Память как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 10:31, реферат

Краткое описание

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Содержание

1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4.Методы исследования.

5.Заключение.

6.Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

печатать.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

Для уменьшения забывания необходимо:                                                                            1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью) ;                                                                     2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Например: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.                                                                                     Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.           Скорость запоминания – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.                                                                      Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.                                                            Память зависит от особенностей развития нервной системы, воспитания, обучения и деятельности человека. Те виды памяти, которые чаще всего используются, совершенствуются. Обычно, это связано с профессиональной деятельностью: у врачей хорошая память на лица, у ученых — великолепная смысловая и логическая память.                                                                            Особенность развития памяти у ребенка заключается в том, что у него сначала действует эмоциональная и моторная память, которая постепенно дополняется и замещается образной и логической. Естественное для детей непосредственное запоминание постепенно превращается в опосредованное, когда осознанно используются различные мнемотехнические приемы. Непроизвольное запоминание у взрослого человека превращается в произвольное.                                                                                                                        Для запоминания ребенок использует различные предметы, рисунки, записи и т.п., по мере взросления он переключается на такие «инструменты», как чувства, образы, мысли. Речь постепенно превращается из чисто внешней функции общения во внутреннюю.                                                                                  В основе памяти лежат ассоциации. Связанные предметы или явления, связываются и в нашей памяти. Например, встретив один из предметов, человек по ассоциации может вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит образовать ассоциацию того, что нужно запомнить с тем, что уже известно.                                                                                                                Ассоциация – это временная нервная связь. Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.

Ассоциации по смежности объединяют  два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.

Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности  противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Еще есть сложные ассоциации. В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род  и  вид (рыба – окунь), часть и целое (долька – апельсин), причина и следствие (жара – жажда).                                           Для образования  ассоциаций  требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возникнет сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.                                      Чтобы использовать способность к ассоциациям для запоминания, следует задать ребенку вопросы: Что напоминает тебе это слово? Что напоминает тебе этот рисунок? Что напоминает тебе этот предмет?                                              Особенностью развития памяти является то, что ей можно управлять, подбирая подходящие методы. Произвольным запоминание называется тогда, когда есть сознательная цель выучить материал. В таком случае для заучивания можно использовать специальные приемы — выделение основных мыслей, составление плана, схем и прилагать усилия воли.                                                     Механическое запоминание - закрепление материала  путем многократного повторения. Его чаще использовать  при изучении  иностранных слов и различных правил.                                                                                                 Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей между частями изучаемого материала. Отдельные части анализируются и обобщаются – такое запоминание наиболее быстрое и прочное.     На успешность запоминания влияет цель, стоящая перед человеком: насколько близко к тексту надо запоминать материал, в той же последовательности или нет? Заучивание будет зависеть от цели: если требуется точно воспроизвести текст – нужно повторять  отдельные фразы и слова; если важна точность в последовательности воспроизведения – установить смысловые связи и логику материала.                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследования.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.  
 
Исследование объема кратковременной памяти  
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.  
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.  
Процедура исследования  
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов. 

 
Первый набор  
5241  
96023  
254061  
7842389  
34682538  
598374623  
6723845207 

 
Второй набор 
7106  
89934  
856086  
5201570  
82744525  
715843413  
1524836897 

 
Третий  
1372  
64805  
725318  
0759438  
52186355  
132697843  
3844528716 

 
 Четвертый набо 
7106  
89934  
856086  
5201570  
82744525  
715843413  
1524836897 


 
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.  
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"  
Обработка результатов  
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:  
ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";  
наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;  
количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;  
коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:  
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,  
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;  
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;  
n – число серий опыта, в данном случае – 4.  
Анализ результатов  
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

 
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания 

 
Коэффициент  
 
объема памяти /Пк/ 

 
Уровень  
 
кратковременного запоминания 

 
10  
8-9  
7  
6-5 
3-4 

 
очень высокий  
высокий  
средний  
низкий  
очень низкий 


 
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.  
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.  
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники. 

 
Исследование опосредованного запоминания.  
 
Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.  
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.  
Процедура исследования  
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.  
Опыт №1  
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.  
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования.


 
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу "Говорите!", назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!"  
Слова для запоминания в опыте 1:  

 
1. Рыба 

 
6. Власть 

 
11. Белка 

 
16. Чулки 

 
2. Фунт 

 
7. Огонь 

 
12. Песок 

 
17. Волк 

 
3. Бант 

 
8. Кофта 

 
13. Зубы 

 
18. Завод 

 
4. Нога 

 
9. Хлеб 

 
14. Окно 

 
19. Лилия 

 
5. Сено 

 
10. Совок 

 
15. Ручка 

 
20. Пирог 


 
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.  
Опыт №2  
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.  
В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.  
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!"  
Слова для запоминания в опыте 2: 

 
1. Курица – яйцо 

 
11. Перо – бумага 

 
2. Кофе – чашка 

 
12. Закон – декрет 

 
3. Стол – стул 

 
13. Грамм – мера 

 
4. Земля – трава 

 
14. Солнце – лето 

 
5. Ложка – вилка 

 
15. Дерево – лист 

 
6. Ключ – замок 

 
16. Очки – газета 

 
7. Зима – снег 

 
17. Туфли – обувь 

 
8. Корова – молоко 

 
18. Полка – книга 

 
9. Вино – стакан 

 
19. Голова – волосы 

 
10. Печка – дрова 

 
20. Голос – певец 

Информация о работе Память как познавательный психический процесс