Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Программа изучения коллектива школьного класса. Деятельность, направленность личности и ее формирование.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
ПЛАН 5
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 5
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 6
3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 17
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 19
5.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21
ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 24
ПЛАН 24
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 24
2. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
3. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 28
5. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 31
6. ПОНЯТИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 34
ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ И ЕЕ РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 36
ПЛАН 36
1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ 36
2.ЛОГИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 38
3.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 38
4.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 42
5.ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 45
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОКА 46
ЛЕКЦИЯ 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 48
ПЛАН 48
1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 48
2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 49
3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ 52
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ. ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 54
ЛЕКЦИЯ 5. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 56
ПЛАН 56
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 56
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ 57
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 60
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ 61
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 61
РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ 63
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 64
ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ 66
3.ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ 67
4.ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 71

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц по пед психологии.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

      Учитель в современной школе выполняет  ряд функций:

  1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
  2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
  3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
  4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

    4.Психологические  требования к личности  учителя

      К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

      Главным и постоянным требованием, предъявляемым  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

      Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем.  И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

      Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

      Для того чтобы успешно справляться  со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
  • экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
  • перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

      К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

      К.Д. Ушинский справедливо относил это  понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
  • не противопоставлять сильных слабым;
  • не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
  • замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
  • воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
  • формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

      Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и  не будет наказывать, обращать слишком  пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

    5. Проблемы педагогического  общения

      Педагогическое  общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
  • мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
  • взаимодействие и организация совместной деятельности;
  • разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
  • взаимная удовлетворенность участников общения.

      Такой широкий спектр задач требует  оптимизации педагогического общения - по задачам, по средствам, по результату.

      Взаимодействие  учителя с учащимися  - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).

      Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

      При демократическом стиле руководства  учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

      При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

      Стиль руководства накладывает отпечаток  на всю систему взаимоотношений  учителя с учащимися: на то, как  воспринимает учитель своих учеников, как часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями.

      В противном случае возникают конфликты  учащихся с учителями. Наблюдается «возрастное своеобразие» в протекании конфликтов. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.)

      Стиль руководства учителя формируется  под влиянием субъективных и объективных  факторов. Под субъективными факторами  понимают характерологические особенности  личности учителя. К объективным факторам относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в учительском коллективе и ряд других факторов.

    6. Понятие об индивидуальном  стиле педагогической деятельности

      Говоря  об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

  • в темпераменте;
  • в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения; 
  • в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

      Поэтому любой педагогический опыт буквально  копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

    7. Психологические  особенности педагогического коллектива

      А.С. Макаренко писал: «... я не представлял  и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы.

Информация о работе Педагогическая психология