подробный анализ большого числа  российских и западных исследований проблемы этнического самосознания на материалах народов мира.

Для нас стала ориентиром теоретическая работа В.С. Мухиной, направленная на обсуждение феноменологической сущности личности в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций.

Особое место среди  теоретических исследований этнического  самосознания личности занимает концепция  самосознания В.С.Мухиной, позволяющая  выявить особенности структурных звеньев самосознания личности в зависимости от этнокультурного контекста. Согласно данному подходу, структурные звенья самосознания личности представляют собой совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, они формируются внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность. Основными условиями развития феноменов структурных звеньев самосознания являются реальности существования человека (предметный мир, образно-знаковая система, природная реальность, и социальное пространство), которые обсуждаются через контекст культурно-исторического развития, а так же реальность внутреннего пространства личности — ее самосознание.

Обсуждаются особенности  структурных звеньев самосознания [1 — имя собственное; 2 — притязания на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее и будущее); 5— социальное пространство (права и обязанности)] через контекст этнического самосознания.

В рамках научной  школы В.С.Мухиной проводились многочисленные исследования, направленные на изучение особенностей этнического самосознания, этнической идентичности, межэтнического взаимодействия и межэтнической адаптации (М.Т. Буркет-Бельтран,1980;  Эспиноса.О.Мендес, 1985;  А.М. Кушнир,1988; Л.И.Алексеева,1994; А.А.Иванова,2001; К.А.Тимошенко,1996; Ж.В.Топоркова,1996; З.И.Айгумова,1997; Т.А.Талалуева,1997; З.М. Гаджимуратова, 1998; Ле Куанг Шон, 1998;  Т.Ц. Дугарова,1999;  Е.П. Тимофеева, 2000; С.М. Павлов, 2001; И.А. Шолохов, 2002; М.А. Варданян, 2004;  Е.В.Афонасенко, 2004; О.В. Калиниченко, 2004; Шино Дж.Н., 2006 и др.). В этих и других работах собран и проанализирован уникальный материал, отражающий особенности этнического самосознания народов СССР, России, Азии, Африки и Латинской Америки, и показывающий общее и особенное у разных этносов.

Отдельно нами представлен  анализ этнического самосознания китайцев в контексте исследований китайских, европейских и российских научных  работ.

Китайские ученые показали, что в процессе многовековой истории конфуцианство, даосизм и буддизм положили основу самосознания китайцев (Цюань Гун)1. Конфуцианство призывало китайцев к самореализации и самосовершенствованию в реальной действительности; даосизм дал китайцам мечту о вечной жизни, о чудесном тихом райском месте, где не нужна активная жизненная позиция; буддизм направлял внимание китайцев на то, что душа попадет в рай и дух достигнет высшей цели (Цзян Ван, Сяогуан Бао)2. В недавнее историческое время произошли новые события: создание КНР, уничтожение «Банды четырёх» определили новое общественное самосознание китайцев (Дафан Го)3. В XX и XXI веках идеи «осуществление модернизации социалистического Китая» Мао Цзэдуна, «строительство социализма с китайскими особенностями» Дэн Сяопина придали современным китайцам видение развития Китая как великой державы (Сянъиан Синь, Чжиюн Иан)4.

Показано, что  ментальность китайцев конструируют вошедшие в их плоть и кровь, укоренившиеся  в веках традиции образа мыслей, ценностных ориентаций, а так же бытования, ритуалы и др. Традиционные китайские ритуалы «Ли» подчинили китайцев единым общественным нормам. Моральные ценности «Сяодао» (почтение) определяли почтение китайцев к родителям, долг и обязанности перед родителями, перед государством. Кланоцентризм ориентировал китайцев на коллективистские интересы, подчинение главе семьи и клана (Чжиюн Иан)5. И сейчас эти факторы не потеряли своего значения, они организуют самосознание китайцев.

Этническое  самосознание китайских эмигрантов признается в работах Дэбинь Ли, Фан Ши, Лин Гао6. По их мнению, в течение ста лет китайские эмигранты испытывали напряжённое отношение со стороны коренных граждан в США, Канаде, Австралии и т. д. Сегодня китайцы постепенно влились в главное течение жизни стран, где они проживают в течение ряда поколений. В процессе аккультурации национальное самосознание, национальное чувство, национальный характер зарубежных китайцев неизбежно изменялись. До второй мировой войны старое поколение китайских эмигрантов считало себя гостями в странах эмиграции: в их сознании Китай был вечной первой родиной. После второй мировой войны эта идея утратила актуальность. Типы аккультурации китайцев-эмигрантов в США в работе Лижуйфан Сун рассматриваются весьма многообразно: одни китайцы считают США своей родиной; другие одновременно используют два типа культуры; третьи создают новую культуру на основе объединения китайской и западной культуры; четвертые сохраняют традиционные китайские ориентации на ценности 7.                 

В настоящее  время в связи с новыми тенденциями в Китае китайские специалисты проявляют интерес к этническому самосознанию китайской  учащейся молодежи за рубежом.

Этническое  самосознание современных китайских  студентов, по мнению Нин Фан, Бинцюань Ван, Лицзюнь Ма, Шаоюй Ван, Сигуан Ли, развивается в тех же тенденциях: ориентации на перспективы Китая, на глобализацию экономики и культуры, на отношения между Западом и Китаем, и т. д.8

Аккультурация китайских студентов за рубежом  изучается Си Чэн. Согласно его исследованиям, трудности аккультурации китайских студентов прежде всего заключаются в общении. Хотя китайцы достаточно быстро сливаются с титульным этносом, они не могут свободно вмешиваться в культуру другой страны. Китайские студенты-эмигранты, обучающиеся в США, переживают свою чужеродность и социальное изгойничество. Непреодолимый барьер аккультурации заставляет их жить в кругу своих соотечественников. Аккультурация китайских учащихся за границей может быть классифицирована на три типа: 1. Слепое поклонение западной культуре; 2. Интеграция западной культуры (направление, условно называемое «банан», то есть, человек внешне выглядит как китаец, а его внутренне он уже западный человек); 3.Упорное отстаивание культурной отечественной традиции (направление, условно называемое «камень», означает отказ от ассимиляции)9.

Относительно аккультурации  китайских студентов-эмигрантов в  России Лю Ши специально указывает, что  они испытали трудности в адаптации, но проявили интерес к русской  культуре 10.

Российские  исследователи менталитета китайцев внесли свою лепту в изучение этого вопроса. Этническое самосознание китайцев изучали Крюкова, Л.С. Васильев, А.И. Кобзев, О.Н. Борох, О.С. Тихонов, Г. Розман.

Немало внимания уделялось  этническому самосознанию китайцев-эмигрантов европейскими и русскими востоковедами В. Бeнeт-Maртинез, Дж. Лю, Ф. Ли, Е.С. Соболевой, А.Г. Лариным. Согласно их исследованиям, китайцы-эмигранты сочетали ориентации на две культуры. Отношение китайской учащейся молодежи за рубежом к своей национальной принадлежности специально изучалось в исследовании М.Л. Титаренко. По его мнению, любой китаец, где бы он ни жил, добившись выдающегося успеха в той или иной области, проникается самоуважением лишь тогда, когда его личное достижение будет признано на его исторической родине. Мы полагаем, что это частное мнение М.Л.Титаренко. Китайцы как и всякие иные представители рода человеческого испытывают удовлетворение, если они признаны коллегами по профессии.

В свою очередь, в исследованиях А.А. Хвостова и Е.В. Афонасенко обсуждаются моральные ценностные ориентации современных китайцев. Ими было показано принципиальное различие в ориентациях на моральные ценности китайцев и русских, что подтверждает принципиальные различия в ментальности.

Исследования, как китайских, так европейских и российских специалистов показали, что этническое самосознание китайцев в настоящее время разительно изменяется. Китайцы, сохраняя традиционный менталитет, проявляют интерес к интеграции в мировые культуры.

Проведенный анализ материалов особенностей современного менталитета китайцев, полученных из научных и эмпирических зарубежных и китайских источников, дал нам основания сформулировать гипотезы и обосновать методы исследования.

Во  второй главе, — «Методы и анализ результатов изучения психологических особенностей этнического самосознания китайцев», — описываются и обосновываются методы, применяемые в нашем исследовании, обсуждаются результаты проведенных данных.

Нами были использованы следующие методы:

1 —  Проективный метод депривации  структурных звеньев самосознания

В основании  метода лежит концепция структуры  самосознания В.С. Мухиной, согласно которой  развитие личности осуществляется через  идентификацию с именем, притязания на признание, половую идентификацию, бытие в психологическом времени, бытие в социальном пространстве (права и обязанности).

Выделяется  две формы реагирования в ситуации фрустрации: первая — направленная на преодоление фрустрации, характеризующаяся  поиском выхода за рамки ситуации фрустрации — высшая позитивная форма  социального реагирования и вторая—фиксированная на ситуации фрустрации форма поведения.

Информация о работе Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая