Отечественная психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются:
- изучение психологии управления как науки,
- рассмотрение особенностей её становления и развития в России.
Объект: психология управления
Предмет: история отечественной психологии управления
Гипотеза: Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие и становление психологии управления как науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Психология управления как наука…………………………............3
1.1 Определение понятия психология управления……………..……3
1.2 Психология управления и её предмет изучения …………...........4
1.3 Место психологии в процессе управления. ……………..............9
Глава 2. Отечественная психология управления…………………...............11
2.1 История отечественной психологии управления…….…………11
2.2 Вклад отечественных ученых в развитие и становление
психологии управления…………………………………………..17
2.3 Современные тенденции развития науки психологии
управления……………………………………………..………...21
Выводы…..…………………………………………………………....…….26
Литература………………………………………………………….…...........29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Проблема психологического воздействия, мы считаем, выступает  как стержневая, «результирующая» проблема в психологии и одновременно как  системообразующая категория, которая  во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями), прикладной потенциал, общественное лицо психологической науки, связанное  с дееспособностью выявленных в  ней законов, их применимостью к  социальной практике. Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Если конкретизировать это положение, то по отношению к психологическим эффектам воспитательного процесса, в частности, необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые бы способствовали всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, способствовали бы раскрытию ее творческого ядра и потенциалов постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения.

Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что  далеко не всякое воздействие может  оказывать позитивное влияние. Основные проблемы обучения и воспитания в современной школе и семье как раз и связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у педагогов знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного соучастия в этом процессе [6,c. 41].

Выводы по второй главе:

Таким образом, в данной главе  мы изучили историю отечественной психологии управления, определили вклад отечественных ученых в развитие и становление психологии управления, а так же изучили современные тенденции развития науки психологии управления.

 

 

 

 

 

 

Выводы

Тема курсовой работы «История отечественной психологии управления».

В ней были рассмотрены  следующие вопросы:

1. Психология управления и её предмет изучения

2. Место психологии в  процессе управления

3. История отечественной  психологии управления          

4. Вклад отечественных  ученых в развитие и становление  психологии управления

5. Современные тенденции  развития науки психологии управления

Психология управления является отраслью психологии, изучающей управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления. Предметом психологии управления является комплекс психологических отношений. В предмет изучения входит проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии, традиционные психологические явления, социально психологические отношения, механизмы. 
         В настоящее время в практической психологии разработаны формы и методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности работы организации.

Интенсивное развитие в конце XIX - в начале XX ст. психологии, социологии, теории управления, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, обусловили необходимость оформления психологии управления как самостоятельной научной дисциплины в нашей стране.

В многочисленных работах  по научной организации труда (труды  А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20--30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский.

Психология управления имеет  два основных источника своего возникновения  и развития:

- потребности практики,

- потребности развития психологической науки.

Что касается истории психологии управления, то на рубеже ХХ и XXI веков она переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий.

Идеи научного управления в условиях нового общественного  строя и социалистической системы  хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Амосов, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. 

В отечественной  науке концепцию научной организации  труда развивал А.К. Гастев. 

На данный момент психология управления, с одной стороны, должна направлять свои усилия на исследование организационных факторов, активизирующих профессиональную деятельность людей, а, с другой - исследовать те стороны  «человеческого фактора», которые оказывают  существенное влияние на функционирование организации как определенного  социального института.

Таким образом, чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.

Считаю, что с поставленными задачами справилась и тему курсовой работы раскрыла полностью.

Литература

1. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров.-М., 1986

2. Афанасьев В.Г. Человек  в управлении обществом.- М.- С. 58

3.  Витке Н.А. Научная организация управления//«Научная организация техники управления». - М.- 1924

4. Генов Филипп Психология  управления. - М.-Прогресс.-1982.

5. Китов А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления // «Вопросы психологии».-1977

6. Ковалев Г. А. - Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии.- С.41

7. Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов.// Краткий именной справочник. - М.-1990.- С. 191-197

8. Ломов Б.Ф., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Актуальные проблемы психологии управления. – М.- 1977.- С. 2

9. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии.-1998.-№3.

10.  Розанова В. А.  Парадоксы и противоречия управления // Управление персоналом.-1998.-№1

11. Рощин С.К. Некоторые методологические проблемы психологии организации и управления на Западе. В кн.: «Методология и методы социальной психологии». - М.-1977.- С. 231—232

12. Самоукина Н.В Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологиии.-1997.-№4.

13. Словарь. М. Управление социалистическим производством //(Организация. Экономика): Словарь. - М.-1983.- С. 316

14. Стрельбицкий С.Д. Администратор.- Харьков.-1923

15. Тихомиров Ю.А. Управленческие решения. М.-1972

Ссылки на электронные  ресурсы

15. Краткая история психологии управления [Электронный ресурс]. Режим доступа http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLG/PSIH_UPR/UMK_DO/

LEK/L1/3.htm, 9.12.13.

 

 


Информация о работе Отечественная психология управления