Отечественные исследования в психогенетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

С особенностями запоминания связаны особенности вос­приятия и осмысливания детьми различного учебного ма­териала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь­ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические форму­лы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут бы­стро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то за­помнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздра­жают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать

Содержание

Введение 2
Этапы развития психогенетики 3
Евгеническое движение 4
История близнецовых исследований 5
Основные направления исследований отечественных ученых с начала 70-хгодов по настоящее время 6
Заключение 7
Список литературы 8

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика реферат.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение                                                                                                                       2

Этапы развития психогенетики                                                                                  3                                                                                            

Евгеническое  движение                                                                                              4

История близнецовых  исследований                                                                         5

Основные направления  исследований отечественных ученых с начала 70-хгодов по настоящее время                                                                                                     6

Заключение                                                                                                                   7

 

Список литературы                                                                                                      8

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Она решает вопрос о происхождении  человеческой индивидуальности, о существовании  «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном  влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых. Из

Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения  прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических  особенностей ребенка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание  экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий. Все вышесказанное, указывает на актуальность данной темы реферата.

Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют вопросы, касающиеся характеристик распределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость.

Генетика поведения человека сравнительно недавно сложилась  как самостоятельная научная  дисциплина, и тем не менее она имеет свою богатую предысторию, тесно переплетенную с развитием генетики человека. История генетики достаточно подробно описана, поэтому целью и задачей данного реферата будет рассмотрение только тех событий, непосредственно с которыми связанно со становление генетики поведения как самостоятельной науки в России.

Тема реферата: «Отечественные исследования в психогенетике»

Реферат состоит из введения, четырех параграфов, заключения и  библиографии.

 

 

Этапы развития психогенетики

 

Теория эволюции Ч.Дарвина - один из истоков генетики поведения  человека. Появление эволюционной теории дало толчок к исследованию феномена наследственности, поскольку в основе механизма эволюции лежат изменчивость, наследственность и естественный отбор. Появление теории эволюции привлекло  внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку он играет существенную роль в эволюционном процессе.

В истории развития генетики поведения человека можно, конечно  достаточно условно, выделить четыре основных периода:

1) Зарождение генетики  поведения человека. Огромную роль  на этом этапе развития генетики  поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.

2). Становление генетики  поведения человека как самостоятельной  научной дисциплины. Этот этап  характеризуется созданием концепции  множественных факторов, которая  объединила подходы генетиков  и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям.

3). Этап накопления эмпирического  материала. На этом этапе были  разработаны достаточно надежные  методы идентификации зиготности близнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала.

С 1960 года, с момента создания «Ассоциации генетики поведения» можно  начинать отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных  психологических признаков. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения  для изучения среды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования.

 

 

Евгеническое  движение

19 ноября 1921 года в Институте  экспериментальной биологии прошло  первое заседание российского  научного евгенического общества. На этом заседании председателем  общества был избран выдающийся  биолог Н.К.Кольцов. В дальнейшем  в работе общества принимали  участие не только биологи,  медики, но и представители других  наук, в том числе и психологи.  На 20-м заседании общества в  феврале 1922 года он выступил  с докладом «Значение Гальтона для современной научной психологии», а в марте им был сделан доклад на тему «Проблема культуры талантов (роль наследственности и воспитания)». Г.И.Челпанов был далеко не единственным психологом, принимавшим участие в работе Русского евгенического общества. Так, в 1923 году с докладом «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении» на заседании общества выступал А.П.Нечаев, несколько позже - Г.И.Россолимо с докладом «Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей». Своими главными задачами Русское Евгеническое общество считало:

1) изучение законов наследственной  передачи разных свойств, как  нормальных, так и патологических;

2) установление наследственных  различий по нормальным и патологическим  свойствам разных профессиональных  и социальных типов;

3) исследование экзогенных  и эндогенных влияний, определяющих  развитие признака;

4) изучение плодовитости  тех или иных типов.

Для решения этих задач  Русское Евгеническое общество предполагало организовать сбор массовых статистических данных по строго методически обоснованным и одноообразным схемам. План посемейного евгенического обследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейный лист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородных типических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист и семейно-родословную таблицу.

В 1922 году в Москве Н.К.Кольцовым  был основан «Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение. Всего успело выйти 7 томов (1922 - 1930) журнала. Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел  при Институте экспериментальной  биологии. Н.К.Кольцов достаточно широко понимал задачи евгеники и включал  в нее не только составление генеалогий, но и географию болезней, витальную  статистику, социальную гигиену, генетику психических особенностей человека, типов наследования цвета глаз, волос  и т.д. В эти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовал Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике».

Евгеническое движение в  СССР просуществовало недолго, поскольку  цели движения расходились с официальной  идеологией. К 1930 году евгеника в СССР прекратила свое существ

История близнецовых  исследований

Первые публикации близнецовых  исследований в России относятся  к началу 1900-х годов. Однако систематические исследования близнецов начались только в 1929 году в Медико-биологическом институте (в 1935 году он был переименован в Медико-генетический инсти. В 1928г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в Медико-генетический институт им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно научный подход к генетике ч-ка вообще его психологических особенностей в частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк и другие частные главы генетики, способна обогатить Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с генеалогическим и статистическим. Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» - от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию признаки. Такая работа началась в 1929г.

Близнецовым исследованиям  анатомии, физиологии, патологии и  психологии полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934г. основные результаты работы были опубликованы в 1936 в четвертом  томе «Трудов», теперь уже Медико-генетического  института им. Горького. судя по данным, содержащимся в частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных метода: клинико-гениалогический, патологический, близнецовый, и соответственно три основных области исследований: патология. Биология и психология.

Эти суммировавшие  и обозначавшие перспективу работы Левита существенно отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в России.

В экспериментальных  исследованиях наиболее систематических  и психологически содержательных было два:

1. Начатое А.Р.Лурия – целью было выяснение тренируемости комбинаторных функций ребенка, влияние их тренировки на другие психические процессы, устойчивость полученных эффектов.

2. работа М.С.Лебединского, это первая отечественная работа  с определенным психологическим  контекстом, содержащая анализ и  общей методологии, и конкретных  методов психологического исследования. Здесь обзор проведенных к  тому времени близнецовых исследований. Продемонстрированы все ограничения  близнецового метода вообще и  применительно к психологическим  признакам в частности.

Работа Лебединского вместе с другими работами, был  очень хорошим началом содержательных психогенетических исследований в  России. Трагические 30-е оборвали их на многие годы, и второе дыхание  генетика поведения получила в нашей  стране только в конце 60-х.

Основные направления  исследований отечественных ученых с начала 70-хгодов по настоящее время

Восстановление систематических  исследований по психогенетике можно датировать концом 1972г. тогда в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М.Теплов, а после его смерти – В.Д.Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально – психологических и психофизиологических различий. Практически все исследования, проводимые в лаборатории в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения о врожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы, лежащих в основе. В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов, а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен.

В первые годы в центре внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы.  В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС, а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен (Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В., 1984).

Информация о работе Отечественные исследования в психогенетике