Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:16, курсовая работа
В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.
Введение
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
1.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
1.2 Различия отцовства и материнства
1.3 Роль отца в развитии ребенка
1.4 Структура феномена отцовства
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Описание методов и методик исследования
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Выводы к главе 2
Заключение
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
ГАОУ СПО РБ Стерлитамакский медицинский колледж
Курсовая работа
По дисциплине: Психология
Тема: Отцовство как психологический феномен
Руководитель: Сидорова Н.Ф.
Содержание
Введение
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
1.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
1.2 Различия отцовства и материнства
1.3 Роль отца в развитии ребенка
1.4 Структура феномена отцовства
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Описание методов и методик исследования
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В настоящее время существует
огромное количество
Нам показалось, что будет интересно узнать, как с развитием и взрослением ребёнка изменяются забота и осознанность родительства у отца, проследить во время какого возрастного периода ребенка забота и осознанность родительства отца наиболее высока, а во время какого периода – на низком уровне.
В исследовании принимали участие 45 мужчин:
Цель настоящей работы – выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность родительства.
Объектом исследования является отцовство как психологический феномен.
Предмет данного исследования – забота и осознанность родительства отцов разновозрастных детей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
основные теоретические
2. Подобрать диагностический
инструментарий для изучения
особенностей становления и
3. Исследовать особенности
развития заботы и
Гипотеза исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.
Для изучения самосознания подростков были выбраны следующие методики:
Исследование проводилось на базе Мелеузовского молочно-консервного комбината.
Сначала был подготовлен диагностический материал. Далее он был роздан сотрудникам, на следующий день мы собрали бланки с ответами.
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
1.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
Работы социологов и историков
по отцовству говорят о том,
что отцовство — по существу,
социальное явление. Каждое поколение
формирует свой культурный
На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей считали себя принадлежащими к общине как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Поэтому говорить об отцовстве в современном понимании этого термина не приходится.
В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.
Даже во времена античности забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. Например, по данным Ш. Барта в Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.
Раннее христианство привнесло изменения в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позже, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль — священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в двенадцатом-тринадцатом веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в четырнадцатом веке церковь начинает почитать материнство и позднее - отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.
Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось, во-первых, из-за высокой смертности и высокой рождаемости — холодное отношение к смерти детей — своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто. Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца — главы семьи — находились в зависимости и жена, и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком.
В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого веков дето центристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании и семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях, экономические трудности доводили людей до полного отрицания нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д. В восемнадцатом веке мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет . Девятнадцатый век привнес юридические изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство. Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах .
1.2 Различия отцовства и материнства
Изучая данный вопрос, мы обнаружили,
что работ по изучению
Вообще как материнство, так и отцовство являются составляющими такого феномена как родительство. И если эти два понятия разделили, следовательно, стоит разобраться, в чем их различие.
Одним из первых, кто четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он описал как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка потому, что он просто есть, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь, как требует того материнское начало, которое представлено в личности женщины. Любовь отца, напротив основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание — главным грехом, расплата за который — лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять.
Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.
Многие ученые же предполагают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями.
Одной из первых исследовательниц, заявивших, что материнского инстинкта не существует, а само материнство является не более чем искусственным изобретением человечества, была Э. Бадинтер. Проведя исторический анализ изменчивости материнского отношения в период с XVII по XX в. в своей книге «Любовь в дополнение: история материнской любви», автор приходит к выводу, что материнский инстинкт — это миф.
Некоторые исследования показали, что в процессе «становления отца» еще в период беременности партнерши в организме мужчины, как и женщины, происходят гормональные изменения. В течение всего периода беременности у мужчины - будущего отца — понижается уровень тестостерона в крови .
Эти и многие другие исследования подтверждают, что отец может заботиться о ребенке так же хорошо, как и мать, и что здесь нет никаких генетических различий. Кроме того, во многих исследованиях прослеживается тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения.
1.3 Pоль отца в развитии ребенка
По результатам
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения .
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.