Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 06:45, автореферат
В течение многовековой истории народы традиционного Китая были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до н. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и морали носили характер нравоучительной заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству в реальном мире. Даосизм обращал китайцев на превыспренность. Китаизированный буддизм закаляет дух человека.
На основе выделенных двух форм реагирования и их вариантов можно рассмотреть пять типов реакций в ситуации фрустрации.
Толерантные реакции
1.Адекватно-лояльного типа поведения – высшая позитивная форма социально-нормативного реагирования;
2.Неадекватный лояльного, фиксированного на фрустрации тип поведения – социально неразвитая (адаптивная) позитивная форма реагирования;
Агрессивные реакции
3.Адекватно-нелояльного, фиксированного на фрустрации типа реагирования – негативная нормативная форма поведения;
Избегающие реакции
4.Игнорирующие реакции,
адекватно-нелояльного,
5.Пассивный тип поведения – невключенный тип поведения – социально-неразвитая, неадаптивная форма реагирования на фрустрацию.
Данный метод позволяет выявить типы поведения, типичные для взаимодействия с представителями своего и другого этноса. Применение сравнительного метода обработки данных позволило выявить этническую толерантность, проявляются в изменении типов поведения при внутриэтническом и межэтническом взаимодействии и гендерные особенности поведения. Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась посредством применения статистических критериев.
2 — Экспресс-диагностика аккультурации межэтнического отношения
Межэтнические отношения, возникающие в условиях межэтнической и глобальной аккультурации, исследовались методом, предложенным В.С. Мухиной в качестве экспресс диагностики.
Модель основана на наблюдении того, что в мультикультурном обществе индивиды и группы должны противостоять двум важным посылкам. Одна относится к поддержанию и развитию этнического своеобразия индивида в обществе; нужно решить, является ли собственная культурная идентичность и традиции ценностью для индивида, и нужно ли их сохранять. Другая посылка относится к желанию индивида контактировать с другими этносами; нужно решить для себя, являются ли отношения с более крупным этническим сообществом ценным, и следует ли их налаживать. Это, в сущности, вопрос аттитьюдов и ценностей, ответ на которой можно получить, используя непрерывную шкалу позитивного и негативного значения. Для концептуальных целей использовались дихотомичные значения («да» и «нет»), сознавая, таким образом, четырехступенчатую модель. Каждая ступень в этой классификации рассматривается как аккультурационная опция (одновременно стратегия и последствие) для индивидов и групп в этнических плюралистических обществах. Это следующие опции: Ассимиляция, Интеграция, Сепарация и Маргинальзация.
Обработка результатов осуществляется через посредство критерия Х2.
3— Метод
исследования «идеальных
В нашей работе использован метод исследования «идеальных личных качеств», разработанный А.А. Хвостовым.
Метод оформлен в двух вариантах: 1.Каким Вы представляете себе достойного мужчину (какие формы поведения, поступки и характеристики ему должны быть присущи)? Каким, наоборот, достойный мужчина быть не должен? 2. Какой Вы представляете себе достойную женщину?
Всего было включено 90 вопросов, которые выражают дескриптор поведения. Каждый фактор был представлен несколькими вопросами, при этом были репрезентированы оба полюса поведения. И в то же время, учитывать те добродетели и пороки, которые сформулированы в мировых религиях, в концепциях выдающихся мыслителей.
Описание в форме поведения было обусловлено поступком человека и нравственным действием, рядом жизненных целей. И вопросы формулировались таким образом, чтобы максимально избежать описания в обобщенных чертах типа «сдержан». Даже некоторые вопросы определяют не столько внешние формы поведения, сколько отношение к действительности.
4 — Метод включенного наблюдения
Метод включённого наблюдения в качестве дополнительного метода используется в нашем исследовании.
Метод включённого наблюдения представляет собой способ изучения социальной реальности, предполагающий включение исследователя в жизнь изучаемой группы и участие в ней в течение достаточно продолжительного времени с последующим предоставлением отчёта о наблюдении. Цель метода состоит в получении наиболее достоверной информации, недоступной или искажаемой при использовании других методов исследования. Основным преимуществом включённого наблюдения является его гибкость, так как исследователь не устанавливает жёстких рамок в отношении того, что собирается.
Нами получены следующие результаты изучения психологических особенностей этнического самосознания китайцев.
1 — Результаты
изучения этнического
Результаты
изучения этнического самосознания
проективным методом депривации
структурных звеньев
Толерантный тип поведения
Китайские юноши в Китае и России обнаружили тенденции толерантных реакций. Китайские юноши в России показывают более высокую толерантность, чем в Китае, как к преподавателям, так и к сверстникам своего этноса (См.: табл. 1 и 2).
Китайские девушки в Китае и России обнаружили тенденции толерантных реакций. Китайские девушки в России показывают более высокую толерантность, чем в Китае, как к преподавателям своего этноса, так и к сверстникам (См.: табл. 3 и 4).
Агрессивный тип поведения
Китайские юноши в Китае и России обнаружили готовность к агрессии в отношении как к своему, так и к русскому этносу. При этом китайские юноши в Китае, проявляют значительно более высокую агрессивность к сверстникам как своего, так и русского этноса, чем китайские юноши в России.
Китайские девушки в Китае и в России проявляют мало отличающуюся агрессивность к сверстникам как своего этноса, так и русского этноса, у китайских девушек в России агрессивность снижается. Но у китайских девушек в России агрессивность к преподавателям несколько повышается, чем у китайских девушек в Китае.
Избегающий тип поведения
Этот тип реагирования в целом не является доминирующим. Китайская молодежь чаще демонстрируют избегающее отношение к преподавателям русского этноса, чем к преподавателям своего этноса.
Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у китайских юношей Китая
на представителей своего и русского этносов (в %)
№ серии |
Фрустрирующие |
Тип реакции* |
||||||||
персонажи |
№ Серии | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма | |||||
1 серия |
Китайцы |
27,33 |
33,67 |
22,33 |
7,33 |
9,33 |
100 |
1 | ||
(преподаватель) |
Русские |
32,67 |
26,67 |
22,67 |
14,00 |
4,00 |
100 |
4 | ||
2 серия |
Китайцы |
27,33 |
35,00 |
13,33 |
11,33 |
13,00 |
100 |
2 | ||
(родители) |
||||||||||
3 серия |
Китайцы |
8,33 |
9,67 |
62,67 |
2,33 |
17,00 |
100 |
3 | ||
(сверстники) |
Русские |
11,33 |
8,00 |
66,00 |
5,00 |
9,67 |
100 |
5 |
*Тип реакции: 1 – адекватный лояльный; 2 – неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный);
4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 – пассивный.
Анализ сопоставления серий по критерию Х2: Серии 1:4 – различия достоверны на 1% уровне значимости;
Серии 3:5 – различия достоверны на 5% уровне значимости; Серии 1:2 – различия достоверны на 5% уровне значимости.
Таблица 2
Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у китайских юношей в России
на представителей своего и русского этносов (в %)
№ серии |
Фрустрирующие |
Тип реакции* |
||||||||
персонажи |
№ | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма |
Серии | ||||
1 серия |
Китайцы |
39,00 |
32,00 |
17,33 |
6,00 |
5,67 |
100 |
1 | ||
(преподаватель) |
Русские |
33,67 |
27,67 |
23,00 |
13,33 |
2,33 |
100 |
4 | ||
2 серия |
Китайцы |
23,00 |
40,00 |
13,33 |
12,00 |
11,67 |
100 |
2 | ||
(родители) |
||||||||||
3 серия |
Китайцы |
14,67 |
19,00 |
46,67 |
5,33 |
14,33 |
100 |
3 | ||
(сверстники) |
Русские |
11,00 |
14,33 |
50,00 |
7,67 |
17,00 |
100 |
5 |
*Тип реакции: 1 – адекватный лояльный; 2 – неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный);
4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 – пассивный.
Анализ сопоставления серий по критерию Х2: Серии 1:4 – различия достоверны на 1% уровне значимости;
серии 3:5 – различий нет; серии 1:2 – различия достоверны на 0,1% уровне значимости.
Таблица 3
Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у китайских девушек Китая
на представителей своего и русского этносов (в %)
№ серии |
Фрустрирующие |
Тип реакции* |
||||||||
персонажи |
№ | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма |
Серии | ||||
1 серия |
Китайцы |
37,67 |
29,00 |
11,67 |
7,00 |
14,67 |
100 |
1 | ||
(преподаватель) |
Русские |
35,33 |
27,33 |
16,00 |
13,33 |
8,00 |
100 |
4 | ||
2 серия |
Китайцы |
37,67 |
29,33 |
13,67 |
9,67 |
9,67 |
100 |
2 | ||
(родители) |
||||||||||
3 серия |
Китайцы |
17,00 |
7,67 |
57,33 |
5,67 |
12,33 |
100 |
3 | ||
(сверстники) |
Русские |
21,67 |
10,33 |
51,33 |
7,00 |
9,67 |
100 |
5 |
*Тип реакции: 1 – адекватный лояльный; 2 – неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный);
4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 – пассивный.
Анализ сопоставления серий по критерию Х2: Серии 1:4 – различия достоверны на 1% уровне значимости; серии 3:5 – различий нет; серии 1:2 – различий нет.
Информация о работе Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая