Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 03:09, практическая работа
Основные цели практики:
1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения треннинговых групп.
2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности.
3. Научиться осознавать своё физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия.
4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления.
5. Развивать терпение, отзывчивость, эмпатию.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1 Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях……….5
1.1 Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе…………………………………………………………..5
1.2 Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования….8
2 Принципы преподавания психологии в школе……………………………….10
3 Когда начинать преподавание психологии в школе?.......................................12
Заключение……………………………………………………………………….14
Глоссарий…………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………...19
Принцип развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.
Принцип самостоятельности и активности. Это проявляется в самостоятельности учащихся в добывании знаний, когда ученик делает сам выводы и обобщения, овладевает новыми способами учебной деятельности О понимании учебного материала можно говорить лишь тогда, когда ученики могут свободно и сознательно пользоваться знаниями.
Принцип доступности. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости.
Принцип активного субъект-субъективного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничество).
Поощрение любознательности. Важно на уроке поощрять учащихся задавать вопросы.
Принцип толетарности – принятие любого ребенка, проявления доброжелательности и терпения в работе с ним.
Принцип безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии. (Что означает основу педагогического профессионализма.)
Принцип ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся (учитель не вправе объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации).
Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир – важнейший этический принцип преподавателей данного предмета.
Принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, треннинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога.
В настоящее время уже существует немалое количество учебников и учебных пособий по школьному курсу «Психология. Большинство из них предназначаются для средних и старших классов школы.
Это не совсем верно. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях. Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четко формируется у него представления о своем жизненном пути.
Психология по праву может встать в один ряд с изучением родного языка, математики, природоведения. Именно в начальной школе берет свое начало мировоззрение ребенка, и именно этот возрастной период сензитивен для формирования психологического компонента мировоззрения, включающего в себя понимание человека как активной части реального мира.
Опыт преподавания психологии показывает, что детям интересен и понятен учебный материал по психологии, изложенный в доступной форме.
Наиболее благоприятным, по нашему мнению, возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9-10лет, то есть в третьем-четвертом классах. Дети к этому времени уже умеют читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают сознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих. Но, как и почему зависит, всем ли дано усвоить школьную программу, в чем причины успехов и неудач – на эти вопросы дети не имеют научно обоснованных и понятных им ответов.
В чем же может заключаться целесообразность преподавания психологии в школе? Прежде всего, преподавание такого предмета в школе отвечает интересам современного общества. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизация, демократизация, сотрудничество, диалогизация, толерантность - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, практики обучения и воспитания. Такое образование может стать основой психологической культуры, которой так не достает нашему обществу. Ведь одной из центральных задач практической психологии образования и явилась задача привнесения в систему образования психологической культуры, в контексте которой ребенок является целью, смыслом и основной ценностью вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального статуса.
Практический психолог весьма востребован нашим обществом. Его работа, представляющая собой глубочайшее взаимодействие науки и практики, очень важна, чрезвычайно интересна, но и сложна. Еще великий Н.И.Пирогов отмечал: «В науках прикладных служить истине не так легко. Тут доступ к правде затруднен не одними только научными препятствиями, то есть такими, которые могут быть, и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий, человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают ее нередко вовсе не доступной».
За время прохождения практики (основными целями которой были закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; знакомство со спецификой деятельности детской психологии; формирование мировоззрения, стиля поведения, профессиональной этики), был выполнен ряд задач:
1. Мною были закреплены
2. Установлены научные основы
педагогического
3. Усвоены принципы контроля и оценки знаний обучающихся.
4. Изучены основы дидактики и риторики.
Также мною был освоен ряд практических навыков:
1 Применение выводов и
2. Выступление перед аудиторией.
3. Создание творческой атмосферы во время занятий.
4. Самоконтроль и регуляция.
За время прохождения практики я участвовала во всех мероприятиях Комитета вместе с психологом, проводила в качестве ко-тренера занятия в треннинговой группе, участвовала в работе круглого стола «Жизнь без конфликтов», а также участвовала в проведении лекции «Самосознание в юношеском возрасте».
Все мероприятия помогли мне в развитии коммуникативных, организационных навыков, умению быстро приспосабливаться к незнакомой ситуации, не теряться в присутствии большого числа людей, управлять своими эмоциями и психическим состоянием при работе перед аудиторией.
В качестве рекомендаций и пожеланий по совершенствованию учебной и методической работы психолога было бы целесообразно установить более тесную связь с другими детскими учреждениями: школами, детским приютом. Возможно, важным было бы проведение лекций по социально-психологической тематике для родителей и лиц, их заменяющих, для того, чтобы более полноценно шло сотрудничество.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Дидактика |
это научная дисциплина, которая разрабатывает теорию образования и обучения: определяет общие цели и задачи, содержание образования; исследует вопросы о принципах, методах, организационных форм обучения. |
2. |
Методика обучения (частая дидактика) |
это теория обучения отдельному учебному предмету. |
3. |
Обучение |
представляет собой совместную деятельность учащегося и учителя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами программами. |
4. |
Образование |
процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе |
5. |
Психологическая служба образования |
интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, -- научного, прикладного, практического и организационного |
6. |
Психологическое просвещение |
это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям |
7. |
Психологическая поддержка. |
это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка |
8. |
Психопрофилактика |
это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. |
9. |
Ситуация |
это всегда совокупность ряда обстоятельств, складывающееся или сложившееся положение дел, отношений, определенная обстановка общения или деятельности. |
10. |
Ситуация на уроке |
это совокупность психолого-педагогических обстоятельств, составляющих учебный процесс |
1 |
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997г |
2. |
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 2001г |
3 |
Климов Е.П. Учебник для школы. – М.,1997г |
4 |
Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992г |
5 |
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000г |
6 |
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,2000г |
7 |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2000г |
8 |
Самоукина Н.В.Первые шаги школьного психолога. – Дубна, 2002г |
9 |
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону, 1997г |
10 |
Черникова Т.В. Деловые совещания в школе. – Волгоград, 2005г |
А |
|
Б |
|
1 Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. – М.,1997