Отцовство как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Содержание

Введение
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
1.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
1.2 Различия отцовства и материнства
1.3 Роль отца в развитии ребенка
1.4 Структура феномена отцовства
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Описание методов и методик исследования
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Выводы к главе 2
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 Результаты опросника «Мера заботы»

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 группа

7ч (46.7%)

8ч (53.3%)

0ч (0%)

2 группа

2ч (13.3%)

13ч (86.7%)

0ч (0%)

3 группа

2ч (13.3%)

13ч (86.7%)

0ч (0%)


 

Проанализировав результаты опросника «Мера заботы», мы можем отметить следующее.

Во-первых, ни в одной из групп испытуемых нет мужчин с низким уровнем заботы. Это хороший результат.

Во-вторых, если посмотреть на результаты второй и третьей групп, то можно увидеть, что разницы между ними нет. А вот что касается первой группы, то явно видно, что тут больше мужчин с высоким уровнем заботы.

Таким образом, мы можем сказать, что у мужчин имеющих ребенка в возрасте до трех лет, уровень заботы выше, чем в двух других группах испытуемых. Это говорит о том, что количество отцов, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, у которых высокий уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до одиннадцати лет.

Тогда мы можем предположить, что с взрослением ребенка мера заботы о нем у отцов уменьшается.

Следует отметить, что высокий уровень заботы говорит о том, что такую семью, вероятнее всего, можно назвать дето центристской. То есть интересы ребенка - главный мотив родительского поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

Средний уровень заботы. Ребенку в такой семье не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку родители уделяют ему достаточное, но не чрезмерное внимание.

Низкий уровень заботы говорит нам о том, что родители явно недооценивают себя как воспитателя, слишком полагаются на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают внимание родителей от ребенка.

Учитывая тот факт, что низкий уровень заботы не встретился ни в одной из групп, можно предположить, что пока ребенок находится в возрасте до трех лет, у большинства отцов присутствует чрезмерная забота и опека. Но с взрослением ребенка она приходит в норму.

Выводы к главе 2:

Итак, мы исследовали два компонента родительства в трех группах испытуемых.

Первая группа – мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

Вторая группа – мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет;

Третья группа – мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет.

Для диагностики уровня заботы мы использовали опросник «Мера заботы». Для диагностики осознанности родительства мы взяли опросник «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой.

Мы провели методику «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой. Результаты исследования показали, что различий в осознании родительства между первой, второй и третьей группами испытуемых не наблюдается. То есть, уровень осознанности родительства в каждой из групп высокий, что говорит о том, что уровень осознанности не зависит от возраста ребенка.

Далее мы исследовали меру заботы. Полученные данные мы обработали.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что в группе испытуемых с ребенком до трех лет высокий уровень заботы проявляется гораздо чаще, чем во второй и в третьей группах, где дети в возрасте от трех до семи лет и от семи до одиннадцати лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Психология отцовства — одна  из наиболее интересных и в  то же время наименее исследованных  областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу.

Целью нашего исследования было – выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность родительства. Для достижения данной цели мы поставили перед собой ряд задач.

Задача №1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отцовства.

Большинство исследований отцовства проводилось и проводится в рамках детской психологии с изучением влияния отца на развитие личности ребенка (Минияров В.М., 2005; Молоховская О.В., 2005). При этом изучается специфика влияния определенного поведения отца, выполняемых им функций и действий, на развитие личности ребенка. Например, по мнению W.L. Doherty (Doherty W.L., 1993), формирующаяся в США основа обсуждения проблемы отцовства отражает потребности ребенка в определенном минимуме предсказуемости, заботы, исходящей от отца и матери, так же как и в экономической безопасности и взаимодействии предпочтительно любящих отношениях между родителями (Hetherington Parke, 1993).

Кроме того, по его мнению, определенные потребности детей изменяются с их развитием, с более высоким уровнем физической заботы родителей, требующейся в период младенчества, тогда как когда дети становятся подростками, от родителей требуется больше умения разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, главное основание исследования и пропаганды ответственного отцовства — потребности детей.

Рассматривая феномен отцовства в рамках истории, в своей диссертации О.Г. Калина отмечает, что во всех рассмотренных ею обществах (первобытном, западном, восточном, латинском, американском и российском) изменение социокультурной ситуации может способствовать трансформации позиции отца в семье — от полного подчинения его воле до игнорирования и пренебрежения им.

Ряд исследователей полагают, что принципиальных различий в родительском уходе за ребенком между мужчиной и женщиной может и не быть, особенно в том, что касается операционально-технической стороны родительского отношения (забота и уход — кормление ребенка, переодевание, укачивание, обучение навыкам).

Тем не менее, отец играет существенную роль в развитии ребенка, равно (но не тождественно) как и любой другой значимый в жизни ребенка близкий взрослый человек. И, скорее всего, невозможно для всех мужчин обозначить какую-то одну, специфичную только для отцовства роль в развитии и воспитании ребенка, принципиально отличную от материнской.

Еще один вывод касается того, что индивидуальные свойства отцов, такие, как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональности и др., влияют на развитие ребенка в меньшей степени, чем характер взаимоотношений между ними и их детьми. Хотя следует признать, что сам характер взаимоотношений, которые строит отец со своим ребенком, зависит от индивидуальных особенностей личности мужчины.

Задача №2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей становления и изменения у отцов таких качеств как забота и осознанность родительства.

Мы исследовали меру заботы отцов по отношению к своим детям и осознание родительства. Для этого мы использовали две методики: опросник «Мера заботы» и опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой.

Задача №3. Исследовать особенности развития заботы и осознанности родительства у отцов разновозрастных детей.

В ходе исследования таких компонентов отцовства как осознание родительства и мера заботы, мы выявили следующие особенности:

    1. По результатам исследования осознания родительства в трех группах испытуемых мы пришли к следующему выводу: по уровню осознания родительства во всех трех группах различий не обнаружено. Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень осознания родительства не зависит от возраста ребенка.
    2. Также мы изучили меру заботы в этих же трех группах испытуемых. Для начала мы сравнили по результаты по частоте встречаемости высокого уровня заботы. Мы получили следующие данные: в первой группе (отцы, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) отцы с высоким уровнем заботы встречаются чаще, чем во второй и третьей группах. Существенной разницы между мерой заботы испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, и испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет (по встречаемости высокого уровня) не наблюдается.

Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашей работы достигнута.

Гипотеза данного исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.

По результатам исследования наша гипотеза не подтвердилась.

Уровень заботы действительно изменяется с взрослением ребенка, но не в сторону увеличения, а наоборот. Что же касается осознания родительства, то тут изменений не наблюдается, то есть, можно сказать, что уровень осознанности родительства не зависит от возраста ребенка.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – С. 26-42. (1)
  2. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55. (5)
  3. Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  4. Захарова Ю.С. Психологическая готовность к родительству в период ранней взрослости, -М. 2003.
  5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.
  6. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
  7. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004.
  9. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. 2006. № 237–238.
  10. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005
  11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003.

 

 

 

 

Приложение 1

Опросник «Сознательное родительство»  
 
Инструкция: отвечая на вопросы поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который Вам подходит более всего. 
 
1. Стремитесь ли Вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи: 
□ крайне редко; 
□ редко; - иногда; 
□ не всегда; - часто. 
2. Думаю, что в дальнейшем наш ребенок не будет причинять значительного беспокойства: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ скорее согласен; 
□ согласен. 
3. Я смогу все простить своему ребенку: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
4. Понимаете ли Вы свою роль в укреплении семьи: 
□ не задумывался; 
□ не уверен, что могу что-то изменить; 
□ от меня зависит не больше, чем от моей жены; D понимаю; 
□ очень многое в моих силах. 
5. Какую Вам роль лучше удается реализовать в семье (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера. 
6. Как Вы считаете, какую роль лучше удается реализовать Вашей супруге (подчеркните 5 позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника. 
7. Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ради интересов семьи: 
□ мне это сложно; 
□ скорее не смогу; 
□ в определенных ситуациях это возможно; 
□ скорее смогу; 
□ смогу, для меня семья важнее всего. 
8. Нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем: 
□ не согласен, 
□ скорее не согласен, 
□ не уверен, 
□ почти согласен, 
□ согласен, 
9. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
10. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно всегда положиться: 
□ да; 
□ нет. 
11. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своего ребенка:□ не согласен;□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
12. Всегда ли контакты с женой и ребенком/детьми оставляют у Вас приятные переживания: 
□ редко; 
□ чаще нет; 
□ иногда; 
□ чаще да; 
□ почти всегда. 
13. Я уверен в себе как родитель, в своих силах и возможностях: 
□ нет, это неверно для меня; 
□ скорее не согласен; 
□ 50/50; 
□ почти согласен; 
□ да, это верно. 
14. Вы проводите свой досуг вместе со своей семьей: 
□ крайне редко; 
□ нечасто; 
□ иногда; 
□ часто; 
□ практически всегда; 
15. Дети, с которыми у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывают счастливы: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; D согласен; 
16. Я чересчур снисходителен к домашним: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
17. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным: 
□ нет, это неверно; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; D скорее да; 
□ да, это так. 
18. Умеете ли Вы понимать чувства членов своей семьи: 
□ мне это очень сложно; О далеко не всегда; 
□ иногда; 
□ довольно часто; 
□ умею. 
19. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание: 
□ да; 
□ нет. 
20. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка: 
□ почему бы и нет: мать лучше чувствует своего ребенка; 
□ скорее, это справедливо;□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен: воспитывать ребенка должны оба родителя. 
21. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и более детей (подчеркните) 
22. Я готов отдать свое счастье ради счастья своего ребенка: 
□ готов; 
□ скорее да; 
□ не уверен; 
□ скорее нет; 
□ не готов. 
23. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка: 
□ согласен; 
□ скорее согласен; 
□ не уверен; 
□ скорее не согласен; 
□ не согласен. 
24. Я искренен с супругой и ребенком/детьми: 
□ редко; 
□ иногда; 
□ не всегда; 
□ довольно часто; 
□ часто. 
25. Я общаюсь со своей семьей чаще с позиции сотрудничества: 
□ нет; 
□ скорее нет; 
□ не знаю; 
□ скорее да; 
□ да. 
26. Может ли ребенок вызывать у родителей негативные чувства: 
□ нет; 
□ скорее нет; 
□ не уверен; 
□ скорее да; 
□ может. 
27. Считаю себя отзывчивым к призывам о помощи в своей семье: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
28. У Вас возникает иногда желание побыть в одиночестве: 
□ да; 
□ нет.

29. Вам нравится проводить  время в кругу семьи: 
□ очень редко; 
□ чаще нет; 
□ иногда; 
□ чаще да; 
□ нравится. 
30. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
31. Считаю себя компетентным родителем: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
32. Я способен признать свою неправоту в отношениях в семье: 
□ несогласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
33. Я как родитель умею настоять на своем: 
□ почти всегда; 
□ часто; 
□ иногда; 
□ редко; 
□ нет, это мне не свойственно. 
34. Я терпим к недостаткам членов моей семьи: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
35. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать: 
□ согласен; 
□ скорее согласен; 
□ не уверен; 
□ скорее не согласен; 
□ не согласен. 
36. Согласны ли Вы, что даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
37. Любите ли Вы иногда прихвастнуть: 
□ да; 
□ нет. 
38. В семейной жизни для меня важно опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
39. Моя жена и я обычно согласовываем требования к ребенку и оказываем друг другу поддержку в вопросах воспитания: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
40. Можете ли Вы иногда веселиться в компании, не сдерживая себя: 
□ да; 
□ нет. 
41. По своей натуре я доброжелателен: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
42. Родитель должен пользоваться уважением в семье: 
□ не обязательно; 
□ редко; 
□ иногда; 
□ часто; 
□ всегда. 
43. Люблю опекать: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
44. Иногда Вы ведете себя несдержанно: 
□ да; 
□ нет. 
45. Планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме: 
□ согласен; 
□ скорее согласен; 
□ не уверен; 
□ скорее не согласен; 
□ не согласен. 
46. Согласны ли Вы, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это многое облегчает в семье: 
□ не согласен; 
□ скорее не согласен; 
□ не уверен; 
□ почти согласен; 
□ согласен. 
47. Благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе: 
□ нет, работа не менее важна, чем семья; 
□ не уверен; 
□ 50/50; 
□ скорее да; 
□ полностью согласен; 
 
48. В нашей семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей: 
□ согласен; 
□ скорее согласен; 
□ не уверен; 
□ скорее не согласен; 
□ не согласен.

Информация о работе Отцовство как психологический феномен