Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:48, контрольная работа
Познание - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.
1. Определение понятия познания………………………………………………….3
2. Краткая характеристика ощущений……………………………..……..………4
3.Ощущение как познавательный процесс………………………..……………….8
4.Сенсорное развитие детей………………………………………………………..9
5.Литература…………………………………………………...……………………11
БОЛЬ
Боль является биологически очень важным
защитным приспособлением. Возникая под
воздействием разрушительных по своему
характеру и силе раздражений, боль сигнализирует
об опасности для организма.
Имееются участка мало чувствительные
к боли и другие - значительно более чувствительные.
В среднем 1 см2 приходится 100 болевых точек.
Экспериментальные исследования дают
основание считать, что распределение
болевых точек является динамическим,
подвижным и что болевые ощущение - результат
определенной, превышающей известный
предел интенсивности, длительности и
частоты импульсов, идущих от того или
иного раздражителя.
Для болевой чувствительности характерна
малое возбудимость.
Импульсы, возникающие вслед за болевым
раздражением, характеризуется медленностью
проведения. Адаптация для болевых импульсов
поступает очень медленно. Ощущение боли,
как правило, связано с чувством неудовольствия
или страдания.
Боль относительно плохо, неточно локализуется,
часто носит размытый характер. Вследствие
относительно размытого, нечетко очерченного
характера болевого ощущения оно оказывается
очень подвижным и поддающимся воздействия
со стороны высших психических процессов,
связанных с деятельностью коры, - представлений,
направленности мыслей и т.д. Так, приувеличенное
представление о силе ожидающего человека
болевого раздражения способно заметно
повысить болевую чувствительность.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Температурная (термическая) чувствительность
дает нам ощущение тепла и холода. Эта
чувствительность имеет большое значение
для рефлекторной регуляции температуры
тела.
Традиционная классическая физиология
органов чувств рассматривает чувствительность
к теплу и холоду как два разных и независимых
вида чувствительности, каждый из которых
имеет свои периферические рецепторные
аппараты. Анотомическими органами ощущения
холода считают колбы Краузе, а тепла -
руффинивы тельца. Однако это лишь гипотеза.
При раздражении холодовых точек неадекватным
раздражительем, например горячим острием,
они дают холодовое ощущение. Это так называемые
пародоксальное ощущение холода.
Не существует раз и навсегда твердо фиксированных
точек тепла и холода ( а также давления
и болии), поскольку, как оказалось, количество
этих точек изменяется в зависимости от
интенсивности раздражителя. Этим объясняется
тот факт, что различные исследования
находят различное количество чувствительных
точек на тех же участках кожи. В зависимости
от интенсивности раздражителя и структурного
отношения раздражителя к воспринимающему
аппарату изменяется не только количество
чувствительных точек, но и качество получающегося
ощущения: ощущения тепла сменяется с
ощущением боли, ощущение давления переходит
в ощущение тепла и т.д.
Существенную роль в термических ощущениях
играет способность кожи довольно быстро
адаптироватся к разным температурам.
Субъективным термическим нулем, который
не дает никаких температурных ощущений,
являются средние температуры, приблизительно
равные температуре кожи. Более высокая
температура объекта дает нам ощущение
тепла, более низкая - холода. Термическиеощущуния
вызываются различием в температуре или
термическим обменом, который устанавливается
между органом и внешним объектом.
ПРИКОСНОВЕНИЕ, ДАВЛЕНИЕ
Ощущение прикосновения и давления тесно
связаны между собой. Даже классическая
теория кожной чувствительности (основанная
М. Бликсом и М.Фреем), которая исходит
из признания особых чувствительных точек
для каждого вида кожных ощущений, не предполагает
особых чувствительных точек для каждого
вида кожных ощущений, не предполагает
особых рецепторных точек для давления
и прикосновения. Давление ощущается как
сильное прикосновение.
Характерной особенностью ощущений прикосновения
и давления (в отличие, например, от болевых
ощущений) является относительно точная
их локализация, которая вырабатывается
в результате опыта при участии зрения
и мышечного чувства. Характерной для
рецепторов давления является их быстрая
адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем
не столько давление как таковое, сколько
изменения давления.
Чувствительность к давлению и прикосновению
на различных участках кожи различна.
ОСЯЗАНИЕ
Ощущение прикосновения и давления в такой
абстрактной изолированности, в какой
они выступают при типичном для традиционной
психофизиологии определений порогов
кожной чувствительности, играют лишь
подчиненную роль в признании объективной
действительности. Практически, реально
для признания действительности существенно
не пассивное прикосновение чего-то к
коже человека, а активное ОСЯЗАНИЕ, ощупывание
человеком окружающих его предметов, связанное
с воздействием на них. Осязание - это специфически
человеческое чувство работающей и познавающей
руки; оно отличается особенно активным
характером.
При осязании познание материального
мира совершается в процессе движения,
переходящего в сознательно целенаправленное
действие ощупывания, действенного познания
предмета.
Ощущение прикосновения и давления в такой
абстрактной изолированности, в какой
они выступают при типичном для традиционной
психофизиологии определении порогов
кожной чувствительности, играют лишь
подчиненную роль в познании объективной
действительности. Практически, реально
для познания действительности существенно
не пассивное прикосновение чего-то к
коже человека, а активное осязание, ощупывание
человеком окружающих его предметов, связанное
с воздействием на них.
Осязание - это специфически человеческое
чувствоработающей и познавающей руки;
оно отличается особенно активным характером.
При осязании познание материального
мира совершается в процессе движения,
переходящего в сознательно целенаправленное
действие ощупывания, действенного познания
предмета.
Осязание включает ощущение прикосновения
и давления в единстве с кинестетическими,
мышечно-суставными ощущениями.
У человека есть специфический орган осязания
- рука и притом главным образом движущаяся
рука. Будучи органом труда, она является
вместе с тем и органом познания объективной
действительности. Отличие руки от других
участков тела заключается в том, что будучи
органом, сформировавшимся в труде и приспособленным
для воздействия на предметы объективной
действительности, рука способна к активному
осязанию, а не только к рецепции пассивного
прикосновения. Наиболее слабым пунктом
в изолированно действующем осязании
является познание соотношений пространственных
величин,наиболее сильным - отражение
динамики, движения, действенности.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.
Тесно связанные между собой обоняние
и вкус являются разновидностями химической
чувствительности. До недавнего времени
принято было думать, что у человека обоняние
не играет особенно существенной роли.
Но значение его все же велико в силу влияния,
которое обоняние оказывает на функции
вегетативной нервной системы и на создание
положительного или отрицательного эмоционального
фона, окрашивающего самочувствие человека
в приятные или неприятные тона.
Обоняние доставляет нам большое многообразие
различных ощущений, для которых характерен
присущий им обычно яркий положительный
или отрицательный аффективно-эмоциональный
тон.
ВКУСОВЫЕ
ОЩУЩЕНИЯ.
Вкусовые ощущения, как и обонятельные,
обусловлены химическими свойствами вещей.
Как и для запахов, для вкусовых ощущений
не имеется полной, объективной классификации.
Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми
веществами, можно выделить четыре основных
качества - соленое, кислое, сладкое и горькое.
К вкусовым ощущениям обычно присоединяются
ощущения обонятельные, а иногда также
ощущения давления, тепла, холода и боли.
Большую роль в вкусовых ощущениях играет
процесс компенсации т.е. заглушение одних
вкусовых ощущений (соленое) другими (кислое).
Наряду с компенсацией в области вкусовых
ощущений наблюдаются также явления контраста.
Например, ощущение сладкого вкуса сахарного
раствора усиливается от примесей небольшого
количества поваренной соли.
Вкусовые ощущения играют заметную роль
в настройке эмоционального состояния,
через вегетативную нервную систему вкус,
наряду с обонянием, влияет на пороги других
рецепторных систем, например на остроту
зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности
и проприоцепторов.
СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Особое значение слуха у человека связано
с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением
воздействующих на слуховой рецептор
звуковых волн, которые порождаются звучащим
телом и представляют собой переменное
сгущение и разрежение воздуха.
Звуковые волны обладают, во-первых, различной
амплитудой колебания. Во-вторых, по частоте
или продолжительности периода колебаний.
В-третьих, формой колебаний.
Слуховые ощущения могут вызываться как
периодическими колебательными процессами,
так и непериодическими с нерегулярно
изменяющейся акустической частотой и
амплитудой колебаний. Первые отражаются
в музыкальных звуках, вторые - в шумах.
В звуках человеческой речи также представлены
как шумы, так и музыкальные звуки.
Основными свойствами всякого звука являются:
1.его громкость,
2. высота,
3. тембр.
При воздействии звука в слуховом аппарате
происходят процессы адаптации, изменяющие
его чувствительность. Однако в области
слуховых ощущений адаптация очень невелика
и обнаруживает значительные индивидуальные
отклонения. Особенно сильно сказывается
действие адаптации при внезапном изменении
силы звука. Это так называемый эффект
контраста.
Далеко не все звуки воспринимаются нашем
ухом. Как ультразвуки (звуки с большой
частотой), так и инфразвуки (звуки с очень
медленными колебаниями)остаются вне
пределов нашей слышимости.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Роль зрительных ощущений в познании мира
особенно велика. Они доставляют человеку
исключительно богатые и тонко дифференцированные
данные, притом огромного диапазона. Зрение
нам дает наиболее совершенное, подлинное
восприятие предметов. Зрительные ощущения
наиболее дифференцированы от аффективности,
в них особенно силен момент чувственного
созерцания. Зрительные восприятия - наиболее
"опредмеченны", объектированные
восприятия человека. Именно поэтому они
имеют очень большое значение для познания
и для практического действия.
Зрительное ощущение, возникающее в результате
воздействия на глаз света, всегда обладает
тем или иным цветовым качеством. Но обычно
нами воспринимается не цвет "вообще",
а цвет определенных предметов. Предметы
эти находятся от нас на определенном
расстоянии имеют ту или иную форму, величину
и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих
многообразных свойств объективной действительности.
Но отражение предметов в их пространственных
и иных свойствах относится уже к области
восприятия в основе которого частично
лежат также специфические зрительные
ощущения.
В зрительных ощущениях отчетливо проявляются
все основные психофизиологические закономерности
рецепторной деятельности - адаптация,
контрастность, последействие, так же
как и взаимодействие.
Адаптация глаза заключается в приспособлении
глаза к воздействию световых раздражителей.
Вследствие различного характера адаптации
отдельных участков сетчатой оболочки
глаза возникает явление последовательного
контраста.
Под последовательным контрастом разумеются
временные изменения в цветовом ощущении,
которые возникают вследствие предварительного
действия на определенные участки глаза
световых раздражителей.
4.Сенсорное развитие детей.
Рассматривая
ощущение как один из сенсорных процессов,
нельзя не поставить вопрос о соотношении
ощущений и эмоций. Экспериментально-
Ощущения могут быть охарактеризованы четырьмя параметрами: модальность, интенсивность, длительность, отчетливость. Эмоции же – только тремя: модальность, интенсивность, длительность. Удовольствие и неудовольствие могут быть, согласно Э. Титченеру, более или менее интенсивными, более или менее длительными, но никогда не бывают ясными. На эмоциях невозможно сосредоточить свое внимание. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем яснее оно становится, если же мы обращаем внимание на эмоцию, она просто исчезает. Ощущения можно локализовать в пространстве, эмоции – нет. Эмоции всегда имеют одинаковый объем с сознанием. Ощущения суть объективно обусловленные элементы сознания, эмоции субъективно инициированы. Эмоции субъективны в том смысле, что они никогда не появляются одни, но всегда сопровождают ощущения.
Конкретно
жизненный смысл различия между
эмоциями и ощущениями приобретают
при рассмотрении феномена болевых
переживаний. С одной стороны, боль
– это неприятное, гнетущее, иногда
нестерпимое ощущение, возникающее
при раздражении болевых
Быстро
развивающаяся в последнее
Литература.
1. Айзенк М., Брайант П., Куликэн Х. и др. Психология: комплексный подход. Мн.: Новое знание, 2002;
2. Блум, Лейзерсон, Хофстердер. Мозг, разум, поведение. М.: Мир,1988;
3. Брунер. Психология познания. М.: Прогресс, 1977;
4. Коломинский. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986;
5. Крутецкий. Психология. М.: Просвещение, 1980;
6. Крысько. Общая психология в схемах и комментарии к ним. М.: МПСИ, 1998;
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1 т. М.: Педагогика, 1989. Электронная онлайн библиотека
Информация о работе Ощущения и их роль в познании окружающего мира