Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:51, реферат
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Цель работы:
1. Рассмотреть природу человеческой памяти.
2. Изучить ее структуру и механизм запоминания.
Введение………………………………………………………………...….3
1.История изучения памяти…………………………………………..…...4-6
2.Виды памяти…………………………………………………………...…7-9
3.Основные процессы и механизмы памяти……………………………..9-11
3.1Индивидуальные особенности памяти…………………………………12
3.2 Типологические особенности памяти…………………………….…12-13
Заключение……………………………………………………………….14-15
Список литературы…………………………………………………….……16
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет Государственного и Муниципального управления
Кафедра кадровой политики и управление персоналом
Специальность сервис недвижимости
Реферат
По дисциплине «Психология»
На тему «Память.Виды памяти и их особенности.»
Выполнила: студентка группы 8105 Проверил: кандидат психологических наук
Перепечина Е.К. Кафедра КП и УП
Лебедева Юлия Вениаминовна
.
Новосибирск 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.История изучения памяти…………………………………………..…...4-
2.Виды памяти…………………………………………………………..
3.Основные процессы и механизмы памяти……………………………..9-11
3.1Индивидуальные особенности памяти…………………………………12
3.2Типологические особенности памяти…………………………….…12-13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Память - самая долговечная из наших способностей.
В старости мы помним события детства
восьмидесятилетней, а то и большей давности.
Случайно оброненное слово, может воскресить
для нас, казалось, давно забытые черты
лица, имя, морской или горный пейзаж. Память
определяет нашу индивидуальность и заставляет
действовать тем или иным способом в большей
степени, чем любая другая отдельно взятая
особенность нашей личности. Вся наша
жизнь есть не что иное, как путь из пережитого
прошлого в неизвестное будущее, освящаемый
лишь в то ускользающее мгновение, тот
миг реально испытываемых ощущений, который
мы называем " настоящим ". Тем не
менее, настоящие - это продолжение прошлого,
оно вырастает из прошлого и формируется
им благодаря памяти. Именно память спасает
прошлое от забвения, не дает ему стать
таким же непостижимым, как будущее. Иными
словами, память придает направленность
ходу времени. Для каждого из нас память
уникальна. Память позволяет нам осознавать
и собственную индивидуальность, и личность
других людей. Лишившись памяти, человек
утрачивает собственное "я", перестает
существовать. Вот почему так бесконечно
интересны и пугающе клинические случаи
потери памяти. Человеческая память закодирована
в десяти миллиардах нервных клеток, образующих
наш мозг, и в десяти триллионах связей
между этими клетками. Следы памяти - это
живые процессы, которые трансформируются
и наполняются новым содержанием всякий
раз, когда мы их оживляем. Психолог С.Л.Рубинштейн
как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами
на мгновение. Наше прошлое было бы мертво
для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно
исчезало бы в прошлом». (Немов Р.С., Общие
основы психологии, книга 1, «Просвещение»,
Москва, 1994, стр. 184)
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции .Память –одно из уникальных способностей человека, именно поэтому я выбрала тему «Память. Её виды и особенности».
Цель работы:
История изучения памяти.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. Немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но намного более интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном вниманию к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся ни концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Другой известный немецкий психолог Г. Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. На первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности, и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, и
конце XIX — начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного.
Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория.
Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в периоде на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). В тех исследованиях, где предпринимались попытки проводить эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Однако, несмотря на определенные успехи и достижении, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и психоанализа.
Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к
ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом. Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль
эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было
установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события,
имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.
Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория
памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших
произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку
осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.
Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х годов приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также
непосредственную и опосредованную память. Работы Выготского явились
дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.
Исследования Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции
психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.
Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. В отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.
Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что
запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими
биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования так называемых процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.
Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.
Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них –деление памяти по времени сохранения материала, другое –по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.
В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.1
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память –непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это –память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.