Память как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 10:31, реферат

Краткое описание

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Содержание

1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4.Методы исследования.

5.Заключение.

6.Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

печатать.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

 
По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.  
Обработка результатов  
По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу: 

 
Слова, воспроизведенные 

 
Опыт 1 

 
Опыт 2 

 
правильно  
 
неправильно 

 
 

 

 
 

 

 
Анализ результатов  
Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.  
Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение. 

Исследование преобладающего типа запоминания . 
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.  
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.  
Процедура опыта  
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.  
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.  
 
Опыт №1  
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.  
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".  
Слова для запоминания в первом опыте:  
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.  
После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"  
 
Опыт №2  
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.  
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.  
Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".  
Слова для запоминания во втором опыте:  
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.  
После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.  
 
Опыт №3  
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.  
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.  
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".  
Слова для запоминания в третьем опыте:  
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.  
Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.  
 
Опыт №4  
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.  
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".  
Слова для запоминания в четвертом опыте.  
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.  
Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.  
Обработка результатов  
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу. 

 
ТИП ПАМЯТИ 

 
Количество правильно  
 
воспроизведенных слов 

 
Слуховой 

 
Зрительный 

 
Моторно/слуховой 

 
Комбинированный 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Анализ результатов  
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.  
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.  
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации. 

ЭкспериментА.А. Смирнова.                                                                                                   Эксперимент Смирнова доказывает, что непроизвольное запоминание связано с основным руслом немнемической деятельности. Испытуемым предлагалась простая инструкция – вспомнить все, что происходило с ними по пути из дома на работу. Полученные результаты можно условно разбить на три группы:

1.Воспоминания относятся к тому, что люди делали, мысли вспоминаются значительно реже, и относятся преимущественно к действиям.

2. В воспоминаниях отражается  то, что выступило как препятствие  на пути или, наоборот, облегчало  путь (“опаздывал на работу, а  тут как назло автобус только  что ушел”).

3. Воспоминания не связанные  с действием – нечто странное, необычное, вызывающее вопрос (“мороз  на улице, а женщина без перчаток”).

Данные эксперимента могут быть объяснены в связи с учетом направленности испытуемых в тот момент, когда они выполняли деятельность, о которой рассказывали. Они были направлены на то, чтобы своевременно достичь цели, прийти вовремя – таковы были их задача и мотивы деятельности. Этот целенаправленный переход из дома на работу ,,... и был той основной деятельностью, которую они выполняли. Испытуемые не думали и шли, более или менее машинально, во время думания, а шли и думали во время ходьбы. ...Основное, что они делали в тот период времени, о котором рассказывали, это был именно переход из дома на работу, а не те процессы мышления, какие у них были, безусловно, в достаточном количестве, но не были связаны с основным руслом их деятельности” ([3], с. 224).

На основании результатов был сделан общий вывод: запоминается то, что связано с основным руслом деятельности.

Таковы основные экспериментальные исследования взаимосвязи между запоминанием и деятельностью

 

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.

Кривая забывания Эббингауза

В ходе опытов было установлено, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученного. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, то через два месяца в памяти от него останется лишь ничтожно малая часть, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия. В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того – незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершенные.

                                                                                    

 

 

 

 

 

 
Заключение.

Память является одним из основных свойств личности.                                                        Человек, лишенный памяти, по  сути дела перестает быть человеком.                                Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем.В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памятиизвестный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое

Память — это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.Личность формируется на протяжении всей жизни человека, следовательно, и память тоже.                                                                                                                             Знание основных особенностей развития памяти поможет достичь хороших результатов желающим усовершенствовать свои интеллектуальные способности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
  6. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное

 воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.

7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.125.

8.Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной    памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130.

9.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

                                                    

 

 


Информация о работе Память как познавательный психический процесс