Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 03:09, практическая работа
Основные цели практики:
1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения треннинговых групп.
2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности.
3. Научиться осознавать своё физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия.
4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления.
5. Развивать терпение, отзывчивость, эмпатию.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1 Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях……….5
1.1 Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе…………………………………………………………..5
1.2 Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования….8
2 Принципы преподавания психологии в школе……………………………….10
3 Когда начинать преподавание психологии в школе?.......................................12
Заключение……………………………………………………………………….14
Глоссарий…………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………...19
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Петропавловск-Камчатский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
2233 – педагогическая практика |
Тема |
Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях |
Фамилия студента |
Соломуха |
Имя студента |
Екатерина |
Отчество студента |
Иосифовна |
№ контракта |
40905100709001 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
Шакирова Ольга Алексеевна, практический психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа №3 (МБДОУ СОШ №3) Усть-камчатского района Камчатской области. |
Направление на практику |
|
Введение…………………………………………………………
Основная
часть…………………………………………………………………
1
Преподавание психологических
1.1
Актуальность преподавания
1.2
Этапы «вхождения» психологии
в практику школьного
2
Принципы преподавания
3
Когда начинать преподавание психологии
в школе?........................
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Практика проходила на базе общеобразовательной средней школы в течение пяти недель 12.01 по 15.02.2012г.
Одним из направлений в учреждении является проведение круглых столов по психологии, чтение лекций по психологической тематике среди учащихся, ведение тренингов и профилактической работы по профилактике наркомании и здорового образа жизни.
Основные цели практики:
1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения треннинговых групп.
2. Научиться применять
3. Научиться осознавать своё
физическое и психическое
4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления.
5. Развивать терпение, отзывчивость, эмпатию.
За время прохождения практики мною было выполнены следующие виды работ:
1. Я ознакомилась с основными видами занятий школьного психолога. (см. Приложение А)
2. Участвовала в работе круглого
стола, посвященного проблемам
3. Участвовала в проведении
4. Подготовила отчет о
Педагогическая практика предназначена для формирования представлений о содержании и специфике профессионального обучения в вузе по специальности «Психология», об основных направлениях, задачах и методах обучения профессиональной деятельности, ориентации обучающихся в реальных условиях, что позволяет активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе на последующих этапах обучения.
1.1 Актуальность преподавания
психологии в современной
В настоящее время психология как научная, так и практическая начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны.
Во всех областях общественной жизни – экономической, производственной, социальной, в области искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны представлена наука психология и активно действуют психологи, реализующие достижения науки в реальной практике.
В наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования.
Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства, оказания помощи в случае необходимости, как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении и понимании проблем обучения, поведения, общения, отношений.
Весьма интенсивно психологи проводят научно-практическую просветительскую работу с взрослыми, справедливо полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания, как в семье, так и в любом образовательном учреждении.
Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, не составляющим, однако, целостного представления о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать реальную помощь детям в понимании сущностных характеристик человеческих способностей, отношений, чувств, смыслов жизни.
Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.
Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в 1789году в Москве в университетской типографии была издана «Краткая психология, или Учение о душе для детей», сочинения Г. Камне.
В 1899году в журнале «Вопросы философии и психологии» была опубликована статья профессора Боборыкина о введении психологии в школьное обучение.
Проблема преподавания психологии в школе не только интенсивно обсуждалась в кругах ученых – психологов и педагогов, но были попытки ее позитивного решения. Так, например, в 1906году психология была введена в общеобразовательный школьный курс. Правда, просуществовала она там недолго, и уже в 1909году психологию исключили из числа школьных учебных предметов в связи с не проработанностью методического курса и отсутствием специально подготовленных преподавателей.
С 1947 по 1958годы поколение бабушек и дедушек, вернее, прабабушек и прадедушек современных молодых людей изучало основы психологии в старших классах по учебнику замечательного отечественного ученого Б.М.Теплова. Борис Михайлович подчеркивал, что психология дает возможность понимать самого себя. А это очень важно для самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.
Дети сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются как красивая метафора, не имеющая отношения ни к себе, ни к реальным окружающим людям.
Могут возразить, что и без изучения психологии в школе многие юноши и девушки знают, что такое психология и стремятся получить психологическое образование в вузе, чтобы потом работать по данной специальности. Действительно, в настоящее время множество институтов, университетов готовят психологов вообще и практических психологов в частности. Но кто и почему идет в психологию, несмотря на большие конкурсы? Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов показывает, что многие из них не знают, что такое психология, идут учиться часто по случайным основаниям – это модно, престижно, интересно. Многие, поступая учиться «на психолога», не знают, что будут делать после окончания вуза, в чем будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как науке.
Поступая на факультеты математические, биологические, географические, юридические, исторические, молодые люди имеют представления об основах наук, которые им предстоит изучать. Психология же для них остается загадкой, которую каждый пытается отгадать по своему, на основе собственных случайных представлений, отрывочных знаний, чьих-то мнений. Отсюда – масса разочарований по мере погружения в науку психологию ее практику.
Вопрос о неподготовленности выпускников школ к высшему психологическому образованию тоже не нов. Об этом писал еще Г.И.Челпанов: «Я, начав свою академическую деятельность в 90-х годах, столкнулся с этим вопросом. В те годы гимназисты поступали в университет с необыкновенно слабым знанием психологии, правильнее сказать: они ничего не знали. Поэтому приходилось преподавать психологию в очень популярной форме. Но делать было нечего, приходилось читать курс элементарный. Нужно было подумать о том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы: как предмет общеобразовательный психология должна иметь место в средней школе»
Мы видим, что на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. Но, несмотря на столь длительную историю завоевания своего места в общем среднем образовании, школьный предмет «Психология» в настоящее время вновь является новым, актуальным и спорным одновременно, требующим разработки как своего научного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей своего предмета.
1.2 Этапы «вхождения»
психологии в практику
Психология, становясь школьным учебным предметом, с необходимостью вступает во взаимодействие с такими педагогическими дисциплинами, как дидактика и методика1
Напомним, что дидактика – это научная дисциплина, которая разрабатывает теорию образования и обучения: определяет общие цели и задачи, содержание образования; исследует вопросы о принципах, методах, организационных формах обучения. Методика обучения (частная дидактика) – это теория обучения отдельному учебному предмету. Каждый учебный предмет имеет свою методику, особенности которой определяются содержанием данного предмета, задачами и условиями его преподавания, возрастными и иными особенностями учащихся.
Что же предшествует введению в общеобразовательную школу учебного предмета по любой научной дисциплине, в том числе и по психологии?
Этому предшествует кропотливая, последовательная и ответственная работа специалистов:
1) обоснование целесообразности знакомства детей с основами данной науки.
2) определение научного
3) построение учебной программы курса: распределение научно-учебного материала по возрастным параллелям.
4) написание учебников, конкретизирующих
содержание психологического
5) определение методов и форм учебной работы по предмету.
6) установление межпредметных
7) обоснование системы
8) создание методических
9)подготовка кадров –
Принципами преподавания психологии в школе являются обще дидактические принципы с учетом специфики предмета «Психология». Приведем несколько принципов.
Принцип научности обучения. «Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость знаний от науки, должно показать ее динамику, исследование в действии» (Л.С.Выготский).
Принцип внутрипредметных связей. Раскрывая и обобщая уже знакомые учащимся по предыдущим годам обучения вопросы на новом, более сложном материале, приводить их в определенную систему знаний.
Принцип межпредметной координации. Этот принцип реализуется в установлении контактов учителя психологии с учителями других школьных дисциплин – литературы, биологии, физиологии, истории – для координации научных знаний по той или иной психологической проблеме, затрагиваемой другими дисциплинами (например, при изучении высшей нервной деятельности, психических процессов, специальных способностей, чувств и межличностных отношений).
Связь теории с практикой. Этот принцип реализуется через применение знаний в решении задач, в практических работах, через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины.
Принцип наглядности. Но следует помнить, что все хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления.