Офицер как руководитель педагогического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры представляют ядро человеческого фактора армии. Именно офицеры являются основой морального духа войск. От уровня их подготовки, от способности и готовности к руководству подчиненным личным составом, обучению и воспитанию военнослужащих в определенной роли зависит успех подразделений, частей, соединений.
Целью данной контрольной работы является определение основных педагогических аспектов деятельности офицера как руководителя педагогического коллектива подразделения (части), стилей управления педагогическим коллективом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОФИЦЕР КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………….4
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ)………………………………………………….5
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДИРА, ВОЕННОГО ПЕДАГОГА И МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии труда.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Данный стиль руководства создает в коллективе оптимальную нравственно-психологическую атмосферу. Тогда офицеры, должностные лица, педагоги «болеют» за общее дело, при этом хорошо информированы о ситуации и принятие решений не вызывает кривотолков. Общий морально-психологический климат в коллективе не благоприятствует интригам. Руководитель воспринимается в качестве источника нравственных и групповых норм. Психологическая дистанция между ними и членами коллектива наиболее оптимальна. С одной стороны, она содействует развитию взаимопонимания и чувства ответственности в коллективе, а с другой – обеспечивает взаимное уважение.

При коллегиальном стиле к руководителю предъявляются большие требования. Он должен ясно и четко представлять себе цели и задачи деятельности коллектива, видеть и понимать интересы каждого, а свои требования соответствующим образом обосновывать. Руководитель должен обладать самокритикой, уметь правильно оценивать свою работу, признавать допущенные ошибки и недостатки.

Следует отметить, что формальный, или разрешительный, стиль управления педагогическим коллективом может найти применение в военно-учебном заведении, научно-исследовательском учреждении, так как наиболее приемлем в тех случаях, когда деятельность подчиненных имеет индивидуальный или творческий характер.

Для воинских коллективов, действующих в сложных условиях, данный стиль руководства не является оптимальным. Также отмечается, что разрешительный стиль свойственен руководителям, другим должностным лицам с заниженной самооценкой. Для них характерна повышенная доверчивость к подчиненным, стремление приписывать им значительно больше сознательности и дисциплинированности, чем есть на самом деле. Такой руководитель находится как бы в стороне от коллектива, служба при этом проходит словно сама по себе. Свои распоряжения он отдает обычно в форме уговаривания и просьб. Контроль текущей деятельности чаще всего поверхностный, эпизодический. Подобное руководство может порождать бессистемность в работе. Также в коллективе начинают выделяться лидеры, которые при молчаливом согласии остальных начинают управлять людьми в различных ситуациях. В условиях бесконтрольности они начинают «воспитывать» коллектив по своему усмотрению. Стоит отметить, часто бывают случаи, когда таких лидеров появляется несколько и между ними начинается соперничество, при этом они стремятся привлечь на свою сторону как можно больше членов коллектива.

Наряду с уже выделенными  стилями руководства в психолого-педагогической литературе рассматриваются и такие, как авторитарный (автократический) и демократический. Особенность данных стилей обусловлена преобладанием единоличных и групповых методов воздействия на учебный или воспитательный процессы. Такие стили близки по своим характеристикам директивному и коллегиальному, но различие между ними также довольно существенно. Если директивный и коллегиальный стили связаны с принятием решений, то автократический и демократический определяются реализацией последних.

Автократический стиль – деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции не принимаются в расчет; дела в группе планируются заранее; голос руководства решающий. Демократический стиль – инструкция в форме предложения; товарищеский тон; похвала и порицание – с советами; распоряжения и запреты – с дискуссиями; мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; работа не только предлагается, но и обсуждается. [1, c. 178]

Рассмотренные стили  руководства показывают, с одной  стороны, целесообразность применения для управления педагогическим коллективом демократического стиля, его большое воспитательное значение для становления, профессионального и личностного развития офицерских кадров. Но практика показывает, что часто приходится сталкиваться с автократическим стилем руководства, так как в условиях военной организации он принимается охотнее, легче, нежели демократический. Проще командовать, приказывать, чем по-настоящему организовывать совместную учебно-воспитательную деятельность педагогического коллектива части.

В целом из анализа  стилей руководства можно сделать следующий вывод: искусство управления педагогическим коллективом заключается в своевременном выборе стилей, причем наиболее эффективным надо признать ситуационный, гибкий, динамический стиль, последовательно изменяющийся в зависимости от складывающихся управленческих ситуаций.

Постоянной чертой такого руководства должна быть последовательность (а не метание из одной крайности  в другую): по мере развития коллектива, его сознательности и сплоченности качественно меняются содержание и форма основных стилей руководства – директивности и коллегиальности (так, коллегиально принятое решение становится директивным для каждого исполнителя). Гибкий стиль предполагает оптимальное сочетание в управлении централизации и делегирования ряда своих полномочий (т. е. их передачи руководителем заместителю, другим военнослужащим) при принятии решения, контроле, регулировании или согласовании принятых решений. Следует отметить, что основное направление смены стилей руководства простирается от директивного к коллегиальному, т. е. по линии развития коллектива, а не его консервации, сдерживания или подавления.

Наиболее эффективным является поливариантное управление, в котором сочетаются различные стили. Необходимо также согласовывать их со спецификой конкретной ситуации. Сочетание стиля с направленностью личности на основные аспекты педагогического взаимодействия может характеризовать наиболее вероятные ориентации руководителя:

• ориентация на собственный опыт, лично выработанные позиции и суждения о состоянии дел, сложившейся обстановке, на собственные оценки правильности-неправильности поведения и действий других людей;

• ориентация на коллективное (групповое) мнение, совместно отработанный опыт, на общественные оценки состояния дел и уровня активности (вклада) отдельных участников педагогической деятельности;

• ориентация на уникальность и своеобразие каждой отдельной личности, учет и принятие ее особенностей и характеристик, даже идущих вразрез интересам коллектива, группы;

• ориентация на нормы, регламентирующие документы (приказы, директивы, распоряжения, инструкции), а также на личные указания, поступающие от должностных лиц.

Стиль руководства может  зависеть также еще и от конкретных социально-экономических, исторических условий, национальной психологии, культуры, традиций, обычаев.

Подводя итог рассмотрению особенностей стилей управления педагогическим коллективом подразделения (части), следует отметить, что наибольшее распространение в современных менеджменте, психологии и педагогике управления получила следующая обобщенная классификация стилей:

• демократический (коллегиальный);

• директивный (авторитарный, единоличный);

• попустительствующий (либеральный, анархический, пассивный).

В подготовке руководителей  к эффективному управлению следует учитывать, что стиль здесь определяется прежде всего такими факторами, как тип личности руководителя, уровень его воспитания, накопленный опыт, стадия развития и условия работы коллектива.

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДИРА, ВОЕННОГО ПЕДАГОГА И МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Морально-психологическое  состояние, степень его мотивирующего  и стимулирующего влияния на личность военнослужащего показывают, насколько  эффективна деятельность офицера, руководителя педагогического коллектива, и велика сила его положительного психолого-педагогического воздействия на подчиненных.

Ведущая роль качеств  личности и стиля деятельности командира  как военного педагога в формировании морально-психологического состояния  определяется следующими обстоятельствами:

• командир осуществляет административные функции; от него в той или иной мере зависят подбор кадров, поощрение или наказание членов коллектива, служебный рост, что, естественно, сказывается на самочувствии подчиненного и коллектива в целом;

• в его обязанности также входит организация службы, учебы, военно-профессиональной деятельности, а данный фактор прямо отражается на морально-психологическом состоянии;

• командир выступает в качестве воспитателя для педагогического коллектива части; он должен формировать такие качества у подчиненных, которые обеспечивают активную, дружную и результативную учебно-воспитательную деятельность, что создает положительный настрой у всех. [5, с. 57]

Следует выделить три стадии сплочения коллектива и соответствующие особенности деятельности руководителя:

1. Первая (начальная): формальная внешняя целостность при общей разобщенности. Командир формирует ядро коллектива, что представляет собой активную часть. Стиль работы руководителя – постоянный строгий контроль деятельности подчиненных.

2. Вторая: все члены коллектива еще в значительной степени разобщены. Выделяются отдельные группы подчиненных, по-разному относящиеся к требованиям руководителя. Последние должны уже предъявляться не самим руководителем, а через заместителей, актив.

3. Третья: подлинная сплоченность коллектива. Стиль руководства – коллегиальный, демократический. [5, с. 59]

Командир выступает  организатором деятельности педагогического  коллектива, в которой достигается  общий результат и реализуются способности и опыт отдельных его участников. Руководитель в коллективе выступает в качестве администратора, специалиста, общественного деятеля, воспитателя, авторитетного человека. Такие качества влияют на межличностное общение, формируют ценностно-ориентационное единство коллектива, готовность к взаимопониманию и взаимопомощи.

При анализе личностных характеристик руководителя, способствующих жизнеустойчивости педагогического коллектива, следует выделить общие и специфические черты. Общие – это направленность личности, ее подготовленность, качества характера. Специфические – организаторские и коммуникативные способности, эмоционально-волевое воздействие, склонность к педагогической деятельности.

Деловое общение зависит  и от внешнего облика руководителя – существенного психологического фактора. Личное обаяние, аккуратность и строгость во внешнем облике – свидетельство общей культуры и воспитанности руководителя.

Личное обаяние – это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений руководителя, состоящих из нравственной характеристики, психологических знаний и умений, техники самопрезентации, визуального эффекта и др. [2, c. 179]

Когда говорят о личном обаянии педагога, используют термины фасцинация (эмоционально насыщенное воздействие на партнера по общению) и аттракция (возникновение привлекательности одного человека для другого). [2, c. 180]

Среди способов фасцинации выделяют прежде всего взгляд (он должен быть прямым, открытым, если и непреклонным, то нехолодным), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), просчитанный ритм речи (подобный хорошему музыкальному – то побуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Впрочем, фактор личного обаяния руководителя часто недооценивают.

В качестве важного критерия эффективности управленческой деятельности, а следовательно, и обеспечения высокого уровня морально-психологического настроя военнослужащих выступает авторитет командира, руководителя, так как он возникает в результате совместных действий и общения в социальной группе и служит своеобразным «продуктом» результативности групповой деятельности.

Авторитет является социально-психологическим явлением, которое выражается в возможности одного человека оказывать влияние на других. [2, c. 182]

При этом в основе авторитета лежит комплекс социально-значимых свойств личности руководителя, опираясь на которые он вызывает побудительный эффект у подчиненных, завоевывает признание коллектива.

Различают авторитет  официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный. Если должностной авторитет руководителя вытекает из сути системы военного управления, то личностный – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Авторитет должности, воинского звания – это объективная основа, но при этом она не обеспечивает личностный авторитет.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих возникновение  и развитие интегративных процессов  в коллективе под воздействием руководителя: организованность, сработанность, сплоченность, взаимозаменяемость. Отсутствие таких факторов дестабилизирует морально-психологический климат коллектива, порождает конфликты.

Следует отметить, что  в деятельности командира, направленной на обеспечение должного уровня морально-психологического состояния педагогического коллектива, следует учитывать и личностные проявления специфики педагогической деятельности. В исследованиях профессионально-педагогических коллективов выделены общие характерологические черты педагогов. Кроме таких положительных качеств, как более высокий интеллектуальный уровень, более широкий кругозор и т. д., чем у представителей ряда профессий, наблюдается и определенная профессиональная деформация, проявляются качества, которые способны изменить поведение человека на службе, в коллективе.

Педагогам свойственна завышенная самооценка. Данные исследований свидетельствуют о том, что зачастую она не совпадает с оценкой другими людьми. Общим для педагогов является и высокая критичность по отношению к коллегам, руководителям.

Информация о работе Офицер как руководитель педагогического коллектива