Память. Свойства и методы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Вложенные файлы: 1 файл

Вступление.docx

— 69.38 Кб (Скачать файл)

Одно из главных  свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид  памяти при определенном условии  тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности  непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в  кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной  умственной работы.

В самом термине "кратковременная  память" закреплен внешний, временной  параметр явления безотносительно  к тому, как оно связано с  деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью  для организма. Длительность события  сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность  повторения в будущем, что требует  к нему большей готовности. В этом консолидацию следов можно рассматривать  как своеобразную оценку значимости данного материла для осуществления  предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод  его в долговременную память.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - кратковременная и долговременная - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком  нарушении, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушением памяти, -антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система.

Схема 2

Входящая информация

Кратковременная память

Перевод

(перекодирование)

Долговременная  память

Вытеснение

 
 
 
 

На рисунке схематически представлена одна из концепций, показывающая совместную работу кратковременной  памяти и долговременной памяти, разработанная  американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

Характеристика  долговременной памяти 

В соответствии с  вышеупомянутой теорией Р. Аткинсона и Р. Шифрина долговременная память представляется практически неограниченный по объему, но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти.

Во  многих  жизненных  ситуациях  процессы  кратковременной  и долговременной памяти работают практически  параллельно. Например, когда человек  ставит перед собой задачу запомнить  что-либо такое, что заведомо превосходит  возможности его кратковременной  памяти, он часто сознательно или  бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которая облегчает ему запоминание. Такая группировка  в свою очередь  предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для  обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его   к числу смысловых  единиц, не превышающих объема кратковременной  памяти.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память обычно вызывает затруднения, так  как, для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать  в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в  долговременной памяти. В отличие  от кратковременной памяти в долговременной этот процесс не является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому  определенного, известного запоминающему  смыслового значения.

Таким образом, долговременная память имеет смысловую организацию. Этот факт особенно отчетливо проявляется  в тех случаях, когда, прослушав  или прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, мы надолго запоминаем смысл воспринятого, может передать его собственными словами. Иногда - чаще всего в тех случаях, когда  единицы запоминаемого материала  трудно осмыслить (например, иностранные  слова, беспорядочные наборы букв или  цифр), - мы решаем проблему их запоминания  за счет искусственного включения их в смысловые связи с другими  известными словами и через них  благодаря сохранившемуся в памяти смыслу удерживаем и то, что отдельно осмысленно запомнить трудно.

Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают  просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом  его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в  себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся зрительно  его представить, тем лучше и  прочнее он запоминается.

Если предметом  запоминания является текст, то наличие  заранее продуманных и четко  сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в  процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал ранее не был как следует запомнен, сколько тем, что к нему затруднен доступ. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени у нас под рукой просто может не оказаться необходимого стимула-средства для припоминания.

Чем богаче и разнообразнее  стимулы-средства, которыми мы располагаем  для запоминания, чем более они  доступны для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме  того, повышают вероятность успешного  припоминания: правильная организация  запоминаемой информации и обеспечение  при ее воспроизведении таких  психологических условий, которые  идентичны тем, в которых происходило  запоминание соответствующего материала.

Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы  правильно организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом  припоминается.

Организация  запоминаемого  материала  способствует  его  лучшему воспроизведению потому, что она облегчает последующий  поиск воспроизведению потому, что  она облегчает последующий поиск  необходимой информации в "кладовых" долговременной памяти, а этот поиск  требует системы продуманных, экономичных  действий, наверняка ведущих к  нужному результату.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другим материалом. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями, и их появление в сознании    порождает    одновременное    припоминание    конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место тогда, когда вместо одного материала заучивается другой, особенно на той стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен учащимися, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти (и уже забыты для кратковременной), а другие в это же время только начинают изучаться.

На воспоминание материала влияют и связанные  с ним эмоции, причем в зависимости    от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатлениями мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Эмоциональные состоянию,  сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатлений в памяти ситуаций; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними возникает в представлениях и вся ситуация, а припоминание существенно облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

4. Процессы памяти 

При выделении различных  видов памяти имеются в виду некоторые  устойчивые свойства и стороны, характеризующие  память независимо от какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая  ее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение материала.

Но, кроме видов  памяти, выделяют еще процессы памяти. При этом в качестве основания  рассматривают именно различные  функции, выполняемые памятью в  жизни и деятельности. К процесса памяти относятся:

Таблица 1

Процессы  памяти Краткая характеристика
Запоминание - это процесс памяти, в результате которого  происходит закрепление  нового путем связывания  его с приобретенным  ранее.

Различаются:

  • кратковременное и долговременное
  • произвольное и непроизвольное
воспроизведение (актуализация, возобновление) - процесс памяти, в  результате которого  происходит актуализация  закрепленного ранее  содержания психики  путем извлечения  его из долговременной  памяти.

Внутри  процесса воспроизведения  можно выделить его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание.

Особое  место занимает воспоминания - историческая память личности

Сохранение - определяется степенью  участия материала  в деятельности  личности. Процент  сохранения заученного  материала после  определенного отрезка  времени находится  в обратно пропорциональном  отношении  к  объекту этого  материала при  условии количественно  и качественно  одинаковой работы  с ним
забывание материала - зависит от времени.  Это впервые экспериментально  установил нем6ецкий  психолог Эббингауз,  который показал,  что забывание  особо интенсивно  протекает после  заучивания, а затем  замедляется. Чем  более осознан  материал, тем медленнее  он забывается. Имеет  избирательный характер. Устойчиво  значимый  материал забывается  медленнее
 

В указанных процессах  особенно ярко обнаруживается связь  памяти с деятельностью, а также  протекание ее актов как особых самостоятельных  (мнемических) действий.

5, Факторы, влияющие на продуктивность памяти.

В настоящее время  разработано и на практике используется немалое количество разнообразных  систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмыслить и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельность,

Поскольку от внимания к материалу непосредственно  зависит его понимание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

Доказано, что воображением человека можно управлять. При наличии  продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на способность к запоминанию, то приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Рассмотрим некоторые  конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться  любой человек независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении запоминаемого материала выполнить следующую последовательность действий:

1.     Мысленно  связать запоминаемое с каким-либо  хорошо известным и легко представляемым  в воображении предметом. Этот  предмет далее связать с каким-нибудь  другим, который окажется под  рукой именно тогда, когда нужно  будет вспомнить запоминаемое.

2.    Оба предмета  в воображении соединить каким-либо  причудливым способом друг с  другом в единый предмет.

Информация о работе Память. Свойства и методы совершенствования